В первый том «Летопись российского кино. 1863 – 1929» киновед Рашит Янгиров (один из ее составителей) включил сообщение, опубликованное в четвёртом номере «Кине-журнал» за 1911 год, из которого следует, что в начале марта 1911 года «в Петербурге открылся электротеатр “Танагра”, где демонстрировались картины со “стереоскопическими изображениями” по патенту Оскара Месстера (Oskar Messter) и в технике “Кинемаколор”».
Это крошечное сообщение опровергает общепринятую и широко распространяемую в литературе и Интернете информацию о том, что первый в истории кинематографа коммерческий показ стереофильмов состоялся 10 июня 1915 года в Нью-Йорке. То есть наши соотечественники в Петербурге были одними из первых зрителей стереофильмов. А коммерческая демонстрация стереоскопических фильмов началась в Европе как минимум на четыре года раньше чем в Америке. Я написал «как минимум», так как думаю, что Россия не была первой страной, где началась демонстрация стереофильмов по системе О.Месстера (О.Месстер оформил патентную заявку на свою систему 23 июля 1896 года). Так это или нет, сегодня установить трудно. Но факт демонстрации стереокино в Петербурге в 1911 году зафиксирован в периодической печати, так же как и факт демонстрации объемного кино в Одессе. Об этом дважды сообщали московские «Новости недели». Сначала в №№ 37-38 за 1912 год, затем в №№ 12-13 за 1913 год. Рашит Янгиров так же включил это сообщение в «Летопись…» Вот оно: «В Одессе состоялась демонстрация “Кинепластикона” – “театра искусственных людей” – киноаттракциона, воспроизводившего стереоскопическое изображение на особом стеклянном экране с “эффектом реальности” и сопровождавшегося синхронизированным звучанием фонографа».
Каких либо данных о разработках систем стереокино в дореволюционной России пока обнаружить не удалось.
А вот в советской России такие работы начались с 1925 года. Известно, что именно в этом году советский изобретатель А.К.Кауфман занялся изучением вопроса применения стереоскопов для кинематографа. Над этой проблемой так же работали Б.А.Дунаев, В.П.Шепелюк и другие. В 1926 году Н.Клемпнер продемонстрировал свой вариант стереоскопического кинофильма по методу цветных анаглифов.
Советский изобретатель профессор Николай Дмитриевич Анощенко 7 мая 1930 года получил патент на двухцветный аддитивный способ «Спектроколор», который был аналогом системы «Кинемаколор». Интересно, что премьера первого советского цветного документального фильма «ПРАЗДНИК ТРУДА», снятого по этой системе, состоялась 1 августа 1931 года на открытии в Москве нового кинотеатра «Восток-кино», который в середине 1940-х годов прошлого века был переоборудован в постоянно действующий московский кинотеатр “Стереокино” для демонстрации стереоскопических фильмов по безочковому методу на линзо-растровом экране.
Используя систему «Спектроколор», Н.Д.Анощенко разработал процесс съемки и демонстрации стереоскопических фильмов, основанный на аддитивном способе цветных анаглифов, и снял короткометражный стереофильм. Этот способ нашел применение в аттракционе «Чудеса теней», который демонстрировался в московском кинотеатре «Колосс» в 1930-е годы прошлого века. (Большой зал московской консерватории с 1924 по 1933 год был отдан в аренду «Межрабпому» – международная организация пролетарской солидарности, и в дневные часы он использовался как кинотеатр, крупнейший в Москве, и по праву носил название «Колосс». С ноября 1930 года он стал звуковым. Кстати, именно в этом кинотеатре 1 июня 1931 года состоялась премьера первого советского звукового полнометражного игрового фильма «Путевка в жизнь»).—
НАЗАД | ДАЛЕЕ. Стерео-2х35 ГОЛДОВСКОГО-ЛЕВИНГТОНА |
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ
СТЕРЕОКИНО В РОССИИ
===============================
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ