Широкий формат (SovScope 70)

70-мм позитив из фильма "Повесть пламенных лет" (1961)

Разработка советской системы широкоформатного кинематографа началась во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) в 1957 году.

Творческому коллективу под руководством Е.М.Голдовского совместно с киностудией «Мосфильм», советскими конструкторскими бюро киноаппаратуры и заводами киномеханической промышленности в довольно короткие сроки удалось создать отечественную систему широкоформатного кинематографа. В целях обеспечения свободного обмена фильмокопиями и исходными материалами между странами все основные показатели системы совпадают с системой Todd-AO ® (Тодд АО)  и ее аналогами. Однако советская широкоформатная системе имеет два существенных отличия. Первым из них является применение 70 мм кинопленки и для съемки фильмов и печати копий. Вторым отличием является использование 9-канальной магнитной фонограммы на отдельной 35 мм магнитной ленте при демонстрации фильмов в крупных кинотеатрах.
Отечественные конструкторы разработали весь парк съемочной киноаппаратуры для павильонных и натурных съемок, и полную линейку оптики для нее, которая состояла из объективов с фокусными расстояниями от 15 до 300 мм и трансфокаторов для широкоформатной съемки. Была так же разработана копировальная и проекционная техника для нового формата.

Размеры 70 мм кинопленкис магнитными дорожками системы «Todd AO®»
Размеры широкоформатной фильмокопии на 70-мм кинопленке с магнитными дорожками системы «Todd AO®»

Полное сходство основных размеров советской широкоформатной системы с американской «Todd AO» породило слух о том, что первый советский широкоформатный фильм был снят американской съемочной киноаппаратурой на 65 мм кинопленке по системе «Todd AO». В некоторых зарубежных изданиях, включая интернет сайты, эта легенда распространяется до сих пор. Одни рассказывают, что Майк Тодд подарил кинокамеру Н.С.Хрущеву во время свего визита с Лиз Тейлор в Москву. Другие говорят, что камеру просто украли, а третьи, что Тодд не захотел везти обратно в США, привезенное в Москву для демонстрации широкоформатного фильма оборудование. Но это все, как сказано в известном фильме, только легенды и сказки, и может быть поводы для тостов. Чтобы узнать правду надо просто заглянуть в ОТК Госфильмофонда России и посмотреть технологическую документацию на фильм «Повесть пламенных лет». В Белых столбах хранится 1-й и 2-й негативы широкоформатного варианта фильма. В техническом паспорте прямо сказано, что оба они сняты на 70 мм негативной кинопленки производства фабрики №3 в украинском городе Шостка. Выпуск цветных широкоформатных 70 мм негативных и позитивных кинопленок был освоен в конце 1958 года на производственном объединении «Свема», которое уже несколько лет выпускала цветные негативные 35 мм кинопленки типа ДС-2 и ЛН-3 для обычного кинематографа. Наличие в Госфильмофонде оригинального негатива первого широкоформатного фильма на 70-мм кинопленке опровергает все слухи об использовании для съемки кинокамеры «Todd AO», так как она рассчитана на использование для съемки негативной кинопленки шириной 65 мм. Таким образом, и первый и последующие широкоформатные фильмы снимались на отечественной аппаратуре и в основном на негативной кинопленке «Свема». Крайне редко, для совместных постановок с зарубежными странами, использовались 70-мм негативные кинопленки «ORWOColor».

Кадр из фильма "Повесть пламенных лет" (1960) (широкоэкранный вариант)
Кадр из фильма “Повесть пламенных лет” (1960) (широкоэкранный вариант)

Рекламный ролик советской широкоформатной системы

 

Честь освоения нового формата была предоставлена пионеру советского цветного кинематографа кинооператору Федору Федоровичу Проворову, который в 1959 году на киностудии «Мосфильм» снял экспериментальный широкоформатный фильм. И уже в следующем году Ф.Ф.Проворов, совместно с кинооператором Алексем Сергеевичем Темериным приступил к съемкам первого советского широкоформатного полнометражного игрового фильма, постановку которого по сценарию А.П.Довженко на киностудии «Мосфильм» осуществила супруга великого кинорежиссера Юлия Ипполитовна Солнцева.
Кинотеатров, оборудованных для демонстрации широкоформатных фильмов, еще не было. Поэтому для показа отечественного широкоформатного первенца было принято решение установить в центральной аппаратной московского панорамного кинотеатра «Мир» два 70 мм кинопроектора. 23 февраля 1961 года здесь состоялась премьера первого советского широкоформатного фильма «ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ».

Кадр из фильма «Повесть пламенных лет» (1960)
Кадр из фильма «Повесть пламенных лет» (1960)

Летом 1961 года в прокат были выпущены широкоэкранный и обычный вариант фильма. В 1962 году в отечественном прокате шли 444 копии всех трех вариантов фильма, которые посмотрели 12,6 миллионов советских зрителей.

Программа лондонского кинотеатра «Coliseum Cinerama» к фильму «Повесть пламенных лет».
Программа лондонского кинотеатра «Coliseum Cinerama» к фильму «Повесть пламенных лет».

8 мая 1961 года широкоформатный вариант фильма был показан в конкурсной программе на XIV международном фестивале в Канне. Фильм был высоко оценен не только зрителями, которые неоднократно аплодировали во время его просмотра, но и жюри. В Каннах Юлии Солнцевой была присуждена премия за режиссуру, а Высшая техническая комиссия французской кинематографии присудила фильму «Повесть пламенных лет» Премию за операторское мастерство и высокое техническое качество.
Каннские награды открыли советскому фильму дорогу на зарубежный экран. Широкоформатный вариант фильма демонстрировался в крупнейших кинотеатрах Европы, Азии и Америки.
С 18 января 1963 года «Повесть пламенных лет» начала демонстрироваться в ГДР, а с 15 февраля 1963 года фильм вышел в финский прокат.
В 1965 году в парижском кинотеатре «Gaumont Kinopanorama» были установлены широкоформатные кинопроекторы Cinemeccanica-V10 и «Повесть пламенных лет» начали демонстрировать по системе «Кинопанорама 70» под французским название «L’histoire des annes de feu».

Афиша лондонского кинотеатра «Coliseum Cinerama» к фильму «Повесть пламенных лет».
Афиша лондонского кинотеатра «Coliseum Cinerama» к фильму «Повесть пламенных лет».

11 марта 1965 года в лондонском панорамном кинотеатре «Coliseum Cinerama» началась демонстрация фильма «Повесть пламенных лет» по системе «Cinerama» под английским названием «Story of the Flaming Years».

Начиная с 1960 года в Советском Союзе началось проектирование и строительство кинотеатров большой вместимости с залами, оборудованными для показа обычных, широкоэкранных и широкоформатных кинофильмов со стереофоническим звуковоспроизведением.

В феврале 1961 года в Москве открыт первый в СССР широкоформатный кинотеатр «Россия». В большом зале на 2500 мест был установлен крупнейший в мире экран шириной 29 м. и высотой 11 м.
17 октября 1961 года в московском Кремле открылся Кремлевский дворец съездов с одним из самых крупных в мире кинотеатральных залов на 6150 мест. Помимо проведения съездов, конференций, конгрессов, театральных представлений и концертов зал имеет оборудование для демонстрации всех видов кинофильмов. Для обеспечения высокого качества кинопроекции на экран размером 29х12 метров в аппаратной установлены 4 универсальных кинопроектора КП-60 со сверхмощными дуговыми лампами, которые дают световой поток 40000 лм. В киноаппаратной установлено оборудование для воспроизведения всех типов фонограмм, включая демонстрацию фильмов с раздельной 9-канальной магнитной фонограммой на 35-мм кинопленке.

Зрительный зал Кремлевского Дворца съездов в варианте кинозала.
Зрительный зал Кремлевского Дворца съездов в варианте кинозала.

Крупнейший в мире выдвижной киноэкран смонтирован на подвижной металлической раме вместе с дистанционно управляемыми кашетами, изменяющими его размер, и мощными громкоговорителями для стереофонического воспроизведения звука. Экран выдвигается электроприводом на авансцену зала или устанавливается в любой точке по всей глубине сцены.
В начале 60-х годов прошлого века лидером по внедрению широкоформатного кинематографа стала Украина.
8 апреля 1961 года в городе Черновцы открылся кинотеатр «Октябрь» – первый широкоформатный кинотеатр на Украине. В зале, рассчитанном на 666 зрителей, проекция широкоформатных фильмокопий велась на экран шириной 16,7 м и высотой 7,7 м двумя кинопроекторами типа ПШ-70 производства Киевского завода «Кино¬деталь». Широкоэкранные и обычные фильмы демонстрировались с двух кинопроекторов типа КПТ-3 при этом размер экрана составлял соответственно 13х6,5 и 6,45х4,6 м. 1 мая 1961 года в Львове открылся второй на Украине широкоформатный кинотеатра с залом на 913 мест. В котором был установлен экран размером 17х7,7 м. В 1963 году широкоформатные кинотеатры отрылись в Киеве, Донецке, Запорожье, Ивано-Франковске, Харькове, Хмельницком и Макеевке.
Одновременно с вводом в эксплуатацию новых широкоформатных кинотеатров происходило переоборудование для 70 мм проекции украинских панорамных кинотеатров, где устанавливались кинопроекторы типа КПУ-35/70 Киевского завода «Кинодеталь». 5 ноября 1962 года началась демонстрация широкоформатных кинофильмов в Киевском панорамном кинотеатре, а с 17 февраля 1963 года в Днепропетровском кинотеатре «Панорама».
К концу 60-х годов прошлого века широкоформатные кинотеатры работали во всех крупных городах Украины. А в некоторых курортных городах было сразу несколько широкоформатных кинотеатров.
На «Киевской киностудии имени А.П.Довженко» производство широкоформатных фильмов началось в 1962 году. 18 января 1963 года на экран был выпущен широкоформатный первенец студии – киноповесть «Закон Антарктиды». А 7 декабря 1964 года советские зрители увидели совместный проект киностудии «Мосфильм» и киевской киностудии кинопоэму «Зачарованная Десна», поставленную Ю.И.Солнцевой по сценарию А.П.Довженко.
В период с 1962 по 1990 год украинские кинематографисты сняли более 30 широкоформатных игровых фильмов. Среди них: «Белая птица с черной отметиной» (00.01.1972), «Вечер накануне Ивана Купала» (27.01.1969), «Захар Беркут» (03.04.1972), «Легенда о княгине Ольге» (27.02.1984), «Туманность Андромеды» (17.11.1967), «Ярослав Мудрый» (26.04.1982).

Ленфильм кино цвет кинокадр широкий формат экран
Кадр из фильма «Крепостная актриса» (1964).

Съемкой видового короткометражного фильма, выпущенного на экран в 1962 году, началось освоение широкоформатного процесса на киностудии «Ленфильм». А первым игровым широкоформатным фильмом студии стала кино-оперетта «Крепостная актриса», которая начал свою долгую и успешную прокатную жизнь 2 ноября 1963 года на панорамном экране московского кинотеатра «Мир». В 1964 году фильм стал одним из лидеров советского кинопроката. Фильм посмотрели почти 32 миллиона кинозрителей, обеспечив ему 6 место во Всесоюзном кинопрокатном рейтинге.
В ХХ веке на «Ленфильме» было снято около 40 широкоформатных фильмов. Самым кассовым из них стала экранизация оперетты «Свадьба в Малиновке», которую течение первого года проката фильм посмотрели 74,64 миллиона зрителей СССР. Фильм занимает пятое место в группе лидеров советского проката за период с 1918 по 1991 год. На Всесоюзном кинофестивале 1968 года фильму была присуждена Специальная Премия «Лучший комедийный ансамбль – З.Федорова, М.Водяной, М.Пуговкин, В.Самойлов».

Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке» (1967)
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке» (1967)

«Свадьба в Малиновке» стала самым кассовым советским широкоформатным фильмом, а самым дорогим из них стала мосфильмовская экранизация романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Бюджет этой четырех серийной эпопеи в советское время официально никогда не публиковался. По некоторым данным на постановку фильма было израсходовано от 150 до 180 миллионов долларов США.

Кадр из фильма «Война и мир» (1966)
Кадр из фильма «Война и мир» (1966)

До выпуска в прокат первая серия киноэпопеи «Война и мир» – «Андрей Болконский» (в двух частях) летом 1965 года на IV Международном кинофестивале в Москве получила Большой Золотой приз фестиваля и Приз «Золотая головка Паленке» на VIII Международном кинофестивале в Акапулько (Мексика).
Только в следующем, 1966 году, первая и вторая серии были выпущены во всесоюзный прокат. 14 марта 1966 года московском в кинотеатре «Россия» прошла премьера первой серии, а с 20 июля 1966 года началась демонстрация второй серии фильма – «Наташа Ростова». 3 серия – «1812 год» начала демонстрироваться 21 июля 1967 года. 4 ноября того же года вышла последняя, 4 серия фильма – «Пьер Безухов». Все серии первоначально выходили на экран в широкоформатном варианте с шестиканальным стереофоническим звуком. Через некоторое время в прокат выпускались широкоэкранный и обычный вариант фильма.
Первая серия фильма «Война и мир» была выпущена в прокат рекордным для советского кино тиражом в 2805 копий всех форматов. В советском прокате фильм собрал всего 135 миллионов зрителей: 1 серия – 58 млн; 2 серия – 36,2 млн; 3 серия – 21 млн; 4 серия – 19,8 млн. (Двухсерийную американскую экранизацию «War and Peace» режиссера Кинга Видора (King Vidor), выпущенную в американский прокат 21 августа 1956 года, в 1959 году в советском прокате посмотрели 31,4 миллиона зрителей и фильм занял 10-е место по итогам года).
28 апреля 1968 года фильм был выпущен в американский прокат.
В 1968 году «Война и мир» стала первым советским игровым фильмом, получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
В 1967 году – приз Японской Ассоциации любителей кино «Роэй» лучшему фильму года на экранах Японии.
Премия Американской Академии киноискусства и наук «Оскар» за лучший иностранный фильм на экранах США в 1968 году.
Первый приз Нью-Йоркской Ассоциации кинокритиков (США) за лучший иностранный фильм 1968 года.
Премия Ассоциации иностранной прессы Голливуда (США) за лучший фильм 1968 года не на английском языке.
В 1973 году на кинофестивале советских фильмов в Соренто (Италия) актриса Л. Савельева признана лучшей исполнительницей женских ролей в фильмах «Война и мир» и «Подсолнухи».

Кадр из фильма «Война и мир» (1966)
Кадр из фильма «Война и мир» (1966)

В 1975 году премия «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» была присуждена советскому двухсерийному широкоформатному фильму «Дерсу Узала», поставленному режиссером Акирой Курасавой (Akira Kurosawa) на киностудии «Мосфильм» при участии «Ателье-41» (Япония).
Советские широкоформатные фильмы «Братья Карамазовы» (10.01.1969), «Чайковский» (01.09.1970) и «Белый Бим Черное ухо» (15.09.1977) номинировались на премию «Оскар» как «Лучший иностранный фильм».

Кадр из «Дерсу Узала» (1975)
Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975). Скан с оригинального 70мм негатива.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1975). Скан с оригинального 70мм негатива.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Скан с оригинального 70мм негатива.

В Советском Союзе широкоформатные фильмы снимались и выпускались в прокат на 70 мм кинопленке вплоть до развала СССР. Причем формат фильма определялся, как правило, не художественными задачами, а необходимостью выполнения строгой плановой дисциплины по выпуску фильмов различных форматов. Поэтому, среди настоящих блок-бастеров на 70 мм кинопленке встречаются и камерные фильм, которым совершенно не нужен огромный экран. В истории выпуска широкоформатных фильмов были и исключения из правила 70мм негатив – 70мм позитив. Первым фильмом выпущенном в широкоформатном варианте, а снимавшимся на 35мм пленке по системе “широкий экран” стали трехсерийные «Братья Карамазовы». Иван Александрович Пырьев “пробил” в Госкино лимиты на цветную негативную пленку Kodak для своего, как потом окажется, последнего фильма. Высокое качество киноматериала  позволило выпустить фильм в широкоформатном варианте для первоэкранных кинотеатров страны. Такая же история произошла из популярным фильмом о приключениях “Неуловимых”. И хотя фильм был снят на отечественной, но хорошей (повезло!) цветной 35-мм пленке, его прокат начался в Москве в широкоформатном варианте. С введением в кинопроизводство системы “Универсальный формат кадра” такие варианты стали нормой. По этой системе все фильмы снимались только на пленке Kodak.
Последним советским широкоформатным колоссом стал двухсерийный фильм-дилогия «Сталинград» кинобаталиста Юрия Озерова.

Кадр из фильма на 70мм копии "Новые приключения неуловимых"
Кадр из фильма на 70-мм копии “Новые приключения неуловимых”

В 90-е годы прошлого века на постсоветском пространстве не только не снимали широкоформатные фильмы, но и закрывали кинотеатры, пригодные для их демонстрации. Позже началась новая эпоха отечественной кинофикации, но уже без применения 70-мм широкоформатной системы. Таким образом, в России стало невозможно не только производить, но демонстрировать широкоформатные фильмы. Отсутствие копировального и другого вспомогательного оборудования сделало невозможным и восстановление фильмов на 70 мм кинопленке. А так как некоторые из них в другом формате в прокат не выпускались, то они исчезли с экрана, и казалось навсегда. Первой ласточкой стало восстановление космического блок-бастера киностудии имени М.Горького «Через тернии к звездам». Группа восстановления отказалась от идеи работы с 35-мм анаморфированной версией фильма. Но, поскольку в России, да и во всем СНГ, к тому времени, уже не было ни одного копировального аппарата для 70 мм пленки, а уж 70 мм фильм-сканера и подавно, то все сканирование производилось за границей. Это был 2000 год. И вот через 9 лет – 30 января 2009 года на традиционном кинофестивале архивного кино в подмосковных «Белых столбах» на суд участников и гостей фестиваля был представлен восстановленный на новом оборудовании в Госфильмофонде России широкоформатный фильм «Первороссияне». Снятый в 1966 году и выпущенный в прокат ограниченным тиражом только на 70 мм пленке, фильм, более чем через сорок лет, вернулся вновь к зрителям. В России началась новая история – история восстановления широкоформатных фильмов и возвращения их зрителям в новом цифровом качестве. Фильм «Первороссияне» был включен в программу «Социалистический авангардизм» 31 Московского международного кинофестиваля и 20 июня 2009 года был показан кинозрителям с цифрового носителя в зале №3 мультиплекса «Октябрь».

Кадр из фильма "Первороссияне"
Кадр из фильма “Первороссияне” (1967) Скан 4К с  оригинального 70-мм негатива

 

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

————————————————————————-

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий