Советская широкоэкранная система «Широкий экран» (SovScope)

35мм позитив с магнитной 4-х канальной фонограммой из фильма «Илья Муромец» (1956)
35мм анаморфированный позитив с магнитной 4-х канальной фонограммой из фильма «Илья Муромец» (1956)

В отличие от западных стран, вынужденных бороться за кинозрителя с бурно развивающимся телевидением созданием широкоэкранного кинематографа, в СССР такой проблемы не было. Отечественной телевидение делало только первые шаги, и не было массовым.

В начале 50-х годов прошлого века многие жители нашей страны вообще не могли посмотреть кино. В 1953 году в 2880 районных центрах совсем не было кинотеатров, и только в 20% клубов были стационарные киноустановки, в других клубах от случая к случаю показ фильмов осуществляется лишь средствами кинопередвижек. Да что говорить о 1953 годе, когда и через десять лет демонстрация кинофильма в сельском клубе была событием, и приезд кинопередвижки ждали целый месяц. Мне – московскому мальчишке, отдыхавшему летом в одном из украинских сел в 1963 году довелось стать свидетелем этого события. Еще с утра у клуба собирался народ и ждал. Ждал чуда – кино привезут! Какое кино? Да все равно, главное – кино привезут. В этом селе это чудо совершалось раз в две недели, а в других и того реже.
По данным Министерства культуры СССР на 1 января 1953 года количество киноустановок в стране составляло всего 49496 единиц. По количеству кинопосещений в год между сельским и городским населением существовал большой разрыв. Сельский житель смотрел кино 4 раза в год, городской житель – 13,9 раз.
Городским зрителям не хватало мест в кинотеатрах, даже в Москве на 1000 жителей приходилось 5 мест в кинотеатрах столицы, в то время как в Нью-Йорке на 1000 жителей было 80 мест.

Скан с оригинальной 35-мм фильмокопии с 4-канальной магнитной фонограммой из широкоэкранного фильма "Илья Муромец" (1956). На рисунке: основа плёнки — сверху; движение плёнки — вниз.
Скан с оригинальной 35-мм фильмокопии с 4-канальной магнитной фонограммой широкоэкранного фильма “Илья Муромец” (1956). На рисунке: основа плёнки — сверху; движение плёнки — вниз.

Из-за отсутствия технической возможность обеспечить необходимый тираж в 1953 году Министерство кинематографии сократило выпуск цветных фильмов. А сельское население, смотревшее фильмы с помощью кинопередвижек на узкой 16 мм кинопленке, знало о цветном кино только из газетных публикаций.
Таким образом, когда в начале 50-х годов в НИКФИ под руководством Е.М.Голдовского начались работы над новым кинотехническим чудом – широкоэкранным кинематографом, для большинства жителей страны было еще не доступно не только цветное кино, но и вообще просмотр фильма был событием, если не сказать чудом.
Поэтому, разработка отечественной системы широкоэкранного кинематографа была вызвана не борьбой за кинозрителя, а желанием не отстать от запада.
В отличие от системы «CinemaScope», разработчики советской системы «Широкий экран» выбрали размеры кадра, дающие одинаковое соотношение сторон изображения на экране равное 2,35:1 и для фильмокопий с одноканальной фотографической фонограммой, и фильмокопий с четырехканальной магнитной стереофонической фонограммой. В обоих вариантах фильмокопии размер кадра в позитиве – 21,2х18,1 мм.

Характеристики системы «Широкий экран»

ПОКАЗАТЕЛИ Маг­нитная четырехканальная фонограмма Фотографическая одноканальная фонограмма
Размер кинопленки в мм 35 35
Размер кадра негатива в мм 22х18,6 22х18,6
Размер проецируемого кадра в мм 21,2х18,1 21,2х18,1
Шаг кадра в мм 19 19
Шаг перфорации в мм 4,75 4,75
Размер перфораций негатива в мм 1,98х2,8 1,98х2,8
Размер перфораций позитива в мм 1,85х1,98 1,98х2,8
Соотношение сторон кадра в негативе 1,18:1 1,18:1
Соотношение сторон кадра в позитиве 1,17:1 1,17:1
Соотношение сторон экрана 2,35:1 2,35:1
Коэффициент анаморфирования  2 2
Фонограмма 4 магнитные звуковые дорожки:

3- шириной 1,6 мм

1- шириной 0,74 мм

Одна оптическая шириной 2,54 мм
Площадь проецируемого кадра в мм2 384 384

29 июля 1955 года на первой полосе газеты «Вечерняя Москва» под название «На широком экране» читатели прочли следующее сообщение: «Сегодня с утра открылись двери кино «Художественный» – первого в СССР широкоэкранного стереофонического кинотеатра.
Вы входите в зрительный зал, и ваше внимание привлекают укрепленные на стене небольшие динамики. Медленно раздвигается красный бархатный занавес, за которым экран обычного размера. Голос диктора поясняет, что сначала будет для сравнения показан киножурнал на обычном экране. Но вот заканчивается демонстрация киножурнала, и занавес снова раздвигается, чтобы открыть взору зрителей экран во всю его ширину. Он занимает почти всю переднюю стенку. Его ширина 14 метров, высота 5.
Гаснет свет, и мы видим необычное по масштабу замечательное зрелище: панорама праздничной Москвы – нарядные улицы, площади, украшенные цветами, бьющие в высоту сверкающие фонтаны, Во всей своей красе предстает Красная площадь, от края до края видимая нашему взору, праздничный салют, озаряющий вечернее небо многочисленными огнями.
В первую программу включены также широкоэкранные фильмы «Под солнцем юга» и «В чудесном городе» – очерк о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В фильме о ВСХВ удачно использован стереофонический эффект. Группа молодых людей поет лирическую песенку. Вы слышите, как приближаются голоса, как звук становится все отчетливее, громче. Молодежь удаляется, и звук песни уже раздается где-то там, за экраном, постепенно затихая…
Москвичи и гости столицы проявляют большой интерес к новому достижению кинематографии. Кинотеатр «Художественный» был сегодня переполнен. В ближайшие дни откроется второй широкоэкранный кинотеатр «Форум». В дальнейшем на демонстрацию широкоэкранных фильмов перейдут кино «Москва», «Ударник» и другие».

Кадр из фильма фильмы «Под солнцем юга» (1955)
Кадр из фильма фильмы «Под солнцем юга» (1955)

По порядку демонстрации документальный фильм «Москва праздничная», открывавший программу, можно считать первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком, вторым – видовой фильм «Под солнцем юга» и третьим – четырехчастевый киноочерк «В чудесном городе», завершавшим кинопрограмму. В РГАКФД сохранились все исходные материалы (негатив, лаванда, фонограмма), а так же по одной позитивной копии с магнитной фонограммой фильмов первой широкоэкранной программы.
В августе 1955 года первая широкоэкранная кинопрограмма начала демонстрироваться и в реконструированном московском кинотеатре «Форум», вмещавшим 927 зрителей.
Впервые кинотеатр «Форум» был открыт в январе 1915 года. Тогда кинотеатр вмещал две тысячи зрителей, и по общему признанию считался роскошнейшим и величайшим в Москве кинотеатром, специально выстроенным для этой цели.

Фрагмент из фильма «Развитие кинопроизводства в России» (Под солнцем юга, 1955).  Режиссер Н.Майоров (2006)

кинотеатр "Художественный" 1955
Кинотеатр “Художественный” летом 1955  года.

В 1955 году «Форум» стал вторым широкоэкранным кинотеатром в СССР, после кинотеатра «Художественный». Но если последний, пережив несколько реконструкций и оснащенный сегодня по последней кинотехнической моде, продолжает «крутить кино», то «Форум» закрылся в 1994 году для реконструкции под театр А.Б.Пугачевой, а позже просто сгорел.
24 октября 1955 года одновременно в кинотеатрах «Художественный» и «Форум» началась демонстрация первого экспериментального игрового широкоэкранного фильм-ревю «Счастливая юность», поставленного режиссерами С.Гуровым и Э.Рязановым. В фильмографиях Эльдара Рязанова этот фильм не значится. Крайне редко в них можно найти и ссылку на фильм «Весенние голоса», который являлся обычным вариантом фильма «Счастливая юность», выпущенным в прокат под этим названием 2 декабря 1955 года.
В этот же день, 24 октября 1955 года, на экран был выпущен широкоэкранный документальный киноотчет о футбольном матче «Футбол. Германская Федеративная Республика – СССР». К сожалению, найти исходные материалы или копию этого фильма ни в РГАКФД, ни в Госфильмофонде России не удалось.
В Киеве на улице Константиновской 8 ноября 1955 года, ровно через 25 лет после своего первого открытия, после реконструкции, вновь открыл свои двери кинотеатр «Октябрь» – первый широкоэкранный стереофонический кинотеатр на Украине, с залом на 700 мест. Первая программа показа включала три широкоэкранных фильма: «Москва праздничная», «Счастливая юность» и «Футбол. Германская Федеративная Республика – СССР».
15 декабря 1955 года на экраны первых широкоэкранных кинотеатров вышли еще два широкоэкранных фильма: «Мелодии фестиваля» и «В гостях у птиц и зверей».
«Великолепная семерка» первых советских широкоэкранных фильмов больше года с неизменным успехом демонстрировалась в открывающихся широкоэкранных кинотеатрах по всей стране.

14 февраля 1956 года на экран был выпущен восьмой отечественный широкоэкранный фильм «Товарищ» уходит в море», которому в этом же году была присуждена Большая премия Каннского фестиваля за высокое качество стереозвука (звукооператор К. Бек-Назаров).

16 ноября 1956 года в московском кинотеатре «Художественный» прошла премьера первого советского широкоэкранного полнометражного игрового фильма «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ».

кадр широкоэкранного варианта фильма "Илья Муромец" (1956)
Кадр из широкоэкранного варианта фильма “Илья Муромец” (1956)

В 1956 году так же были выпущены в прокат цветные широкоэкранные фильмы со стереофоническим звуком:

короткометражный игровой фильм «Пять дней», поставленный на киностудии «Ленфильм» режиссером Михаилом Шапиро;
историко-революционный боевик «Пролог» поставленный режиссером Ефимом Дзиганом на киностудии «Мосфильм»;
документальные фильмы «В древней Агре» (оператор Д. Каспий) и «Лениградская осень» (операторы В. Микоша, А. Зенякин), снятые на Центральной студии документальных фильмов.
23 мая 1957 года выпущен на экран «Дон Кихот» – первый цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм киностудии «Ленфильм» (режиссер-постановщик Г.М. Козинцев, операторы-постановщики А.Н. Москвин и А.И.Дудко). А в июле 1957 года свой цветной широкоэкранный стереофонический первенец под названием «Песни над Днепром» представила на суд зрителей Киевская киностудия имени А.П. Довженко.

14 ноября 1959 года выпущен на экран первый советский цветной широкоэкранный фильм-опера «Хованщина».
В начале 60-х годов XX века началось освоение широкого экрана советскими мультипликаторами. 22 августа 1960 года киностудия «Союзмультфильм» представила юным зрителям первый советский цветной широкоэкранный мультфильм «Мурзилка на спутнике».

Со 2 ноября 1963 года по 30 августа 1964 года в одной из залов московского кинотеатра «Рекорд» демонстрировался первый советский цветной широкоэкранный стереоскопический фильм со стереофоническим звуком «Вечер в Москве».

Стереопара из фильма "Вечер в Москве"
Стереопара из фильма “Вечер в Москве”

Левый и правый анаморфированный кадр стереопары на 35мм позитивной кинопленке с перфорфорацией синемаскоп и магнитными дорожками с 4-х канальной магнитной фонограмммой из стереоскопического фильма-концерта «Вечер в Москве» (1963)

Таблица производства широкоэкранных фильмов в СССР с 1955 по 1959 год

Виды фильмов 1955 1956 1957 1958 1959
Широкоэкранные игровые фильмы 1 4 4 6 6
Широкоэкранные не игровые фильмы 6 3 2 3 6
Итого широкоэкранных фильмов всех видов 7 7 6 9 12

Из таблицы видно как увеличивалось производство широкоэкранных фильмов с 1955 по 1959 год. Надо отметить, что с увеличением производства широкоэкранных фильмов уменьшилась доля выпускаемых цветных широкоэкранных фильмов. Так если все широкоэкранные фильмы выпуска до 1957 г. были цветными, то в 1958 году 1959 году цветные фильмы составляли только 50%.
К началу 1960 г. в Советском Союзе насчитывалось не более 500 широкоэкранных киноустановок. Сеть широкоэкранных кинотеатров расширялась медленно из-за недостаточного и некомплектного выпуска необходимого оборудования для ее технического оснащения. Специальные широкоэкранные кинопроекторы выпускались в небольшом количестве, а недостаточное производство анаморфотных насадок не давало возможность приспособить кинопроекторы обычного типа для широко¬экранной проекции.
Постепенно сократился и выпуск широкоэкранных фильмов со стереофоническим звуком. Это объясняется двумя главными причинами. Первая – это нехватка оборудования для кинопроекции и воспроизведения звука по многоканальной системе. Вторая причина заключалась в том, что массовая печать стереофонических фильмов, из-за особенности тиражирования магнитных фонограмм требует дополнительных операций и оборудования, что соответственно удорожает и удлиняет срок производства стереофонических фильмокопий. А так как цветные копии печатались в то время непосредственно с оригинального негатива, то скорость печати на копировальном аппарате снижалась больше чем вдвое, то есть уменьшалась производительность и увеличивалась цена.
При этом тиражирование цветных широкоэкранных стереофонических фильмов производилось только на Московской фабрике массовой печати цветных фильмов. Другие фабрики массовой печати не имели специального оборудования для нанесения магнитного полива и копирования на них стереофонических фонограмм. Черно-белые широкоэкранные фильмы тиражировались исключительно на Московской кинокопировальной фабрике и только с оптической монофонической фонограммой.
Расширение сети широкоэкранных кинотеатров, не имевших оборудования для стереофонического звуковоспроизведения, постепенно привело к переходу на массовую печать цветных фильмокопий с оптической монофонической фонограммой.
Таким образом, в первой половине 60-х годов сложились объективные предпосылки для прекращения выпуска широкоэкранных фильмов со стереофоническим звуком.
Только в конце XX века в России вновь появились широкоэкранные цветные фильмы со стереофоническим звуком, записанным по новым системам.

Пример съемки в двух форматах. Фрагмент из фильмы «Алые паруса» (1961):  слева – широкоэкранный вариант, справа – обычный вариант.
В одном из интервью актриса Наталья Фатеева рассказала, что фильм «Три плюс два» существует в 2-х вариантах:

Библиография:

 

 

НАЗАД             ДАЛЕЕ. Съемка широкоэкранного фильма в двух форматах 

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий