АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич
(23. 01. 1903 – 16. 12. 1984)
Советский режиссер, сценарист, актер, педагог.
Народный артист СССР (1948),
Герой Социалистического Труда (1973).
Лауреат Сталинской премии (1941, 1950)
Режиссер киноочерка «Интернационал», где впервые в СССР был применен метод транспарантной съемки и цветная съемка по способу Н. Агокаса (оператор Владимир Нильсен). (Выпуск на экран 30 апреля 1933 года).
Режиссер-постановщик первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята», где впервые в СССР музыкальные номера снимались под фонограмму. (Выпуск на экран 25 декабря 1934 года).
Фильмография:
Сорежиссер С.М.Эйзенштейна: Стачка (Чертово гнездо, История стачки) (1924), Броненосец “Потемкин” (1905 год) (1925), Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир) (1927), Старое и новое (Генеральная линия) (1929), Romance sentimentale (1930), Che viva Mexico! (1931).
Режиссер-постановщик:
Женское счастье, женское несчастье (Women’s Misery – Women’s Happiness) (1929), Интернационал (1932), Веселые ребята (1934), Доклад тов. Сталина И. В. о проекте Конституции Союза ССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов 5 декабря 1936 года (1936), Цирк (1936), Чрезвычайный VIII-ой Всесоюзный съезд Советов (1936), Волга-Волга (1938), Физкультурный парад (1938), Светлый путь (1940), Боевой киносборник № 4 (“Победа за нами”) (1941), Одна семья (1943), Каспийцы (1944), Весна (1947), Встреча на Эльбе (1949), Композитор Глинка (1952), Великое прощание (1953), Человек человеку… (1958), Русский сувенир (1960), Скворец и Лира (1974), Да здравствует Мексика! (Que Viva Mexico!) (1979) **, Любовь Орлова (1983).
Фрагмент из фильма “Веселые ребята” (1934). Звук записан на аппаратуре А.Ф. Шорина.
————————————————————————-
** – из 80 тысяч метров отснятого в Мексике группой Эйзенштейна киноматериала без участия авторов были смонтированы полнометражные фильмы «Буря над Мексикой» (Thunder Over Mexico, 1933), «Эйзенштейн в Мексике» (Eisenstein in Mexico, 1933)«День смерти» (Death Day, 1934), «Время под солнцем» (Time in the Sun, 1940). Некоторые кадры были использованы в других фильмах, например, в фильме «Вива Вилья!» (Viva Villa!, 1934).
В 1955 году Эптон Билл Синклер – младший (Upton Beall Sinclair, Jr.), являвшийся главным финансистом съемок передал весь негатив фильмотеке Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Григорий Александров смонтировал приближенный к первоначальному замыслу вариант фильма из выкупленного в США Госфильмофондом СССР материала.
_________________________________________________
-
Известия. №268, 17.11.1934, стр.4. «Веселые ребята» (1934)
-
Известия №103, 01.05.1935, стр. 8. “КАДР ИЗ ФИЛЬМА” (о фильмах Цирк и Карнавал цветов)
-
Известия. №113, 16.05.1936, стр.4. В. Нильсен “Как снимался “Цирк”
-
Известия. №119, стр.4, 23.05.1936. Братья ТУР “ЦИРК”
-
Казахстанская правда, №139, 18 июня 1936 года. “Цирк”
-
Известия. №185, 09.08.1937, стр.4. “ВОЛГА-ВОЛГА”
-
Известия. №87, 14.04.1938, стр. 4. Братья ТУР “ВОЛГА-ВОЛГА”
-
Вечерняя Москва. Вл. Рудный “На съемках Золушки” (Светлый путь) 05.04.1940 стр. 3
-
Вечерняя Москва. З. Григорьев “Светлый путь” (07.10.1940), стр. 3, 4
-
Огонек. 1940, №19, обложка, стр. 3. “Золушка”
-
Огонек. 1940, №24, обложка, стр. 3. “Золушка”
-
Огонек. 1940, №29, стр. 19. В.Фефер “Светлый путь”
-
Вечерняя Москва, 15.09.1941, стр.4, “Фильм о мужестве и героизме” БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК №4
- Литература и искусство, № 39, 23.09.1943, стр. 4, Г. Александров “Жизнь киностудии”
-
Новая газета. Тот никогда и нигде? Память легендарного оператора Владимира Нильсена, расстрелянного при Сталине, увековечит «Последний адрес»
-
“Культура и жизнь”. №7, 12.03.1950, стр. 4. “Выдающиеся произведения советской кинематографии”
-
Вечерняя Москва, №26, 31.01.1953, стр. 3. “Жизнерадостное мастерство”
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
———————————————————————————–