ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Вечерняя Москва. «НА ШИРОКОМ ЭКРАНЕ» (25.07.1955)

Вечерняя Москва 25.07.1955

Опубликованную в газете «Вечерняя Москва» накануне открытия первого широкоэкранного кинотеатра в Москве.

«НА ШИРОКОМ ЭКРАНЕ»
«В ближайшие дни после ремонта открывается кинотеатр «Художественный». Это будет первый в столице кинотеатр широкоэкранного фильма. Вся аппаратура и оборудование, установленные здесь, — отечественного производства. Они изготовлены Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ). Одновременно открывается второй широкоэкранный кинотеатр «Форум», в котором сборка и установка аппаратуры осуществлены под руководством инженеров и техников «Мосфильма». В обоих кинотеатрах зрители уви¬дят первую программу советских широкоэкранных фильмов.
Что же такое кино широкого экрана?
Попробуем «посетить» кино «Художественный» до его открытия.
В зрительном зале прежде всего бросятся в глаза необычная форма в размеры экрана. Вместо почти квадратного белого «окно» в передней стене посетитель увидит, что в экран превратилась почти вся эта стена. Ширина нового экрана четырнадцать метров, высота пять метров. И уже это позволяет представить, какую новую впечатляющую силу обретет кинозрелище. В самом деле, глядя на улицу из глубины комнаты через окно, мы можем увидеть лишь небольшое пространство, ограниченное рамками оконного проема, кусочек пейзажа, какие-то отрывки происходящих на этом пространство действий. Совсем в ином объеме и иной полноте пред¬стала бы пред нами жизнь, если бы Мы наблюдали ее не через окно, а через стеклянную стену.
Изменение размера экрана приводит не к механическому изменению размера изображения, а сообщает ему новые качества. Вот, к примеру, перед нами обычный пейзаж. Но на широком экране возникает почти такой же отрезок пространства, какой мы увидели бы, созерцая этот пейзаж в натуре, и действие, развертывающееся на этом фоне, но втиснуто в условные рамки маленького полотняного «окна», а течет на большом пространстве.
Нетрудно представить, как могут выглядеть на таком широком и глубоком фоне эпизоды игрового, художественного фильма. Впрочем, многое говорят об этом пробные кадры одной из снимаемых на «Мосфильме» для широкого экрана картин — «Илья Муромец». Большие творческие перспективы открываются пе¬ред мастерами кино. В частности, они получат возможность проводить всю сцену от начала и до конца, не разбивал на монтажные куски, что вызывалось ограниченностью площади кадра. Широкий экран позволит вести в одном и том же кадре параллельно развивающиеся действия, вводить сопутствующие эпизоды «второго плана», по-новому использовать детали. Все это ставит перед создателями фильмов много новых интересных творческих проблем.
Одновременно с широким экраном кино обретает и еще одно качество, значительно усиливающее воз. действие киноискусства. Это — стереофонический звук.
До сих пор музыка, речь, шумы в кинематографе воспроизводились с одной и той же неподвижной точки. Где бы ни находился артист, слова его слышались только из громкоговорителя. Теперь же звук обретает возможность как бы двигаться вместе с его источником, обретает пространственность, перспективу. В обычном звуковом кино нарушался так называемый биноуральный эффект, то есть способность нашего уха определять место¬нахождение источника звука и его перемещение в пространстве.
Стереофонический звук снимает все эти нарушения нормального процесса слухового восприятия. Звук будет перемещаться вместе с перемещением его источника, иначе говоря, слова будут исходить как бы из уст говорящего.
Нам довелось видеть в просмотровом зале «Мосфильма» эпизоды, снятые для пробы стереофонического звука. Декорация — внутренний двор большого дома со многими переходами, закоулками. Появляются музыканты. Звук приближается вместе с ними, причем отчетливо слышна партия каждого из инструментов, на которых они играют. Музыки становится глуше, когда музыканты скрываются за стенкой одного из переходов, вновь усиливается при выходе их на открытую площадку, движется с исполнителями в далекий угол длинного обширного двора. По вот один из музыкантов направляется в противоположную сторону. Вместе с ним «отделяется» и звук — гитара звучит как бы «соло». То же происходит, когда флейтист играет на авансцене, а остальные музыканты располагаются о глубине двора…
Для воспроизведения дополни¬тельных звуковых эффектов динамики в кинотеатре устанавливаются не только за экраном, но и в зритель¬ном зале. Это дает возможность пе¬редать, к примеру, звуки удаляющегося оркестра, Над зрителями может возникнуть шум идущего на экране дождя, поднявшегося в небо
самолета, сзади них может раздаться удар грома или взрыв снаряда.
Стереофонический звук достигается тем, что запись производится не через одни канал на одну звуковую дорожку, как сейчас, а через несколько микрофонов на несколько отдельных магнитных звуковых до¬рожек. При демонстрации звук воспроизводится по четырем каналам. С трех из них звук поступает на громкоговорители, расположенные по бокам и в центре за экраном (они обеспечивают перемещение звука на экране вслед за его источником). С четвертого — на группы динамиков, скрытых в зрительном зале и воспроизводящих звуковые эффекты.
Все эти усовершенствования сопряжены со многими техническими трудностями. Надо разработать технологию киносъемки и стереофонической записи звука для широкоэкранных фильмов, обеспечить производство специального оборудовании, консультацию по его монтажу и использованию. Надо решить ряд вопросов, связанных с повышением качества пленки, ее обработки, печати, демонстрации фильмов и т. д. Этим заняты специальная лаборатория широкоэкранного кино н другие лаборатории студни «Мосфильм», лаборатории Научно-исследовательского кинофотоинститута и заводы кинопромышленности. К сожалению, НИКФИ очень запоздал с постановкой и решением проблем широкого экрана и сейчас наверстывает упущенное. Вслед за «Художественным» и «Форумом» в столице кинотеатрами широкого экрана станут «Ударник», «Москва» и другие.
В будущем году на широкий экран переоборудуется не менее пятидесяти кинотеатров и столицах союзных республик в крупных областных центрах страны, Кроме того, ведется подготовка к строительству двадцати новых широкоэкранных кинотеатров со зрительными залами вместимостью от одной до трех тысяч человек.
Внедрение широкого экрана поднимает на новую, высшую ступень всю технику производства н показа фильмов, даст возможность вплотную подойти к освоению следующего, еще более совершенного вида кино — так называемой синерамы, когда действие, снятое и воспроизводимое несколькими аппаратами на вогнутый и еще более широкий экран, развертывается как бы вокруг зрителя. НИКФИ уже ведет ра¬боту в этом направлении.
Первую программу из фильмов широкого экрана подготовила с помощью НИКФИ Центральная студия документальных фильмов. В нее входят три картины: «Под солнцем юга». «Москва праздничная» и «Чудесный город». К 1 октября на «Мосфильме» закончится производство полнометражного художественного фильма «Счастливая юность» (режиссеры С. Гуров и Э. Рязанов). К тому же сроку намечено выпустить следующую программу, состоящую им фильма о фестивале молодежи в Варшаве, документальной картины «По родному краю» и научно-популярной — «Товарищ» уходит в море».
В августе на «Мосфильме» начнутся съемки большого художественного фильма «Поэма о море» (режиссер А. Довженко), продолжается работа над картиной «Илья Муромец» (режиссер А. Птушко).
По мере подготовки технической базы в производство картин широкого экрана включатся Ленинградская и Киевская киностудии. Увеличится также выпуск документальных и научно-популярных картин.»

Мих. Белявский.

 

 


%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.