СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

Способ кашированного кадра является наиболее простой системой широкоэкранного кинематографа. Это способ позволяет использовать весь парк съемочной аппаратуры и всю линейку оптики, применяемую в обычном кинематографе, а также дает возможность без дополнительных затрат, не изменяя технологический цикл производства кинофильма получить широкоэкранное изображение. При этом расходы на переоборудование кинотеатров незначительны.
Способ кашированного кадра основан на уменьшении высоты обычного кадра на 35-мм кинопленке до получения отношения ширины к высоте экрана от 1.66:1 до 2:1. Для получения таких соотношений размер проецируемого изображения в кадре будет соответственно от 20,7х12,5 мм до 20,7х10,35 мм.

Кадр из кинофильма «Shane» (Шэйн) (1953)
Кадр из кинофильма «Shane» (Шэйн) (1953)

Проекция полученного изображения производится на экран, расширенный до необходимых пропорций, с заменой проекционного объектива на короткофокусный.
24 апреля 1953 года кинокомпания «Paramount» выпустила на экран вестерн режиссера Джорджа Стивенса (George Stevens) и оператора Лойала Григгса (Loyal Griggs) «SHANE» (Шэйн)*. Этот фильм был снят в обычном формате, но на больших экранах был показан с подрезанным верхом и низом кадра с отношением ширины к высоте 1.66:1.
Киностудии Голливуда начали искать способы увеличения ширины изображения, не применяя при этом нового дорогого оборудования. Для этого они изучали свои еще не выпущенные или уже демонстрировавшиеся ранее фильмы, чтобы определить, на сколько можно подрезать кадр по высоте, чтобы получить широкоэкранное изображение, не разрушая композицию кадра.
В результате этих работ появилось несколько вариантов пропорций кашированного кадра.
Кинокомпании «Walt Disney Pictures» и «Metro-Goldwyn-Mayer» начали обрезать изображение до соотношения ширины к высоте 1.75:1. При таком «обрезании» достигался некий компромисс с композицией оригинального 1.37:1 кадра.
Установленное кинокомпаниями «Universal-International» и «Columbia Pictures» соотношение 1.85:1, при подрезании кадра в старых фильмах создавало проблемы с исчезновение лбов и подбородков на крупных планах, так же приходилось переснимать титры. Поэтому такое соотношение стали использовать только для вновь снимаемых фильмов.

Кадр из кинофильма «Gone With The Wind» (Унесенные ветром)
Кадр из кинофильма «Gone With The Wind» (Унесенные ветром):
слева – оригинальный формат кадра (1.37:1); справа – широкоформатный вариант (2.21:1) повторного выпуска на экран в конце 50-х годов XX века. В 1954 году этот фильм выпускался в прокат повторно в широкоэкранном варианте по системе «CinemaScope» с соотношением сторон 2.35:1.

Кинокомпания «Warner Bros.» при съемке новых фильмов установила соотношение сторон 1.85:1.
Таким образом, были определены основные пропорции для производства широкоэкранных фильмов по системе кашированного кадра: 1.66:1, 1.75:1 и 1.85:1.
Соотношение 1.85:1 стало основным в американском кинопроизводстве. Европейские кинопроизводители выбрали соотношение 1.66:1. Несколько лет спустя и европейский кинематограф принял соотношение 1.85:1 «де-факто» для широкоэкранный фильмов, снятых сферической оптикой.
Интересно, что в СССР начало применения кашированного кадра было связано с экспериментами в области стереофонического звука в кино. Так, в 1949 году в Москве прошла первая экспериментальная демонстрация широкоэкранного стереофонического фильма, звук для которого был записан на аппаратуре разработанной под руководством П. Г. Тагера.
В советской кинематографии были приняты общемировые стандарты кашированного кадра с отношением ширины к высоте от 1.66:1 до 1.85:1. Производство отечественных фильмов с кашированным кадром началось в 1966 году, и было снято более двухсот игровых, документальных и научно-популярных фильмов.
В кинопроизводстве применяются два вида кашированного кадра: с явным и скрытым кашированием, или «жесткое каше» и «мягкое каше».

НАЗАД                                                                                      ДАЛЕЕ.  Явное каше

 

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

СИСТЕМЫ С КАШИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА

СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий