Стерео-35/10х10

5-мм-Стерео-35-10х10.Новая система отечественного стереокино Стерео 35/10х10 с горизонтальной стереопарой и размером каждого её кадра 10,3×10,3мм была принята в эксплуатацию в 1948 году. Стереопара в этой системе размещалась в пределах ширины стандартного кинокадра, принятого в звуковом кинематографе. Понятно, что с уменьшением размера кадра произошло некоторое ухудшение качества изображения. Однако применение киноплёнки со стандартным размером и количеством перфораций позволило использовать обычное оборудование для проявки, печати и монтажа фильмов. Для съёмки стереофильмов по этой системе использовались высококачественные сорта импортной киноплёнки и, в первую очередь, цветной «Agfacolor B», производство которой в 1946 году было восстановлено на фабрике «Agfa» в Германии и с 1947 года осваивалось на Шосткинском химическом заводе.

Горизонтальная стереопара на 35мм кинопленке по советской системе 1948 года из стереофильма «Карандаш на льду» (1948)
Горизонтальная стереопара на 35мм кинопленке по советской системе 1948 года
из стереофильма «Карандаш на льду» (1948)

21 мая 1949 года в московском кинотеатре «Стереокино» началась демонстрация первого советского стереоскопического научно-популярного фильма “КРИСТАЛЛЫ”, снятого по новой системе 1948 года “Стерео-35/ 10х10”. Первая и четвертая части фильма были сняты на чёрно-белой негативной плёнке «Kodak», вторая и третья части снимались в цвете на трофейной «Agfacolor B». В стереофильме «Кристаллы» впервые в мире использовалась стереоскопическая графическая анимация, созданная Дмитрием Бабиченко и Ольгой Хлудовой.
Первые эксперименты по созданию стереоскопической мультипликации в СССР были проведены еще в 1943 году и легли в основу дальнейших работ Стереомультмастерской Центральной стереолаборатории студии «Стереокино», начатых весной 1946 года. В ходе этих работ были разработаны методы создания рисованной стереоскопической мультипликации и изготовлен небольшой (всего 35 метров) стереоскопический мультфильм.

В одной программе продолжительностью 80 минут вместе с цветным фильмом КРИСТАЛЛЫ демонстрировались чёрно-белые короткометражные фильмы: кинокомедия КАРАНДАШ НА ЛЬДУ и научно-популярный видовой фильм СОЛНЕЧНЫЙ КРАЙ, снятые по новой системе 1948 года.

Стереофильмы, снятые по системе «Стерео-35/19» С.П. Иванова, путём оптической печати с уменьшением были переведены в формат новой системы. Правда, размер кадра при таком переводе был еще меньше, так как стереопара копировалась целиком вместе с расположенной между кадрами фонограммой, которая просто закрывалась маской. Стереофильм  РОБИНЗОН КРУЗО (1947) был переведен из формата Стерео 35/19в новый формат 1948 года. С чёрно-белого контратипа этого формата в 2009 году под руководством начальника участка цифровой обработки фильмовых материалов Госфильмофонда России Владимира Николаевича Котовского на сканере diTTO с было произведено сканирование первой части фильма с разрешением 3К, так как лентопротяжный механизм ни одного из существующих на сегодняшний день сканеров не позволяет сканировать киноплёнки с шагом перфораций, принятым в системе «Стерео-35/19». Сканированный материал был переведён в цифровой формат по технологии, разработанной в НИКФИ Александром Сергеевичем Мелкумовым, и показан в стереоскопическом варианте с поляризационными очками 24 декабря 2009 г на праздновании 80-летнего юбилея НИКФИ.

Кадр из стереофильма «Робинзон Крузо» (1947) Слева - в формате «Стерео-35/19», справа - в формате системы 1948 года
Кадр из стереофильма «Робинзон Крузо» (1947)
Слева – в формате «Стерео-35/19», справа – в формате системы 1948 года

К концу 1940-х годов прошлого века в СССР было практически реализовано семь различных систем стереоскопического кинематографа, начиная с системы Н.Д. Анощенко в 1930-е годы:

  1. Стерео-35 Анощенко (1931)
  2. Стерео-2х35  Голдовского-Левингтона (1938)
  3. Стерео-2х35 (1940)
  4. Стерео-2х35 трехцветка (1940)
  5. Стерео-35/ 11х18   С.П. Иванова (4 февраля 1941 г.)
  6. Стерео 35/19   С.П. Иванова  (20 февраля 1947 г.)
  7. Стерео 35/10х10  (25 декабря 1948 г.)

Все они отличались друг от друга по способу съёмки или по способу проекции. Но у них было одно общее: все эти системы для съёмки стереофильма использовали имеющиеся обычные 35 мм кинокамеры. Для получения стереопары на одной плёнке перед кинокамерой устанавливалась стереоскопическая насадка, для получения стереопары на двух плёнках создавался комплекс из двух камер.
При двухплёночном способе съёмки удавалось получить стандартный по площади и пропорциям размер кинокадра, а качество изображения ― соответствующее качеству применяемой киноплёнки. В то же время, возникал ряд проблем, связанных с синхронизацией съёмочной и проекционной киноаппаратуры и получением однородного по плотности, контрасту и резкости сопряженных изображения на паре негативов и паре позитивов.
При съёмке на одну плёнку с использованием стереонасадки (двухзеркальной или призменной) помимо потерь света в оптической системе, уменьшения площади кадра и изменения его пропорций, возникали геометрические искажения изображения в каждом из кадров стереопары, особенно это проявлялось при съёмке с двухзеркальной насадкой.

Кадр из стереофильма «Машина 22-12» (1948)
Кадр из стереофильма «Машина 22-12» (1948)

Эта стереопара (слева), сканирована с оригинального негатива фильма в разрешении 2К. На анаглифическом изображении (справа) хорошо видны геометрические искажения и несоответствия размеров левого и правого кадра стереопары, снятых двухзеркальной насадкой. Наложенные друг на друга кадры стереопары полностью не совпадают ни по высоте, ни по ширине. Так же наблюдается заметное отклонение вперед скульптуры на правом кадре.
Сегодня при цифровом восстановлении старых стереофильмов геометрические искажения достаточно легко можно исправить. Ниже представлена эта же стереопара после компьютерной реставрации. Изображение отретушировано и полностью исправлены геометрические искажения, что хорошо видно на анаглифическом варианте кадра.
В двухпленочных системах, помимо указанных выше недостатков, со временем так же возникает проблема искажения и изменения геометрии изображения в кадрах стереопары из-за неравномерной усадки каждой из кинопленок. В цветных стереофильмах на двух кинопленках необходимо помнить об их выцветании, которое так же происходит неравномерно.
Становится совершенно очевидно, что для съемки стереоскопического фильма на кинопленке все же предпочтительней однопленочная система.

Кадр из стереофильма «Машина 22-12» после компьютерной реставрации
Кадр из стереофильма «Машина 22-12» после компьютерной реставрации

СТЕРЕОПАРЫ ИЗ ФИЛЬМА «КРИСТАЛЛЫ» (1948)

НАЗАД  ДАЛЕЕ. СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ 

СТЕРЕОКИНО В РОССИИ

СТЕРЕОПАРЫ

===============================

СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО  РОССИИ

========================================

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий