CinemaScope® (Синемаскоп)

Cinemascope Logo

CinemaScope® (Синемаскоп)
В начале 50-х годов XX века первой системой широкоэкранного кинематографа, основанной на принципе анаморфированного изображения и положившей начало его массового внедрения в кинопроизводство, стала система «CinemaScope» (Синемаскоп). Система была разработана кинокомпанией «20th Century Fox».
Для съемки фильмов по системе «Синемаскоп» используется стандартная 35-мм негативная кинопленка и обычная 35-мм кинокамера, перед объективом которой устанавливалась анаморфотная насадка с коэффициентом анаморфирования 2:1. Однако размер кадровой рамки в кинокамере увеличен с 22х16 мм до 23,8х18,67 мм. При проекции такого кадра на экран с коэффициентом анаморфирования 2:1 соотношение сторон на экране составляет 2,55:1.
Одновременно были разработаны и использовались два способа изготовления фильмокопий по системе «Синемаскоп».

35-mm-color-CinemaScope-magopt -The Robe 1953

А) Б)
Два варианта широкоэкранной копии кинофильма «The Robe» (Плащаница) (1953):
а) 35 мм копия со стереофонической 4-х канальной магнитной фонограммой
б) 35 мм копия с монофонической одноканальной оптической фонограммой

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШИРОКОЭКРАННЫХ ФИЛЬМОКОПИЙ ПО СИСТЕМЕ «CINEMASCOPE»

схема 5-mm-магнитная

35-мм фильмокопия с четырех канальной стереофонической магнитной фонограммой

 

схема 35-mm-оптическая

35 мм фильмокопия с монофонической оптической фонограммой.

В первом способе «Синемаскоп» фильмокопия печаталась на 35-мм пленке, перфорационные отверстия которой несколько меньшие, чем на стандартной пленке: 1,85х1,98 мм вместо 1,98х2,8 мм. Таким образом, сохраняя увеличенный размер кадра 23,16х18,16 мм, появляется возможность разместить на позитивной копии четыре магнитные дорожки для записи стереофонической фонограммы: 3 – шириной 1,6 мм; 1 – шириной 0,74 мм. Стереофоническая система «Синемаскоп» обеспечивает звучание четырех каналов – левого, центрального, правого и канала эффектного звука, который воспроизводился позади зрителя.
Печать фильмокопий со стереофонической магнитной фонограммой требует дополнительных операций и оборудования. К обычному процессу получения фильмокопии, состоящего из печати и проявки позитивной пленки, прибавились еще два процесса. Так как позитивная кинопленка не имеет магнитного слоя, то он наносится на уже проявленный позитив, а затем производится электромагнитная запись фонограмм. Понятно, что это удорожает и удлиняет срок производства стереофонических фильмокопий. Но стереофоническое звуковоспроизведение в начале 50-х годов прошлого века, не доступное телевидению, обеспечивало значительно более высокое качество звука и делало новую систему кинематографа еще более привлекательной для кинозрителя.
Характеристики системы «CinemaScope»

ХАРАКТЕРИСТИКИ  СИСТЕМЫ  «CinemaScope»
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМА КИНЕМАТОГРАФА
  Обычная «CinemaScope» с 4-канальной магнитной фонограммой «CinemaScope» с  оптиче­ской фонограммой
Размер кинопленки в мм 35 35 35
Размер кадра негатива в мм 22х16 23,8х18,67 23,8х18,67
Размер проецируемого кадра в мм 20,9х15,2 23,16х18,16 21,3х18,16
Шаг кадра в мм 19 19 19
Шаг перфорации в мм 4,75 4,75 4,75
Размер перфораций негатива в мм 1,98х2,8 1,98х2,8 1,98х2,8
Размер перфораций позитива в мм 1,98х2,8 1,85х1,98 1,98х2,8
Соотношение сторон кадра 1,38:1 1,275:1 1,175:1
Коэффициент анаморфирования 2 2
Соотношение сторон экрана 1,38:1 2,55:1 2,35:1
Фонограмма 2,54 мм Три – 1,6 мм,

Одна – 0,74 мм

2,54 мм
Рост ширины экрана при сохранении одной и той же высоты экрана в % 100 184 170
Площадь проецируемого кадра в мм2 318 421 387

Второй способ «Синемаскоп» отличается от первого наличием только одной стандартной монофонической оптической фонограммы. Фильмокопия печатается на 35-мм кинопленке со стандартными размерами перфораций. Для размещения одной монофонической оптической фонограммы шириной 2,54 мм размер кадра уменьшается по ширине и составляет 22 мм, при высоте 18,67 мм. Коэффициент анаморфирования остается неизменным – 2:1, а вот соотношение сторон на экране уже составит только 2,35:1.

Кадр из кинофильма «The Robe» (Плащаница) (1953) с отношением сторон 2,55:1.
Кадр из кинофильма «The Robe» (Плащаница) (1953) с отношением сторон 2,55:1.

16 сентября 1953 года в кинотеатре «Рокси» (Roxy) в Нью-Йорке прошла премьера первого цветного широкоэкранного полнометражного игрового фильма «The Robe» (Плащаница), снятого по системе «CinemaScope®».

Вслед за «Плащаницей» кинокомпания «20th Century Fox» в 1953 году выпустила на экран еще три художественных широкоэкранных фильмов по системе «Cinemascope»:
5 ноября – «How to Marry a Millionaire» (Как выйти замуж за миллионера)
(США, 20th Century Fox, 1953, цв. 95 мин, ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-канальная). Режиссер Ян Негулеско (Jean Negulesco). Оператор Жозеф Макдональд (Joseph MacDonald );

2 декабря – «Beneath the 12-Mile Reef » (Под рифом длиной в 12-миль)
(США, 20th Century Fox, 1953, цв. 102 мин, ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-канальная). Режиссер Роберт Д. Уэбб (Robert D. Webb). Оператор Эдвард Кронягер (Edward Cronjager);

22 декабря – «King of the Khyber Rifles» (Король винтовок Хайбер)
(США, 20th Century Fox, 1953, цв. 100 мин, ш/э (CinemaScope), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-канальная). Режиссер Генри Кинг (Henry King). Оператор Леон Шамрой (Leon Shamroy).

Кадр из кинофильма «How to Marry a Millionaire» (Как выйти замуж за миллионера) (1953)
Кадр из кинофильма «How to Marry a Millionaire» (Как выйти замуж за миллионера) (1953)

Музыкальная комедия «Как выйти замуж за миллионера» с Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) в главной роли, на самом деле – первый широкоэкранный фильм, снятый по этой системе. Он был завершен производством намного раньше фильма «The Robe». Однако руководство кинокомпании решило представить зрителям новую систему кинематографа более помпезным, постановочным фильмом, так картина с участием М. Монро стал вторым широкоэкранным фильмом в истории широкоэкранной системы «Cinemascope».
Уолт Дисней (Walt Disney), никогда не отстающий от технического прогресса в кинематографе, 10 ноября 1953 года выпускает на экран первый в мире широкоэкранный мультипликационный фильм «Toot Whistle Plunk and Boom» (Свистеть, гудеть, бренчать и грохотать)*.
Новый вид кинематографа быстро распространялся по киностудиям. В борьбе за зрителя они готовы были вкладывать значительные средства для модернизации кинопроизводства. «Широкоэкранный бум», начавшись в 1953 году, в отличие от «бума стереоскопического» не стал сиюминутной компанией.
К концу 1955 года, когда в СССР широкоэкранное кино делало только первые шаги, в мире по системе «Синемаскоп» уже работало более 34 000 широкоэкранных кинотеатров. Только в США их число составляло 16200. В Англии —2900, Западной Германии—2011, Испании—1220, Франции—1040, Австралии—773, Японии—741, Бельгии—530, Швеции—440, Бразилии—341, Мексике—338, Египте—263, Новой Зеландии—255, Индии—220, Италии—217, Кубе—215.
За первые два года (с 1953 по 1955 год) на киностудиях США по системе «Синемаскоп» было снято более двухсот художественных и документальных фильмов разных жанров. Среди них:

Кадр из кинофильма «Brigadoon» (Бригадун) (1954)
Кадр из кинофильма «Brigadoon» (Бригадун) (1954)

– первый широкоэкранный мюзикл «Brigadoon» (Бригадун) (США, Metro-Goldwyn-Mayer, 1954, цв. (Anscocolor), 108 мин., ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-х канальная). Режиссер Винсент Минелли (Vincente Minnelli), выпущенный на экран 1 января 1954 года, полностью снимался в павильонах, хотя большая часть сюжета развивается на натуре. Выдающийся американский кинооператор – оскароносец Джозеф Руттенберг (Joseph Ruttenberg) блестяще справился с освоением нового формата кадра. Мастерски владея светописью и композицией, он создал завораживающие зрелище утреннего тумана над «горной речкой», превратил декорации в настоящие горные просторы, деревенские улицы, создал полную иллюзию натуры;

Кадр из рекламного ролика к кинофильму «The Command» (Команда) (1954)
Кадр из рекламного ролика к кинофильму «The Command» (Команда) (1954)

– первый широкоэкранный вестерн «The Command» (Команда) (США, Warner Bros., 1954, цв. (WarnerColor), 94 мин., ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-х канальная). Режиссер Дэвид Батлер (David Butler). Оператор Уилфред М.Клин (Wilfred M. Cline) выпущен на экран 15 января 1954 года. Не обладая высокими художественным достоинствами, это фильм интересен для истории кинематографа тем, что был не только первым широкоэкранным вестерном, но и тем, что снимался одновременно в двух системах кинематографа. Вместе с широкоэкранным вариантом снималась и стереоскопическая версия по 2-х пленочной системе «WarnerVision» с соотношением сторон кадра 1.37:1. Однако широкоэкранная версия, как сказано выше, была выпушена на экран, а стереоскопическая – нет;

Американская афиша первого в мире документального широкоэкарнного фильма «Flight of the White Heron» (Полет белой цапли)(1954)
Американская афиша первого в мире документального широкоэкранного фильма
«Flight of the White Heron» (Полет белой цапли)(1954)

Фрагмент из фильма «Flight of the White Heron» (Полет белой цапли)(1954)

– первый широкоэкранный документальный фильм «FLIGHT OF THE WHITE HERON» (Полет белой цапли)*. Этот полнометражный фильм, снят на новой кинопленке «Eastman Color Negative Film 5247» по широкоэкранной системе «CinemaScope» кинооператорами компании «British Movietonews» Норманом Фишером (Norman Fisher), Марком Макдоналдом (Mark McDonald) и Паулем Вьяндом (Paul Wyand). Документальный фильм-путешествие рассказывает о шестимесячном туре по Британскому Содружеству, который совешили Королева Елизавета (Queen Elizabeth) с Принцем Филиппом (Prince Philip) в компании с Принцем Чарльзом (Prince Charles) и Принцессой Энн (Princess Anne). Вместе с членами королевской семьи зрители совершали увлекательное путешествие длинной в 50.000 миль на остров Фиджи (Fiji Islands), Тонго (Tongo), Кокосовые острова (The Cocos Islands), Остров Цейлон (Ceylon), Африку (Africa), Новую Зеландию (New Zealand) и Австралию (Australia). В фильме звучит много народной музыки. Демонстрируются национальные танцы различных племен.
Фильм был выпущен на экраны Великобритании в июне 1954 года. А 21 июля 1954 года кинокомпания «Twentieth Century Fox Film Corporation» выпустила это фильм на экраны США под названием «The Royal Tour of Queen Elizabeth and Phi» (Королевский тур Королевы Елизаветы и принца Филиппа);

Кадр из кинофильма ««High and the Mighty» (Великий и могущественный) (1954)
Кадр из кинофильма ««High and the Mighty» (Великий и могущественный) (1954)

– первый широкоэкранный фильм-катастрофа «High and the Mighty» (Великий и могущественный) (США, Wayne-Fellows Productions/Batjac Productions, 1954, цв. (Warnercolor), 147 мин., ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-х канальная). Режиссер Уильям А. Веллман (William A. Wellman). Оператор Арчи Стоут (Archie Stout). Выпущен на экран кинокомпанией «Warner Bros.» 3 июля 1954 года.

Кадр из кинофильма «20000 Leagues Under the Sea» (20000 лье под водой) (1953)
Кадр из кинофильма «20000 Leagues Under the Sea» (20000 лье под водой) (1953)

– первый широкоэкранный игровой фильм в жанре кинофантастики – «20000 Leagues Under the Sea» (20000 лье под водой) (США, Walt Disney Pictures, 1953, цв. (Eastmancolor), 127 мин., ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-х канальная). Режиссер Ричард Флейшнер (Richard Fleischer). Оператор Франц Плэнер (Franz Planer). Выпущен на экран 23 декабря 1954 года.

Кадр из первого полнометражного мультфильма «Lady and the Tramp» (Леди и Бродяга) (1955)
Кадр из первого полнометражного мультфильма «Lady and the Tramp» (Леди и Бродяга) (1955)

– первый широкоэкранный полнометражный мультипликационный фильм «Lady and the Tramp» (Леди и Бродяга) (США, Walt Disney Pictures, 1955, цв. (Eastmancolor), 76 мин., ш/э (CinemaScope®), 35 мм, 2.55:1, стерео (магнитная 4-х канальная). Режиссеры Жероними Клайд (Clyde Geronimi), Уилфред Джексон (Wilfred Jackson), Гамильтон Ласк (Hamilton Luske). Премьера фильма прошла в Чикаго (Chicago) 16 июня 1955 года.
Кинокомпания «Metro-Goldwyn-Mayer» 20 ноября 1954 года, через год после выпуска У.Диснеем первого широкоэкранного мультипликационного мультфильма, выпустила первый широкоэкранный мультфильм с популярными мультипликационными персонажами Томом и Джерри – «Pet Peeve» (Кондидаты в бездомные).
В 50-е годы на студии были сняты по системе «CinemaScope» еще двадцать один мультфильм сериала «Tom and Jerry» и около 20 других широкоэкранных мультфильмов.
Все эти мультипликационные фильмы были сняты на 35 мм пленке «Eastman Color Negative Film 5247» в двух вариантах: широкоэкранном по системе «CinemaScope» с форматом кадра 2.35:1 и обычном с форматом кадра 1.37:1. Копии и первого, и второго варианта печатались гидротипным способом по системе «Technicolor» (процесс №5).
ШИРОКОЭКРАННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ КИНОСТУДИИ «Metro-Goldwyn-Mayer»

Кадр из широкоэкранного мультфильма «Pet Peeve» (Кандидаты в бездомные) (1954)
Кадр из широкоэкранного мультфильма «Pet Peeve» (Кандидаты в бездомные) (1954)
НАЗАД                                                          ДАЛЕЕ.  АНАЛОГИ «CinemaScope» 

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий