ArriVision® (Арривижн). Система разработана американской компанией «Arriflex Camera Corporation» для съемки широкоэкранных стереоскопических фильмов – «Friday the 13th Part 3: 3D» (Пятница, 13. Часть 3) – США, 13.08.1982;
J-D-C Scope (Joe Dunton Camera)® – «Horror Planet» (Планета ужаса), цв. – США, 30.09.1981;
Naturama® – «The Maverick Queen» (Королева индивидуалиста), цв. (Trucolor) – США, 03.05.1956;
Regalscope®. Система широкоэкранного кинематографа «Регалскоп» была полным аналогом системы «CinemaScope». Под этой маркой кинокомпания «20th Century Fox» в период с 1956 по 1959 год снимала только черно-белые широкоэкранные фильмы. Как правило, это были фильмы категории «B». В 1956 году на экран вышли первые из них: «Stagecoach to Fury» (Почтовый дилижанс к Ярости), «The Black Whip» (Черный Кнут); «The Desperados Are In Town» (Безумцы в городе). После 1959 года черно-белые стали выпускаться под торговой маркой «CinemaScope»;
Panavision® (Панавижн).
Американская компания «Panavision» была основана в 1953 году Робертом Е. Готцчалком (Robert E. Gottschalk) и занималась разработкой широкоугольной оптики для подводных съемок. Роберт Готцчалк заинтересовался анаморфотной оптикой и начал разработку объективов для широкоэкранного кинематографа. Оптические системы «Panavision» по своим качествам намного превосходили аналоги «CinemaScope», а через несколько лет стали бесспорным лидером среди оптических систем для кинематографии.
Система широкоэкранного кинематографа «Panavision» является аналогом системы «CinemaScope», но располагает более широкой линейкой оптики, превосходящей по качеству другие системы широкоэкранного кинематографа с анаморфированным кадром.
Впервые систему «Panavision» для съемки широкоэкранных фильмов применила киностудия «Metro-Goldwyn-Mayer». Но эти фильмы – «Party Girl» (Девочка вечеринок) и «Torpedo Run» (Управляемая торпеда) (1958), и «Green Mansions» (Зеленые Особняки) (1959) из-за договора между «Metro-Goldwyn-Mayer» и «20th Century Fox» были выпущены на экран под торговой маркой «CinemaScope». И лишь в выходных титрах было указано, что для съемок использовалась оптика Панавижн (Photographic Lenses by Panavision). Только в 1966 году в фильме «How To Steal A Million» (Как украсть миллион?) кинокомпания «20th Century Fox» указала в титрах, что этот фильм был снят по системе «Panavision».
Режиссер Фрэнк Капра (Frank Capra) и оператор Уильям Дэниелз (William H. Daniels) поставили «A Hole in the Head» (Дырка в голове) – первый широкоэкранный фильм под торговой маркой «Panavision», выпущенный на экран 15 июля 1959 года.
С конца 60-х годов ХХ века большинство широкоэкранных фильмов с анаморфированным кадром с соотношением сторон 2,35:1 снимаются по системе «Panavision».
Todd-AO 35® – «The Tragedy of Macbeth» (Трагедия Макбета), цв. – США, 13.10.1971;
WarnerScope® (Уорнерскоп).
В 1952 году кинокомпания «Warner Bros.» начала разработку собственной системы широкоэкранного кинематографа совместно с немецкой фирмой «Цейс» (Zeiss). По своим характеристикам система, получившая название «WarnerScope®» (Уорнерскоп), совпадает с системой «CinemaScope®» и отличалась применением съемочной оптики фирмы «Zeiss». Под торговой маркой «WarnerScope®» выпущено всего несколько широкоэкранных фильмов. Первый из них – «Santiago» (Сантьяго) режиссера Гордона Дугласа (Gordon Douglas) и оператора Джона Сиетца (John F. Seitz) вышел на экран 13 июля 1956 года.
НАЗАД ДАЛЕЕ. Советская широкоэкранная система |
ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ
СИСТЕМЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАМОРФИРОВАНИЕМ КАДРА
СИСТЕМЫ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ КАДРОМ