4 февраля 1941 года началась регулярная демонстрация первого советского стереоскопического фильма, снятого по первой системе С.П.Иванова – «КОНЦЕРТ» («ЗЕМЛЯ МОЛОДОСТИ»)*. Фильм был снят на киностудии «Союздетфильм» режиссером Александром Николаевичем Андриевским и оператором Дмитрием Васильевичем Суренским в жанре фильма-концерта, состоявшего из 7 фрагментов (7 ч., 1075 м):
1 фрагмент (кадры 1-26) – 178 м, 48 к., 26 планов. Владимир Яхонтов на фоне морских пейзажей читает поэму В.В.Маяковского «Хорошо».
2 фрагмент (кадры 27-39) – 146 м, 54 к., 13 планов. Вера Дулова играет на арфе. Виды фонтанов Петергофа.
3 фрагмент (кадры 40-55) – 146 м, 27 к., 16 планов. Играет пианист Яков Флиер. Морской прибой, различные виды рыбок, линии на воде.
4 фрагмент (кадры 56-72) – 135 м, 19 к., 17 планов. Вальс И.Штрауса «Весенние голоса» танцует солистка ГАБТ СССР Галина Немченко. Аллеи южного парка, южная растительность, оранжерея.
5 фрагмент (кадры 73-125) – 200 м, 17 к., 53 плана. Жонглер Виталий Спевак.
6 фрагмент (кадры 126-136) – 140 м, 47 к., 10 планов. Птичий сад. Звучит музыка из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
7 фрагмент (кадры 137-167) – 126 м, 33 к., 31 план. Карнавал юности.
Перед входом в зрительный зал публике раздавались листовки с рекомендациями «сохранять горизонтальное положение глаз, смотреть стереофильм с позиции, откуда надписи кажутся висящими перед экраном, а не за ним». К сожалению, таких позиций было немного, от 3 до 7 на каждое кресло. И зрителям приходилось потрудиться, чтобы «поймать» стереоэффект и не «отпускать» его.
Некоторые «трудности» просмотра стереофильма в первом безочковом стереокинотеатре не стали помехой восторженным оценкам кинозрителей и газетных отчётов того времени.
«…Через несколько минут начнется сеанс, которому суждено положить начало массовому безочковому показу объёмных фильмов ».
«Медленно гаснет свет. Звуки музыки, первые надписи. И вдруг они отделились от экрана и повисли в воздухе. За ними ― огромное морское пространство. Плещут живые, объёмные волны, брызги летят в зал».
«Воздействие третьего измерения огромно. Нет экрана, вместо него ― распахнутое окно в мир… С неослабевающим интересом смотрят зрители этот необычный фильм, дружно аплодируя каждому удачному кадру.
Птицы летают по залу, рыба доплывает до двадцатого ряда, и артистке Вере Дуловой бросают букеты цветов из первых рядов. Оказывается, вовсе нет необходимости сидеть напряжённо, и глаза почти не устают, и легко найти позицию стереовидения».
Некоторые фрагменты были сняты по двухцветному способу и демонстрировались в цвете, вызывая дополнительный восторг кинозрителей и отклики в прессе:
«Аплодируют цветному фрагменту, чувствуя в нем прообраз кинематографа ближайшего будущего: звукового, цветного, объёмного. Стихи В.Маяковского, которые читает В.Яхонтов, классическая музыка в исполнении Я.Флиера и В.Дуловой, пение в саду Г.Немченко и, главное, новизна стереоскопического видения в кино, и чувство рождения большого нового искусства ― все это создает приподнятое, праздничное настроение».
Демонстрация фильма продолжалась около 40 минут, поэтому в кинотеатре ежедневно проводилось более 10 сеансов. За четыре месяца экспериментального показа картину посмотрели более полумиллиона москвичей. С началом Великой Отечественной войны демонстрация стереофильма прекратилась.
К счастью, в Госфильмофонде России полностью в хорошем состоянии сохранились исходные негативы изображения и фонограмм всех частей этого стереофильма, что позволило произвести его полную реставрацию и подготовить для показа на кинофестивале «Белые столбы – 2011».
4 февраля 2011 года в день 70-летия выхода фильма на экран участники и гости кинофестиваля увидели восстановленный стереоскопический вариант этого фильма.
В ходе работ по реставрации фильма мной была проведена работа по просмотру и идентификации всего сохранившегося киноматериала, включая так называемый «подсобный материал», состоящий из 13 коробок. Именно в этих коробках с несчастливым числом «тринадцать» удалось обнаружить черно-белые цветоделённые негативы на киноплёнке Agfa, являющиеся исходными материалами для создания цветного стереоскопического варианта 2, 5, 6 и 7 фрагмента фильма. Уже удалось восстановить цветной вариант шестого фрагмента стереофильма «Концерт» и показать его на кинофестивале вместе с чёрно-белым вариантом фильма. Нет сомнения и время это доказало, что цифровые технологии позволят восстановить все цветные фрагменты этого фильма полностью. После семи лет работы, в 2018 году я завершил полное восстановление и реставрацию всех цветных эпизодов этого фильма.
НАЗАД | ДАЛЕЕ. Реконструкции цветной стереопары |
Майоров Н.А. “ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. История одного фильма”, Мир техники кино (MTK) №37, 2015 |
===============================
ФИЛЬМОГРАФИЯ. «Концерт (Земля молодости)» (1940)
СТЕРЕОПАРЫ ИЗ ФИЛЬМА «КОНЦЕРТ (ЗЕМЛЯ МОЛОДОСТИ) (1940) (Оригинал – скан с негатива 4К)
===============================
===============================
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++