Для кого-то это кино-аттракцион, ярмарочная забава. Для кого-то непременный атрибут национальной экспозиции на мировых выставках второй половины XX века.

Для кого-то окно в мир. Именно окном в мир, тридцати копеечным средством путешествия по просторам нашей страны и зарубежным странам, пусть не таким далеким, стала для советского человека в эпоху «железного занавеса» круговая кинопанорама на ВДНХ СССР. Не каждому было по карману проехаться по красивейшим местам нашей Родины, а тем более погулять по улицам Вены, Берлина, Праги. Не один вид кинематографа не давал и не дает до сих пор такой возможности – возможности оглянуться назад и увидеть там не стенку зрительного зала, а продолжение горного пейзажа. За двадцать минут можно покорить вершины Эльбруса, опуститься на морское дно к диковинным рыбам, плавающим вокруг тебя. Выйти сухим из воды и взлететь в небесную высь, чтобы пролететь как птица над дворцами и пригородами Ленинграда.
Сегодня, когда нет уже и в помине «железного занавеса» и «наших» там больше, чем «ихних». Сегодня, когда «домашний кинотеатр» становится таким же непременным атрибутом в доме, как холодильник и стиральная машина. Сегодня, когда никого не удивишь ни широким экраном, ни окружающим, оглушающим звуком – круговая кинопанорама остается единственным видом кинематографа, который позволяет создать почти полную иллюзию присутствия зрителя на месте происходящего события, в его эпицентре.
Не случайно, давая определение панорамы В.И.Даль писал: «ПАНОРАМА – круговая картина, обманывающая зрителя, считающего себя посреди изображенной вокруг его местности».

Развитие цифровых технологий съемки с большим разрешением, высококачественная проекция цифрового изображения на большие экраны, делает бессмысленны использование дорогостоящих киноматериалов, а главное, облегчает процесс создания кругорамных фильмов высочайшего качества, практически не достижимое при использовании кинопленочных технологий. Очевидно, что качество цвета цифрового изображения не страдает выцветанием и не ухудшается со временем. Уже сегодня созданы специальные компьютерные программы позволяющие просчитывать и вносить в проецируемое на сильно изогнутый экран изображение необходимые изменения для устранения искажений. Использование цифровых технологий позволяет избавиться от разделительных полос и получать единое, безразрывное окружающее изображение, сливая воедино панорамную картинку, снятую несколькими камерами. Да и для съемки кругорамного фильма цифровым способом уже нет необходимости использовать 9 камер, вполне достаточно четырех или даже трех. Понятно, что для организации проекции кругорамного фильма, снятого цифровыми камерами нет необходимости и строить специальные кинотеатры с кинопроекционными аппаратными по окружности зала. Современные видеопроекторы могут устанавливаться непосредственно в зале и не займут много места. В принципе цифровые кругорамные фильмы можно демонстрировать в любом помещении, достаточно только повесить замкнутый экран. И это не фантастика, а вполне реальное совсем недалекое будущее или уже настоящее (ведь лет десять назад DVD диск с многочасовым фильмом казался фантастикой!). Постоянно совершенствуется съемочная видеотехника: увеличивается разрешающая способность матриц, улучшается качество картинки, уменьшается вес видеокамер и их цена… Мне не кажется фантастичным, что современный «домашний кинотеатр» в недалеком будущем может превратиться в «домашнюю кругораму», где можно будет предаваться воспоминаниям, совершая кругорамные видео путешествия, просматривая самостоятельно отснятые во время отдыха при помощи компактной кругорамной видеоустановки фильмы.

ДАЛЕЕ.  ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА

 

КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

Добавить комментарий