СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ

Вечерняя Москва, №101, 29.04.1949, стр. 4. Реклама. В ближайшие дни смотрите в театре СТЕРЕОКИНО Новые стереофильмы
Вечерняя Москва, №101, 29.04.1949, стр. 4.

21 мая 1949 года в московский кинотеатр «Стереокино»  началась демонстрация новой стерео программы из трех фильмов по новой советской системе «Стерео-35/10х10». Надо сказать, что зрителей, стоявших в многочасовой очереди за билетами в единственный в мире стереоскопический кинотеатр, где объемное кино можно и нужно смотреть без специальных очков, мало волновал вопрос по какой системе снят стереофильм.

Все хотели увидеть очередное киночудо и неважно, что критика к новой программе отнеслась прохладно, и не важно, что драматургическая основа фильмов такая же слабая, как и режиссура — важно, что это необычное кино, которого больше нигде не увидишь. Зато на экране были самые популярные, самые любимые артисты — великий клоун Карандаш и красавица Людмила Целиковская в игровой киношутке «Карандаш на льду». А еще, многие из зрителей, купив билет по страшно дорогой для того времени цене в 10 рублей, понимали, что за эти деньги они «побывают» на черном море — в Крыму и Сочи. И пусть в черно-белом, но «Солнечном крае» в полном объеме увидят как отдыхают счастливцы, получившие бесплатные соцстраховские путевки в южные санатории и дома отдыха. И как настоящее чудо — цветное стереоскопическое путешествие внутри мира кристаллов в научно-популярном фильме «Кристаллы».

Билет на 14 августа 1949 года за 10 рублей на 8 ряд 4 место в московский кинотеатр "СТЕРЕОКИНО" на утренний сеанс 9.50 на стереофильмы "Солнечный край", "Карандаш на льду", "Кристаллы".
Билет на 14 августа 1949 года за 10 рублей на 8 ряд 4 место в московский кинотеатр «СТЕРЕОКИНО» на утренний сеанс 9.50 на стереофильмы «Солнечный край», «Карандаш на льду», «Кристаллы».

И для зрителей и для кинокритиков это была просто новая программа. А для создателей отечественной системы стереокино — еще один, а вернее два больших шага на пути совершенствования. Первый — это освоение цвета, приобщение к новому цветному негативно-позивному процессу на трофейной пленке Agfacolor, который активно внедрялся в кинопроизводство страны. А второй, еще больший и более важный шаг — это успешное претворение в жизнь многолетних разработок в области стереоскопической анимации.

В нашей киноведческой литературе долгие годы отмечался тот факт, что в научно-популярном стереофильме «Кристаллы» применена рисованная мультипликация, как в СССР было принято было называть анимацию. Упоминалось только о рисованной анимации, так как мало кому из историков кино и киноведов довелось видеть этот фильм после 23 декабря 1950 года, когда это фильм демонстрировался в последний раз. И только при восстановлении фильма в 2012 году выяснилось, что создатели фильма очень органично включили в него и рисованную, и кукольную, и эксперимент со стереофотоперекладками.

Анимационный фрагмент из фильма «Кристаллы». Кадр выполнен методом стереофотоперекладок.
Метод фотоперекладок, хорошо известный специалистам комбинированных съемок при съемке стереофильма «Кристаллы» был впервые опробован для использования в стереокино. Именно благодаря этому методу удалось создать эпизод троекратного уменьшения героя фильма, отправивше­гося в путешествие в недра кристалла, в его атомную структуру. Для получения комбинированного кадра при помощи зеркальной насадки  были сняты стереопары неподвижно сидящий чело­век и отдельно фон без человека. Фон был напечатал размером 30х60 см. А фигура человека в количестве 40 фаз печаталась с последовательно уменьшающимся фотоувеличением. Затем эти фигурки выре­зались из снимков и были тщательно соединены в каждой стереопаре так, чтобы ось имела во всех фазах строго один и тот же параллакс. Еще одной особенностью съемки стереоперекладок в этом фильме был то, что при съемке на мультстанке не применялся компенсатор краевых искажений. Это объясняется тем, что исходные кадры были получены с кадров, снятых при помощи зеркальной насадки, и соответственно,  краевые искажения уже были во всех фотоувеличениях.

Как мы видим, комбинированный кадр получался путем использования одной статичной фотографии фона и 40 разномасштабных фаз человека.

При создании комбинированного кадра другого плана, где возле чело­века находился воткнутый в снег горящий факел и для полной достоверноти кадра нужно было сохранить и  колебание пламени, и движение дыма была сделана фазовка и фона. Для этого было сделано и 40 последовательных фаз-фотоуве­личений.

Первый эксперимент с использование фотоперекладок при создании стереоскопического киноизображения в фильма «Кристаллы» подтвердил полную применимость такого вида трюковой съемки в стереокиносъемке.

Всемирно известно, что родоначальником кукольной анимации была Россия, где Владислав Старевич снял первый сюжетный анимационный фильм «Прекрасная Люканида» в 1912 году.

А первые опыты стереоскопической анимации были успешно проведены в США в 1939 году. Этот фильм очень сложно напрямую назвать кукольной анимацией, если не принять за условие, что детали автомобиля в данном анимационном стереофильме по сути заменяют кукол. Речь идет о цветном (по трехцветной технологии Technicolor) девяти минутном рекламном фильме компании Chrysler Motors «New Dimensions», показывающим процесс сборки легкового автомобиля от первого винта до вариантов окраски готовой модели.

Фрагменты из стереофильма Chrysler Motors «New Dimensions» (1939)

Это анимационный фильм демонстрировался поляризационным методом стереопроекции с линейной поляризацией на недеполяризующий экран.  Для просмотра зрителям выдавались оригинально оформленные поляризационные стереоочки.

Поляризационные очки для просмотра стереофильма Chrysler Motors "New Dimensions" (1939)
Поляризационные очки для просмотра стереофильма Chrysler Motors «New Dimensions» (1939)

«New Dimensions» был полностью «кукольный» анимационный фильм. В советском же стереофильме «Кристаллы», как уже было сказано выше, использовалась и рисованная мультипликация, органически входившая в сюжет фильма и более наглядно иллюстрировавшая рассказ о мире кристаллов. Замечу и подчеркну, что это был не вставной номер, а именно использование рисованной анимации в целях более доходчивой демонстрации зрителям сути сложного процесса.

Первый эксперимент в области создания отечественной рисованной стереомультипликации относится к 1940 году, когда Дмитрий Бабиченко занялся изготовление стереоскопической вставки для стереофильма «Концерт (Земля молодости)», но стереовставка в окончательный монтаж фильма не вошла. Эта попытка оказалась неудачной из-за отсутствия рационального метода построения рисованной стереопары, которые строились просто на-глаз, без какого либо расчета. 

АНДРИЕВСКИЙ Александр Николаевич (11.02.1899 — 04.09.1983)

Александр Николаевич Андриевский (11.02.1899 — 04.09.1983)

В годы войны А.Н. Андриевский разработал основы теории стереомультипликации и формулы, необходимые для расчета величин параллаксов различно удаленных точек стереорисунка. Но его расчеты оказались слишком громоздкими для кинопроизводства и не нашли практического применения.

Основные эксперименты по созданию стереоскопической мультипликации в СССР начались еще в 1943 году режиссером киностудии «Союзмультфильма» Дмитрием Бабиченко и художником  Ольгой Хлудовой  и легли в основу дальнейших работ Стереомультмастерской Центральной стереолаборатории студии «Стереокино», начатых весной 1946 года. В ходе этих работ были разработаны методы создания рисованной стереоскопической анимации и изготовлен небольшой (всего 35 метров) стереоскопический мультфильм «Подводное царство». Но поскольку в основе работы над этим  мультфильмом опять был «глазомерный метод» установки параллаксов, то по сути это был полный брак, ибо глубина в ней рисовались хаотически, читалась плохо и возникало возрастающее во время просмотра утомление зрения.

Разбор снятого ролика показал, а вернее доказал, что нарисовать стереопару на-глаз для кинопроекции с многократным увеличение изображения на экране практически не допустимо и приводит к получению брака.

Графический анализ снятых стереокадров показал, что величины параллаксов различно удаленных предметов не могут находить­ся в противоречий со взаимным перекрытием этих предметов. И показал наличие неразрывного соответствия между степенью перспективного сокращения и величинами парал­лаксов. На основе этого анализа был сформулирован основной принцип  для создания графической стереоанимации — максимально точное и надежное согласие между изменениями параллаксов точек глубины и линейной перспективы рисунка.

Этот принцип стал основой графического метода расчета параллаксов при создании графической анимации и выражается формулой:

Р1,2 =P(1-С),

где С — коэффициент сокращения рисунка.

На основе указанного принципа происходил процесс изготовления стереоанимации к фильму «Кристаллы». Очередной исходный кадр рисовался обычным образом, принятым в плоской анимации. Затем, для этого кадра строился график параллаксов на основе положения точки схода рисунка. Далее определялось количество планов в кадре, и в соответствии с этим кадр разбивался на воображаемые вертикальные плоскости и для каждого плана определялись параллаксы по этому графику.

Анимационный фрагмент из стереофильма «Кристаллы» (1948)

Для создание стереопары художники  использовали рамку Шварцмана, задавая параллаксы каждого плана по шкале рамки. Рамка была сконструирована в 1941 году студентом Архитектурного института Д. О. Шварцманом для практической реализации предложенного им метода рисования стереопар через копировальную бумагу и позволяла одновременно создавать правый и левый ракурс стереопары мультипликата с необходимыми для каждого объекта параллаксами.

Анимационный фрагмент из стереофильма «Кристаллы» (1948)

Во время экспериментальных работ и поиску методов и технологий изготовления рисованной стереоскопической анимации был выявлены и установлены ряд пре­имуществ специального технического характера, специфичных для стереокино:

  1. Рисованная стереоанимация дает возможность пользоваться произвольной линейной перспективой для передачи глубины изображения и не завит от фокусного расстояния объектива.
  2. В рисованной стереоанимации нет понятие «глубина резкости». Для стереорисунка — она бесконечна.
  3. Стереопара рисованной анимация, снимается обычной оптикой, а следовательно, не имеет искажений на краях кадров, возникающих при съемки с зеркальной насадкой.
  4. В отснятых без использования стереонасадок стереопарах рисованной анимации не возникают «фантомы» или «призраки», присущие съемкам с зеркальными насадками.
Эскиз кадра стереопары к фильму "Кристаллы" (1948)
Эскиз кадра стереопары к фильму «Кристаллы» (1948)

Обратите внимание на то, что я постоянно подчеркиваю «рисованная анимация». Эти четыре установленные в середине 40-х годов специалистами НИКФИ преимущества присущи только для рисованной или по другому — графической анимации. С годами они остались неизменными. При съемке же «объемной» или «кукольной» анимации — она несет в себе все достоинства и недостатки принятого метода съемки: зеркального, двухкамерного или двухобъективного.

Но вернемся в сороковые. Разрабатывая принципы и технику изготовления рисованной стереоанимации, были проведены работы и по использованию стереоанимации в комбинированных кадрах. Так для фильма «Робинзон Крузо» из-за съемочного брака и невозможности пересъемки макета разбитого корабля с последующей впечаткой его в фон, было принято решение заменить съемку макета рисованным кораблем.

Задача состояла в том, чтобы получить в кадре корабль точного размера и в совершенно определенном месте пространства кадра.

Для этого была рассчитана примерная величина корабля в соотношении его с величиной кадра. А так же — его положение в кадре. Затем все поле кадра было залито черной краской для последующей впечатки корабля в фон. Была точно рассчитана дистанция рампы для последующей точной установки корабля в нужное место  на фоне и произведена съемка. Результат оказался положительным и вселил энтузиазм в дальнейшие разработки по применению в стереоскопическом кино и других приемов, применяемых в обычном кинематографе.

Говорят, что «первый блин — комом». Это не относится к первой советской стереоскопической анимации в фильме «Кристаллы». Теоретические и практические разработки стереолаборатории НИКФИ в области стереоанимации в труднейшие военные и после военные годы увенчались маленьким, но успехом. Мультвставка в стереофильм «Кристаллы», полностью  сюжетно оправданная, в какой-то степени опередила время и своих зарубежных коллег.

Напомню, что отечественные работы по стереоанимации начались в 1943 году и практически были реализованы в комбинированных кадрах первого советского понометражного двухсерийного стереофильма «Робинзон Крузо», выпущенного на экран 20 февраля 1947 года. А годом позже был выпущен стереофильм»Кристаллы» с большими анимационными фрагментами как в графической, так и кукольной анимации. На западе первый рисованный анимационный фильм появился только в мае 1951 года. Это был трехминутный эксперимент одного из крупнейших новаторов языка анимации знаменитого канадского кинорежиссера и художника  Нормана Макларена (Norman McLaren) Now Is The Time («Сейчас самое время»)

Фрагмент из анимационного фильма Now Is The Time («Сейчас самое время») (1951)

«Король» мировой анимации Уолт Дисней (Walt Disney) только в 1953 году выпустил свой первый стереоскопический графический анимационный фильм Melody (Мелодия). 28 мая 1953 года зрители увидели дисневскую «Мелодию», а 11 ноября того же года вышел на экраны второй и последний стереоскопический анимационный фильм студии Диснея Working for Peanuts («Работа за орехи»).

Уолт Дисней (Walt Disney) (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (5.12.1901 — 15.12.1966)

Уолт Дисней (Walt Disney) (05.12.1901 — 15.12.1966)

В начале 50 годов в мире было снято и выпущено на экран не больше десятка рисованных анимационных стереофильмов, не считая двух канадских фильмов Макларена, все они были сняты в США.

Стереопара из анимационного фильма Melody ("Мелодия") (1953) 

Стереопара из анимационного фильма Melody («Мелодия») (1953)

Выше говорилось о преимуществах специального технического характера методов и технологий изготовления рисованной стереоскопической анимации выявленных отечественными разработчиками в годы войны и их успешной реализации.

Но работы над создание первой отечественной графической стереоанимации выявили и некоторые недостатки в восприятии рисованного  стереоизображения. И некоторые указанные выше достоинства, одновременно были и недостатками.

Совершено очевидно, что линейная перспектива для передачи глубины изображения на рисунке будет комфортно восприниматься зрителем только при условии ее «неразрывности». Но эта «неразрывность», фиксируемая обычной стереосъемкой в реальных условиях,  в анимации образуется  набором слоев планов из которых состоит кадр, то есть по факту перспектива не всегда создается плавным переходом изображения в глубину. В результате изображение по сути состоит из серии кулис. И если в обычной плоской анимации использование, например, метода мультиплановой съемки (multiplane camera) создает объемность изображения и перспективу, то в рисованной стереоанимации применение метода мультипланого построения кадра в большинстве случаев еще больше подчеркнет кулисность. Свет и тень, светотональная или линейная перспектива, создающие в обычном графическом анимационном кадре иллюзию объема, в стереоскопическом рисованном кадре в большинстве своем этого эффекта не достигают, а наоборот его разрушают.

Фрагмент из анимационного стереофильма Working for Peanuts («Работа за орехи») (1953)

Простой пример. В анимационном фильме студии Диснея Working for Peanuts («Работа за орехи») весь «объем» собственно состоит из разделения предметов первого, второго, третье и так далее планов, которые в плоском варианте фильма смотрятся естественно, но при просмотре того же кадра в стереоформате по факту мы видим серию кулис: фон, дерево перед фоном, старое дерево с дуплом и летящий орех. И если в плоском варианте летящий орех сморится вполне объемно, то в стереоварианте мы видим его как вырезанную по контуру плоскую картинку.

Созданные в первой половине 50-х стереоскопические рисованные анимационные фильмы наглядно выявили указанные проблемы и привели к пониманию не целесообразности дальнейшего создания графической стереоанимации, как самостоятельной кинопродукции. Именно противоречия в восприятии плоской и объемной рисованной анимации прекратили ее выпуск, а не завершение «стереобума» пятидесятых.

Наглядное подтверждение этому история с первым кукольным стереофильмом The Adventures of Sam Space (Приключения Сэма Спэйса). Этот фильм был запущен в производство в разгар американского «стереобума» пятидесятых годов прошлого века, получившего название «Золотой век американского стереокино». Век был не долог и когда производство этого стереофильма завершилось, завершился и «Золотой век». Фильм лег на полку, но в отличии от своих графических собратьев не надолго.  9 сентября  1960 года с США на экран выпускался первый в мире широкоэкранный (система Natural Vision CinemaScope stereoscopic 3D) стереоскопический полнометражный игровой фильм September Storm («Сентябрьский шторм») кинопрокатчики решили в программу добавить короткометражный стереофильм The Adventures of Sam Space (Приключения Сэма Спэйса). Оба фильма успешно демонстрировались в ряде стран Америки и Европы.

Фрагменты из анимационного кукольного фильма The Adventures of Sam Space (Приключения Сэма Спэйса)(1954)

В отличии от рисованной стереоанимации, кукольный стерефильм имел больший успех. Но поскольку, в отличии от Советского Союза, где никакого «стереобума» не было и шло плановое развитие стереокино, за рубежом с середины пятидесятых производство стереофильмом было практически свернуто вплоть до конца девяностых годов прошлого века.

В Советском Союзе шло постоянное совершенство и развитие стереоскопической техники. А наработки в области стереоанимации, сделанные в середине сороковых годов не раз использовались при создании стереофильмов.

Так для игрового стереофильма «Драгоценный подарок» в 1956 году были изготовлены стереоскопические начальные титры, причем соединившие в одном кадре и графическую и объемную (кукольную) анимацию. Стереоанимация в той или иной форме была использована, например, для создания титров в отечественных стереофильмах «Машина 22-12» (1947), «Солнечный край» (1948), «Карандаш на льду» (1948), «Необыкновенный город» (1963), «Похищение века» (1981) и других.

Фрагмент анимационного титра фильма «Драгоценный подарок»(1956)

Фрагмент анимационного титра фильма «Необыкновенный город»(1963)

Шестидеятые и начало семидесятых годов прошлого века — годы мирового затишья в области создания стереоскопической анимации как графической, так и кукольной. 

Создание и внедрение в кинопроцесс советской системы «Стерео-70» в середине шестидесятых годов дало новый импульс по проведению экспериментальных работ по стереоанимации. Советские аниматоры, помятую о вышеперечисленных недостатках графической стереоанимации, решили заняться анимацией кукольной с использованием открывшихся новых технических возможностей. Система «Стерео-70» позволяла получить в один прием  стереопару на одной пленке с высоким разрешением изображения со стандартными размерами и пропорциями кадра. Съемка производилась на параллельных осях. И что еще более важно для анимационного фильма с небольшими базисами.

Кадр из экспериментальной съемки по системе "Стерео-70" кукольного анимационного фильма (1976)
Кадр из экспериментальной съемки по системе «Стерео-70» кукольного анимационного фильма (1976)

В 1977 году на киностудии «Таллинфильм» режиссер Эльберт Туганов и оператор Арво Нуут по советской системе «Стерео-70», разработанной специалистами НИКФИ, сняли первый стереоскопический кукольный анимационный фильм «Сувенир». В качестве оператора-постановщика Арво Нуут принял участие в создании на «Таллинфильм» еще двух кукольных анимационных фильмов “Когда поют мужчины” (1980) режиссера Хейно Парса и “Жеребенок в яблоках” (1981) режиссера Э. Туганова.

70мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма «Сувенир" (1977)
70-мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма «Сувенир» (1977)

Ветеран отечественной анимации Иван Петрович Иванов-Вано в содружестве с операторами Сергеем Рожковым и Сергеем Хлебниковым в 1979 году на киностудии “Союзмультфильм” сняли кукольный анимационный фильм “Волшебное озеро”.

70мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма "Волшебное озеро"(1979)
70-мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма «Волшебное озеро»(1979)

Собственно говоря в период с 1977 по 1981 год четыре советских стереоскопических анимационных фильма, снятых по системе «Стерео-70» стали единственными в истории мировой стереоскопической анимации на протяжении почти четырех десятилетий с 1954 по 1995 год.

Новый этап в развитии жанра стереоанимации начался 22 ноября 1995 года, в день выхода на экраны мира «Toy Story» («История игрушек») — первого в мире цветного полнометражного анимационного фильма режиссёра Джона Лэссетера (John Lasseter), полностью созданного компьютерным способом совместно студиями Walt Disney Pictures и Pixar Animation Studios.

Создание этого анимационного фильма стало настоящим триумфом трёхмерного дизайна и открыло огромные перспективы не только перед аниматорами, но и для разработчиков компьютерных программ. Одни – получили практически неограниченные технические возможности для реализации своих творческих проектов. А другие программисты, – возможность реализовать свои проекты по совершенствованию программ для облегчения процесса создания 3D анимации, ведь сегодня создание трёхмерного анимационного фильма требует огромного количества человеческих и компьютерных ресурсов. Все эти годы процесс создания компьютерной анимации постоянно совершенствуется и развивается: сокращается время рендеринга анимации, улучшается пластика движения, текстура объектов становится всё более реалистичной.

Сегодня компьютерная анимация почти полностью вытеснила традиционные способы создания анимационных фильмов с использованием старых рисованных технологий в графической анимации и кукол в кукольной, как обычных, так и стереоскопических. Но не мешает создавать  и успешно внедрять в кинопроцесс новые технологические системы и оборудование для цифровой съемки традиционной покадровой съемки кукольной стереоанимации.

В начале 2005 года в Научно-исследовательским кинофотоинституте  А. Мелкумовым и С. Рожковым началась разработка технологического процесса съемки кукольной анимации в цифровом формате с использованием профессиональной цифровой фотокамеры CANON 350D с размером матрицы, близкой к стандарту 35-мм негативного кадра. Учитывая большой практический опыт съемки анимационных фильмов по системе «Стерео-70» с применявшейся в ней линейкой стереообъективов, на камеру был установлен объектив CANON с переменным фокусным расстоянием от 24 до 100 мм.

Для обеспечения точности снимаемых стереопар и автоматизации самого процесса съемки двух ракурсов стереопары одним фотоаппаратом была разработана специальная  электронно-механическая платформа, позволявшая устанавливать базис съемки от 2 до 30 мм.

При помощи данной платформы съемка двух ракурсов одной фазы анимации производится одним нажатием кнопки «съемка». После этого фотоаппарат производит съемку левого ракурса стереопары, затем. в соответствии с заданным базисом, автоматически перемещается в положение съемки правого ракурса и заняв нужное положение автоматически производит съемку. после этого камера автоматически возвращается на позицию левого ракурса и ждет команды на съемку следующей фазы или делает повторную съемку той же фаза, если это необходимо. Причем, программная настройка платформы обеспечивает точное автоматическое исполнение всех команд начиная с команды «съемка»: камера из положения левого ракурса начнет перемещение только после выполнения съемки этого ракурса, а съемку правого ракурса — только после установки на позицию данного ракурса. Программа работы платформы обеспечивает во время передвижения камеры из одного положения в другое передачу на жесткий диск данных только что отснятого ракурса.

Из сказанного видно, что процесс получение стереопары анимационного кадра полностью автоматизирован и исключает ошибку оператора и пропуска съемки одного из ракурсов. Создатели этой системы разработали и интерактивную таблицу для определения нужного базиса съемки для точной установки плоскости рампы для конкретной крупности плана и фокусного расстояния объектива. Таблица также дает информацию о глубине пространства, стереографически правильно воспроизводимого в снимаемом кадре.

Фрагмент из анимационного кукольного фильма «Чучело»(2007)

В 2007 году Научно-исследовательским кинофотоинститутом совместно со студией «NUKUFILM» (Эстония) по технологии, разработанной А. Мелкумовым и С. Рожковым был снят первый в мире экспериментальный стереоскопический кукольный фильм «Чучело». Презентацией этого фильма в Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для Гигантского экрана — IMAX.

В двадцать первом века стереоскопическая анимация занимает значительное место в мировом кинопрокате. На экранах кинотеатров можно увидеть как «рисованные». так и «кукольные» анимационные фильмы созданные при помощи цифровых 3D  технологий. В то же время продолжаются работы по созданию анимационных фильмов и традиционными в XX веке методами.

_______________________

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2021. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.