ШИРОКИЙ ЭКРАН. Съемка широкоэкранного фильма в двух форматах

экранизация Мосфильм don kihot кино цвет кинокадр широкий экран Птушко
Кадр из фильма фильмы «Алые паруса» (1961): слева - широкоэкранный вариант, справа – обычный вариант.

В одном из интервью актриса Наталья Фатеева рассказала, что фильм «Три плюс два» существует в 2-х вариантах:

«первый – широкоэкранный, где актёры играли, полностью выкладываясь, а второй в формате 4:3, который знают все, но там уже игра была вялой. Это произошло из-за того, что широкоэкранный вариант снимали первым, а потом брали другую камеру для телеэфира и просили актёров повторить эпизоды ещё».

Пример одновременной съемки в обычнойм и широкоэкранном форматах Съемка фильма «Сампо» 2
Пример одновременной съемки в обычном и широкоэкранном форматах. Съемка фильма «Сампо». В центре – режиссер фильма Александр Птушко.

Кинокомедия «Три плюс два» и еще два десятка первых цветных широкоэкранных игровых фильмов снимались в двух вариантах. Подчеркнем, что именно цветные. Все черно-белые широкоэкранные фильмы, начиная с 1958 года, снимались в одном варианте с последующей выкопировкой для обычного экрана методом контратипирования. Для проведения выкопировки и получения хорошего качества цветного изображения в эти годы еще не было комплекта цветных киноматериалов. Но в связи с еще недостаточным количеством широкоэкранных киноустановок, необходимо было обеспечить возможность демонстрации «широкоэкранных» фильмов и в обычных кинотеатрах, что и заставило снимать цветные широкоэкранные фильмы в двух вариантах.

Схема одновременной съемки в двух форматах сцены фильма «Дон Кихот»
Схема одновременной съемки в двух форматах сцены фильма «Дон Кихот»

Дон Кихот

Широкоэкранный вариант                                                      Обычный вариант

Существовало несколько способов съемки второго, обычного варианта фильма. Именно второго, потому что первым был – широкоэкранный вариант. С расчетом на него строились декорации, устанавливался свет, разрабатывалась мизансцена и композиция кадра. В этих условиях при съемке обычного варианта операторам приходилось, как бы подстраиваться к предлагаемым обстоятельствам, изменяя композицию широкоэкранного кадра к пропорциям кадра обычного. В одном случае съемка велась одновременно двумя камерами: оператор обычного варианта компоновал кадр так, чтобы в нем разместилась вся мизансцена и основные персонажи. В другом случае – обычный вариант снимался после окончания съемки дублей для широкоэкранного варианта. Тогда у кинооператора была возможность изменить мизансцену, композицию кадра и свет, но естественно, что игра актеров отличалась от первого варианта. Иногда съемка обычного варианта проходила не сразу после окончания основной съемки, а через несколько часов или даже дней. В результате получалось как бы два разных фильма. Справедливости ради надо заметить, что не всегда второй (обычный вариант) был хуже широкоэкранного. И многие, особенно камерные сцены, наиболее органично смотрелись в обычном формате.

Кадр из фильма "Три плюс два" (1963) в широкоэкранном и обычном вариантах
Кадр из фильма “Три плюс два” (1963) в широкоэкранном и обычном вариантах

В начале 60-х годов прошлого века в СССР были разработаны и начали выпускаться более качественные кинопленки. Это дало возможность отказаться от съемки цветных широкоэкранных фильмов в двух вариантах. Получение обычного варианта в цвете производилось путем выкопировки с цветного анаморфированного негатива-оригинала.

9 ноября 1964 года в московском кинотеатре «Колизей» прошла премьера первого советского цветного игрового широкоэкранного фильма «РУССКИЙ ЛЕС»*, снятого в одном варианте.

 

НАЗАД                           ДАЛЕЕ.Советские фильмы, снятые в двух форматах 

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий