РОЖКОВ Сергей Николаевич

РОЖКОВ Сергей Николаевич

РОЖКОВ Сергей Николаевич (р. 02.10.1939)

— советский, российский научный работник, специалист в области стереоскопии и стереоскопического кинематографа, кинооператор.

Член Союза кинематографистов России, член Международного общества инженеров кино и телевидения (SMPTE), член Киноакадемии короткометражного кино «Арткино».

В 1962 г., после окончания Московского энергетического института начал работать во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ).  Под его руководством и при его непосредственном участии были разработаны технология и технические средства, позволившие оборудовать и открыть в 1964 г. первый в нашей стране кинотеатр с автоматизированным кинопоказом (московский кинотеатр «Ленинград») и в дальнейшем внедрить систему автоматизации в киносеть страны.

Фрагменты из стереофильма «Здравствуй, Сочи!» (1977)

С 1968 г., работая в НИКФИ в должности кинооператора, он принимал активное участие в испытаниях и творческом освоении новых технических средств кинематографа. С 1980 г. работает в области стереоскопического кино, являясь руководителем тем по разработке и совершенствованию технических средств стереокиносъёмки и демонстрирования стереофильмов, имеет ряд авторских свидетельств и два патента на изобретение. Награждён нагрудным знаком «Изобретатель СССР». Принимал непосредственное участие в работах по совершенствованию существующих стереокиносъёмочных аппаратов, в разработке рекомендаций по специфике производства стереоскопических кукольных анимационных фильмов и в других работах. Участвовал в создании ряда стереофильмов в качестве автора сценария, оператора-постановщика, оператора-стереографа, консультанта по стереосъёмке.

35мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-35/А" из фильма "Ученик лекаря" (1983)
35-мм позитив со стереопарой в формате «Стерео-35А» из фильма «Ученик лекаря» (1983)

В 1981 г. предложил формат «Стерео-35А» для изготовления 35-мм копий стереофильмов, снятых по системе «Стерео-70», на что в 1982 г. получил авторское свидетельство совместно А.Г. БолтянскимН.А. Овсянниковой, А.Е. Слабовой, С.Г. Амельяновой, с которыми разработал технические средства проекции стереофильмов в новом формате. Это позволило расширить возможности стереокинопоказа и резко увеличить в стране количество стереокинотеатров. Первым кинозалом, в котором в январе 1986 года начали демонстрироваться стереофильмы в новом формате, стал малый зал кинотеатра «Октябрь» г. Тулы.

С 1986 г. — заведующий лабораторией стереокинематографа НИКФИ. Он активно участвует в работах по совершенствованию стереокиносъёмочной и стереокинопроекционной техники, по творческому освоению технических средств стереокинематографа, оказывает консультативную и научно-практическую помощь творческим работникам. Автор (совместно с Н.А. Овсянниковой) терминологического словаря «Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике». Москва, Парадиз, 2003 г.
В 1991 году за многолетние успешные работы в области развития и внедрения стереокинематографа Американская киноакадемия удостоила НИКФИ награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение». Определенная заслуга в этом принадлежит С.Н. Рожкову.

Диплом Оскар англ %d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%80-%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%ba%d0%be%d0%b221 Диплом Оскар рус
Джон А. Боннер (John Bonner), председатель комитета Киноакадемии по научно-техническим наградам, и представитель НИКФИ С.Н. Рожков после награждения.

В 2007 году совместно НИКФИ и студией «NUKUFILM» (Эстония) по технологии, разработанной  А.С. Мелкумовым  и  С.Н. Рожковымбыл снят анимационный фильм «Чучело» —  первый в мире стереоскопический кукольный фильм, снятый в цифровом формате и переведенный в кинопленочный формат IMAX 3D. Презентацией этого фильма в Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для Гигантского экрана — IMAX.

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

ФИЛЬМЫ:
Дружба (1960) – режиссёр и оператор совместно с О. Павловым и др. На баркасе через пять морей (1960) – режиссёр и оператор. 

Польский ноктюрн (1963) – режиссёр совместно с В. Лонским, оператор. 

Сентиментальный романс (1964 – восстановление фильма, снятого в 1930 г. во Франции С.М. Эйзенштейном, Г.В. Александровым и Э.К. Тиссэ, путём перевода 16-мм звуковой копии в 35-мм формат по собственной технологии)

Я расскажу о ГДР (1966) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор

Будапешт, осень… (1967) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор

Всегда быть красивой (1967) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор

Пешеход и переход (1969) – оператор

Солнце в «Зените» (1971) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор

Мыс Сарыч – осень 75 (1975) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор

Три измерения (1978) – участие в съёмках в качестве оператора и консультанта

СТЕРЕОФИЛЬМЫ:

"Здравствуй, Сочи!" (1977)

«Здравствуй, Сочи!» (1977) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор

«Волшебное озеро» (1979)  – оператор совместно с С. Хлебниковым

«Цветок Пелопоннеса» (2000) –  оператор совместно с Д. Масуренковым

«На съёмках фильма «Шутки в сторону» (1984) – режиссёр и оператор

«Московские этюды» (2003) – оператор совместно с А. Мелкумовым и Д. Масуренковым

70мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма "Волшебное озеро"(1979)
70-мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-70» из фильма «Волшебное озеро»(1979)

 

СТЕРЕОГРАФ на фильмах:

«Когда оживают острова» (1982)

«Ученик лекаря» (1983)

«Шутки в сторону» (1984)

«Сувенир для прокурора» (1989)

«Чучело» (2007)

«Вокруг света» (2014, совместно с С. Хетлеровичем)

 
КОНСУЛЬТАНТ ПО СТЕРЕОГРАФИИ

при восстановлении в 2010 году стереофильмов: «Концерт» («Земля молодости») (1941) и «Здравствуй, Сочи!» (1977);

«Возвращение в «А» (2011);

«Conan the Barbarian 3D» (Конан-варвар 3D) (2011)

 

Фрагменты из стереофильма «Ученик лекаря» (1983)

 

Фрагменты из стереофильма «На съемках фильма «Шутки в сторону!»(1984)

___________________________________________________________

СТЕРЕОКИНО  РОССИИ

Стерео-35 Анощенко Стерео-2х35  Голдовского-Левингтона Стерео-2х35
Стерео-2х35 трехцветка Стерео-35/ 11х18 Стерео-35/19
Стерео-35/ 10х10 Стерео-35 кадр над кадром Стерео-2х35А
Стерео-70 Стерео-35А  Стерео -70М
СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)

____________________________________________________________________________

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СОВЕТСКИХ  СТЕРЕОФИЛЬМОВ  ПО АЛФАВИТУ

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СОВЕТСКИХ  СТЕРЕОФИЛЬМОВ  ПО СИСТЕМЕ  СЪЕМКИ

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ  СОВЕТСКИЕ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ  ФИЛЬМЫ

СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)

ФОРМАТЫ КИНОПЛЕНОЧНЫХ СИСТЕМ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО КИНЕМАТОГРАФА  в  СССР

СТЕРЕОПАРЫ из КИНОФИЛЬМОВ

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.