Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война на время приостановила и демонстрацию первого стереофильма, и работы в области стереокино.
1941
3 ноября 1941 КДК издал приказ о временном свертывании работы Центральной лаборатории стереокино при НИКФИ.
1942
17 июля. На Центральной студии кинохроники возобновилась работа по стереокино.
30 июля. КДК принял решение о восстановлении технической базы и производстве стереокиносъемок на Центральной студии кинохроники.(В. Ф.: РГАЛИ, ф. 2456, оп. 1, д. 781, л. 31. Фионов, с. 151).
16 ноября. В Московском доме ученых состоялся вечер стереоскопического кино. С докладами выступили А. Н. Андриевский и С. П. Иванов. Демонстрировались модели светосильного стереоэкрана.
В октябре 1942 года, находясь в эвакуации, С.П.Иванов совместно с А.Н.Андриевским изобрели способ изготовления светосильного оптического растра. Менее чем через год, 26 июля 1943 года, С.П.Иванов, Б.Т.Иванов и Е.Ф.Савченко изготовили первый образец такого растра размером 110×70 см. Светосильный растр, в отличие от светопоглощающего растра, являлся значительно более совершенной оптической системой, исключающий потери яркости изображения на экране за счёт поглощения светового потока кинопроектора чёрными полосами светопоглощающего растра.
1943
1 января. Состоялись стереосъемки новогодней елки в Колонном зале Дома Союзов (опер. Д.В. Суренский).
2 марта. В Московском доме кино состоялся вечер стереоскопического кино. С докладом выступил А.Н.Андриевский; демонстрировалась новая модель светосильного экрана.
11 июня. Режиссер «Союзмультфильма» Д. Н. Бабиченко и художник О. Хлудова приступили к опытам по созданию стереоскопической мультипликации.
2 августа. КДК издал приказ о развертывании работ по стереоскопическому кино.
В газете “Известия” 27 августа 1943 года этому событию была посвящена небольшая заметка под названием “Новый экран для стереоскопического кино”:
“Изобретатель советского стереоскопического кино лауреат Сталинской премии С. П. Иванов и режиссер А. Н. Андреевский разработали новый, усовершенствованный метод изготовления светосильных экранов для стереоскопических (об’ёмных) изображений. В отличие от прежнего стереоэкрана новый экран, имеющий зеркальную поверхность, даёт более яркое и чёткое изображение, требует значительно меньше электроэнергии. Экран состоит из 2 тысяч микроскопических конических линз различной кривизны. Испытание экрана в научно-исследовательском кинофотоинституте показало хорошие результаты. По заданию Комитета по делам кинематографии лаборатория стереокино переходит на изготовление этих экранов. Новая конструкция экрана позволяет использовать его в любом кино”.
В сентябре. Центральная студия кинохроники закончила работу над стереокинорепортажем «У наших ребят» (автор-оператор Д.В. Суренский).
2 сентября.
В газете “Известия” напечатали: «Возобновление стереоскопических киносеансов. В помещении кино «Москва» возобновляется деятельность единственного в СССР стереоскопического (объёмного) кинотеатра. В первую его программу включена заснятая стереоскопическим способом хроника жизни детей столицы в дни Отечественной войны. Режиссёр Андриевский и оператор Суренский запечатлели на экране работу московских детских домов, дворцов пионеров, модельных мастерских и др.»
1944
6 июня. Состоялось заседание КДК, на котором обсуждалось состояние работ по стереокино.
23 сентября. На заседании Секретариата ЦК ВКП (б) рассматривался вопрос о мерах по развитию в СССР стереоскопического кино. КДК разрешено организовать в Москве специальную киностудию, кинотеатр и обеспечить выпуск стереофильмов. (В. Ф.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 116, д. 172).
21 октября. СНК СССР принял постановление о мероприятиях по развитию стереоскопического кино.
22 октября. КДК издал приказ об организации в ведении ГУПХФ специальной киностудии стереоскопических фильмов “Стереокино”. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР№1464 от 21.10.1944. Директором и художественным руководителем студии назначен А.Н.Андриевский.
Стереопары из фильма «Концерт (Земля молодости) (1940)
НАЗАД | ВПЕРЕД. КИНОСТУДИЯ «СТЕРЕОКИНО» |
===============================
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++