VistaVision® (Виста-Вижн)

Кадр из кинофильма «White Christmas» (Светлое рождество)(1954).
Кадр из кинофильма «White Christmas» (Светлое рождество)(1954)

VistaVision® (Виста-Вижн)
Решение проблемы улучшения качества изображения при проекции на сверхбольшие экраны с использованием имеющихся 35-мм кинопленок предложила кинокомпания «Paramount» в 1954 году. Увеличение площади кадра достигалось за счет применения специальных 35 мм киносъемочных и кинопроекционных аппаратов с частотой съемки и проекции 24 кадр/с, но с горизонтально расположенным кадром с шагом 38 мм, равным восьми перфорациям. Размер кадра в негативе равен 37,72х25,17 мм с соотношением сторон 1,48:1.

Характеристики системы «VistaVision»

Параметры системы

в мм

Негатив Соотношение сторон фильмокопии
Контактная Оптическая
1,96:1 1,48:1 1,66:1 1,85:1
Размер кинопленки 35 35 35
Размер кадра негатива 37,72х25,17
Размер проецируемого кадра 36х18,34 21,9х14,65 21,9х13,13 21,9х11,8
Шаг кадра 38 38 19 19 19
Площадь кадра в мм2 949 660 321 288 258
Фонограмма

монофоническая одноканальная оптическая

 

С негатива, снятого по системе «VistaVision», можно было получить три варианта фильмокопий.
1. Контактная копия на 35 мм кинопленке с горизонтальным ходом пленки и шагом кадра в восемь перфораций с соотношением сторон 1,96:1 для демонстрации в специально оборудованных кинотеатрах.

Контактная копия на 35 мм кинопленке по системе «VistaVision»
Контактная копия на 35 мм кинопленке по системе «VistaVision»

2. Копия на 35 мм кинопленке с вертикальным ходом пленки, получаемая путем оптической печати на специальных копировальных аппаратах, с одновременным уменьшением первоначального размера изображения в 1,72 раза и поворота его на 90°. Таким образом, на площади стандартного кадра получалось позитивное изображение размером 21,9х14,65 мм с соотношением сторон 1,48:1 и оптической фонограммой, пригодное для проката фильмов, снятых по системе «VistaVision», в сети обычных кинотеатров на стандартном проекционном оборудовании. Соотношение сторон кадра может быть изменено в сторону увеличения от 1,66:1 до 1,85:1 за счет дополни¬тельного каширования при проекции. Такой вариант проекции предусматривается оператором при съемке. Для этого визирные устройства съемочных камер снабжаются специальной разметкой полей изображения, соответствующих соотношениям сторон кадра 1,66:1, 1,85:1 и 1,96:1 (основное соотношение для контактной копии на 35-мм кинопленке с горизонтальным ходом пленки).
3. Был разработан, но на практически не реализован, вариант печати 35-мм анаморфированной копии по системе «CinemaScope» с оптической фонограммой.
27 апреля 1954 года кинокомпанией «Paramount» на экраны был выпущен первый широкоэкранный игровой фильм по системе «VistaVision®» «WHITE CHRISTMAS» (Светлое рождество)*.

Фрагмент из фильма «White Christmas” (1954)

Интересно, что первый фильм по системе «VistaVision» снимался двумя модифицированными кинокамерами для съемки цветных фильмов по двухцветной системе «Natural Color», изготовлявшихся еще в 20-е годы фирмой «William P. Stein company». Желая быстрее внедрить новый процесс в производство, руководство компании «Paramount» поручило руководителю операторского отдела Джону Р. Бишопу (John R. Bishop) подобрать съемочное оборудование из имевшегося в наличии и не требующего капитальных затрат на модернизацию. Камеры для двухцветной съемки по системе «Natural Color» были идеальным выбором. Кинопленка в них транспортировалась горизонтально с шагом в восемь перфораций и для съемки по системе «VistaVision» необходимо было заменить всего две кадровые рамки с размером кадра 25х18 на одну с размером кадра 37.72х25,16. Надо заметить, что эти камеры комплектовались прекрасными объективами фирмы «Leica».

Следующие фильмы по системе «VistaVision» снимались кинокамерами фирмы «Mitchell Camera Company», специально разработанными для съемки фильмов по этой системе.
В 1954 году в Великобритании по системе «VistaVision» был снят и 16 апреля 1955 года выпущен на экраны Англии цветной широкоэкранный фильм «Richard III» (Ричард III). Это фильм вошел в историю кино не только как прекрасная режиссерская и актерская работа Лоренса Оливье (Laurence Olivier), но и как первый фильм, премьера которого проводилась 11 марта 1956 года в Нью-Йорке одновременно и в кинотеатре и по телевидению телекомпанией Эн-Би-Си (NBC).
С 1954 по 1963 год по системе было снято около ста широкоэкранных фильмов. Среди них: «War And Peace» (Война и мир, 21.08.1956), режиссер Кинг Видор (King Vidor), оператор Жак Кардифф (Jack Cardiff); «The Ten Commandments» (Десять заповедей, 05.10.1956), режиссер Сесиль Б. Демиль (Cecil B. DeMille), оператор Лойал Григс (Loyal Griggs).
Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) по системе «VistaVision» в 50-е годы снял пять широкоэкранных фильмов: «To Catch A Thief» (Поймать вора, 1955), «The Trouble With Harry» (Неприятности с Гарри, 1955), «The Man Who Knew Too Much» (Человек, который слишком много знал, 1956), «Vertigo» (Головокружение, 1958), «North By Northwest» (К северу через северо-запад, 1959).
В шестидесятые годы, с переходом на широкоэкранный процесс по системе «Panavision®», интерес к системе «VistaVision» угас. И ее, наверное, как и другие системы широкоэкранного кинематографа, постигло бы полное забвение, если бы не главное что отличало «VistaVision» от своих собратьев первой широкоэкранной волны – удвоенная площадь кадра на стандартной 35 мм кинопленке, прекрасная оптика и полный комплект оборудования для кинопроизводства. Вот и вспомнили о «VistaVision» в семидесятые годы. Система пригодилась не для непосредственной съемки фильмов, а для изготовления высококачественных комбинированных съемок. На этой ниве «VistaVision» продолжает трудиться и сегодня.

Фрагмент из фильма «White Christmas” (1954)

 

НАЗАД                                                              ДАЛЕЕ. Technirama® (Технирама)

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий