Советская система “Универсальный формат кадра”

Универсальный формат кадра. Кадр из фильма "Они сражались за Родину" (1975)

Советская система «Универсальный формат кадра» была разработана Н.Д.Бернштейном, М.З.Высоцким и Б.Н.Коноплевым на киностудии «Мосфильм» совместно с НИКФИ (Авторское свидетельство № 240474 от 5 октября 1967 г.).
В основе процесса лежит принцип использования полной площади кадра по высоте и по ширине от перфорации до перфорации, как и в американской системе «SuperScope». Для съемки используется обычная съемочная аппаратура, стандартная скорость съемки и шаг кадра, вся линейка сферической оптики и трансфокаторы. Замене подлежит только кадровая рамка. Вместо стандартной кадровой рамки устанавливается рамка с размерами 24,85х16 мм, что увеличивает площадь негатива и его информационную емкость.

Универсальный формат кадра.

Размеры кадра УФК и области выкопировки различных форматов. Чёрная рамка обозначает границы всего экспонируемого поля, зелёная — широкоформатного, синяя — широкоэкранного, а красная — классического кадров. 

 

«Универсальный формат кадра»
«Универсальный формат кадра»

В отличие от «SuperScope», где композиция кадр строится операторам только в расчете на широкоэкранный вариант, съемка по системе «Универсальный формат кадра» ставит сложную задачу перед кинооператором. Он должен компоновать кадр так, чтобы сюжетно важные элементы находились в пределах зоны видения, соответствующей сразу двум форматам – широкоэкранному и обычному, а также помнить о том, что около 3 мм левой части кадра не входят в поле кадра обычной системы кинематографа и пропадет при печати обычной копии. В тоже время все предметы, лежащие выше и ниже горизонтальных границ широкоэкранного кадра не будут обрезаться, то есть надо следить за тем, чтобы в кадр не попадали посторонние предметы, и вообще все, что не относится к сюжету данного кадра.

Кадр из фильма «Экипаж» (1980).
Три варианта позитивной копии по системе «Универсальный формат кадра».

А)                                                             Б)
Экипаж

А) 35-мм широкоэкранный вариант с анаморфированным кадром; Б) 35-мм обычный вариант;

70мм ЭкинажВ)

В) 70 мм широкоформатный вариант со стереофонической магнитной фонограммой.

С полученного кадра можно напечатать следующие варианты фильмокопий:
1. Классический формат 1.37:1 на 35-мм кинопленке;
2. Широкоэранный 2.35:1 с анаморфированным кадром на 35-мм кинопленке;
3. Широкоформатный 2.20:1 на 70-мм кинопленке;
4. Кашированный от 1.66 до 1.85:1 на 35-мм кинопленке;
Обычный формат получают путем контактной печати, а широкоэкранный, широкоформатный и кашированный варианты получают – путем оптической печати.

Универсальный формат кадра. Кадр из фильма “Они сражались за Родину” (1975)

Характеристики системы «Универсальный формат кадра»

Параметры системы Негатив Фильмокопии
обычные широко­экранные широко­форматные
Ширина кинопленки, мм 35 35 35 70
Размеры, мм:
кадра в негативе 24,85х16
участка негатива для печати 22х16 24,85х10,6 24,85×11
проецируемого участка позитива 20,7х15,2 21,2х18,1 48,5×22
Коэффициент анаморфирования при печати 0,5
Номинальная частота кадр /с 24 24 24 24
Шаг кадра, мм 19 19 19 23,75
Фонограмма Оптическая

моно

Оптическая

моно

Магнитная

6-канальная стерео

Универсальность системы для тиражирования и выпуска фильма в разных форматах, включая и широкоформатный вариант при значительно меньших расходах на производство, была настолько привлекательна для кинопрокатчиков, что некоторые нарушения в композиции кадра их мало интересовали. Операторам же приходилось проявлять настоящее мастерство, соединяя не соединимое, а чаще строить композицию кадра для широкоэкранного варианта, что хорошо заметно при демонстрации обычного варианта фильма по телевидению. Особой радости новый формат операторам не доставлял, но все неудобства компенсировались им пленкой «Кодак», а именно только на ней и снимались в то время фильмы по системе «Универсальный формат кадра».

Кадры из фильма «Нейлон 100%» (1973)

14 января 1974 года на советский экран был выпущен первый цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм «НЕЙЛОН 100%»*, снятый по советской системе «Универсальный формат кадра». По этой системе снято около двадцати фильмов, среди них (в скобках дата выпуска в прокат): «Они сражались за Родину» (12.05.1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (06.12.1976), «Легенда о Тиле» (14.11.1977), «Мимино» (27.03.1978), «Экипаж» (12.05.1980), «Тегеран-43» (21.08.1981), «Сказка странствий» (05.09.1983) и другие.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

НАЗАД                                                                      ДАЛЕЕ. Super 35® (Супер 35)

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий