В 1897 году немецкий физик-оптик Эрнст Карл Аббе (Ernest Karl Abbe) разработал оптическую систему «Anamorphote» (Анаморфот), сжимающую или растягивающую изображения в одной плоскости и ставшую основой разработки широкоэкранных анаморфотных систем кинематографа в XX веке.
На основе работ Энеста Аббе в 1927 году французский физик Анри Кретьен (Henri Chrétien) сконструировал анаморфотную оптическую систему «Hypergonar» (Гипергонар) с коэффициентом анаморфирования 2:1.
Принцип съемки и проекции широкоэкранного фильма с использование анаморфотной оптики состоит в том, что во время съемки изображение сжимается по горизонтали в соответствии с коэффициентом анаморфирования равном 2. А во время проекции на экран растягивается с тем же коэффициентом.
По этой системе в 1929 году во Франции был снят первый в мире широкоэкранный фильм с анаморфированным кадром – «CONSTRUIRE UN FEU» (Возникновение огня). Премьера фильма прошла в Париже (Paris) 20 мая 1930 года. Начиная с 5 декабря 1930 года этот игровой фильм по рассказу «To Build a Fire» Джека Лондона (Jack London) больше трех месяцев демонстрировался в одной из парижских кинотеатров.
По некоторым данным в немецко-французском игровом фильме «La merveilleuse vie de Jeanne d’Arc» (Чудесная жизнь Жанны д’Арк) (Германия/Франция, Rapid Film / Pathe-Natan, 1929, ч/б, 125 мин., 35 мм., немой. Режиссер Марко де Гастин (Marco de Gastyne) отдельные эпизоды были сняты в широкоэкранном варианте по системе «Hypergonar».
С мая по ноябрь 1937 года на Всемирной выставке в Париже (Paris International Exposition) во французском павильоне «Дворец света» (Le palais de la Lumière) на экране с соотношением сторон 5,3:1 демонстрировался видовой фильм. Проекция производилась двумя синхронно связанными 35 мм кинопроекторами с анаморфотными насадками с коэффициентом анаморфирования 2:1. Звуковая фонограмма была записана на третьей пленке и синхронизировалась с проекцией.
Но в начале 30-х годов двадцатого века время широкоэкранного кинематографа еще не пришло. Слабый световой поток кинопроекторов не мог обеспечить приемлемое качество освещенности широкого экрана, а приход звука и цвета обеспечил посещаемость кинотеатров и как следствие – нежелание владельцев кинотеатров тратиться на их переоснащение.
Звездный час наступил в начале 50-х годов. У кино появился мощный конкурент – телевидение, опустошавший кинозалы и соответственно карманы кинопредпринимателей.
Характеристики системы «Hypergonar» | |
Размер кинопленки в мм | 35 |
Размер кадра негатива в мм | 25,4х19,05 |
Шаг кадра в мм | 19 |
Шаг перфорации в мм | 4,75 |
Размер перфораций в мм | 1,98х2,8 |
Соотношение сторон кадра | 1,33:1 |
Коэффициент анаморфирования | 2 |
Соотношение сторон экрана | 2,66:1 |
В конце 40-х годов появилась многослойная цветная кинопленка, не требующая специальной камеры для съемки цветного фильма, были разработаны кинопроекторы с большей световой мощностью, появилась магнитная запись звука. Все эти достижения и были соединены вместе для борьбы за кинозрителя.
Первый удар был нанесен 30 сентября 1952 года демонстрацией первого панорамного фильма «This is Cinerama» (Это синерама) на широком гигантском экране с 7-канальным стереофоническим звуком (см. Панорамный кинематограф). Успех нового кино-чуда был очевиден, как и очевидны трудности производства и демонстрации панорамных фильмов по трехпленочному методу. Стало ясно, что нужны огромные материальные средства и новый парк съемочной и проекционной аппаратуры, да еще значительная перестройка кинозалов. Необходимо было разработать такую систему кинематографа, которая обеспечивала эффект участия, как в панорамном кино, но использовала бы основные технологические процессы и аппаратуру, применяемую в обычной кинематографии, а так же позволяла при небольшой модернизации использовать помещения обычных кинотеатров с расширением экранов в два раза.
Как было сказано выше, самой простой системой для реализации широкоэкранного кинематографа на практике является система кашированного кадра. Но, как было отмечено, технические характеристики данной системы и кинопленка того времени не могли обеспечить высококачественную демонстрацию на экране даже с соотношением сторон 1.85:1.
Разработчики «вспомнили» об Анри Кретьене (Henri Chrétien) и о его системе «Hypergonar» (Гипергонар).
НАЗАД ДАЛЕЕ. CinemaScope® (Синемаскоп) |
ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ
СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА
СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ