Ялтинская киностудия был основана на несколько месяцев раньше издания ленинского Декрета. Ялтинский военно-революционным комитет 22 мая 1919 года подписал Декрет о национализации киноателье А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева. Но фактически их работа под управлением первоначальных владельцев продолжалась вплоть до 1920 года, когда Советская власть в Крыму установилась окончательно.
Русский Голливуд! Тепло, светло, сухо, море, горы, великолепные дворцы и парки. Ялта – лидер по продолжительности солнечного сияния среди курортов Средиземноморского побережья Западной Европы и черноморских берегов Кавказа.
2233 часа в год здесь бесплатно светит солнце. Количество солнечных дней в Ялте всего на 25 отстает от рекордных трехсот Голливудских. Не удивительно, что комфортные природные условия и возможность снимать практически круглый год “солнечное лето” на побережье и зимние снежные январско-февральские пейзажи в горах, привлекли сюда первых кинопредпринимателей. Киноосвоение Южного берега Крыма началось в начале ХХ века французской кинофирмой Pathe (Патэ), приславшей своих операторов в 1908 году для съемки видовых фильмов.
В Российском государственно архиве кинофотодокументов хранится не одна сотня метров кинохроники, снятой не только зарубежными, но российскими кинооператорами в Крыму в начале прошлого века: Пребывание царской семьи в Ливадии (1908), Прибытие Николая 11 в Ялту. (1909), Пребывание эмира Бухарского в Ливадии у Николая II (1910), Турецкие и персидские послы на приеме у Николая II в Ливадии. (1910), Праздник личного конвоя Николая II в Ливадии. (1908-1910), Пребывание Чрезвычайного Посла Монголии и военный парад. (1911), Пате-журнал. Парад Ливадийского гарнизона. (1910-1913), Перевозка тела Великого Князя Михаила Николаевича в Севастополь (1909), Пребывание Николая II с семьей в Севастополе (1910), Приют-корабль имени наследника цесаревича Алексея Николаевича в Севастополе (1911).
К юбилею первой обороны Севастополя 1854-1855 года А.А. Ханжонков снимает первый российский полнометражный исторический игровой фильм «Оборона Севастополя» в 1911 году, который уже осенью того же года фильм был показан царю Николаю II в Ливадии. В начале второго десятилетия прошлого века в Крыму начинают постоянно снимать игровые фильмы. В 1917 году Акционерное общество «Ханжонков и Ко» открыло свою летнюю киносъемочную базу в Ялте. В том же году И.Н. Ермольев открывает свое ялтинское киноателье. Кинопредприятия ведущих российских кинопредпринимателей в Крыму их стараниями довольно быстро становятся мощными и современными по тем временам технически оснащенными киностудиями в райском уголке России. С 1922 года все это богатство окончательно перешло под государственное управление и продолжило выпуск фильмов.
Официальные названия Ялтинской киностудии в разные годы:
1920-1922. Ялтинская кинофабрика
1922-1928. 2-я государственная кинофабрика ВУФКУ.
1930-1935. Ялтинская киностудия «Востоккино», затем «Востокфильм».
1935-1936. Ялтинская база ГУКФ.
1936-1948. Ялтинская кинофабрика «Союздетфильма».
1948-1951. Ялтинская кинофабрика Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького
1951-1956. Ялтинская кинофабрика «Мосфильма».
1956-1962. Ялтинская студия художественных фильмов.
1962-1991. Филиал Центральной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
1988-1991. Ялтинская киностудия стала самостоятельным государственным предприятием – Крымской киностудией «Ялта-фильм».
1991-2000. Крымское государственное предприятие «Ялта-фильм»
2000. Создано ЗАО «Ялтинская киностудия», – совместное российско-украинское предприятие.
2003. – ЗАО «Ялтинская киностудия» полностью перешло в собственность российской компании «Поликом Вест».
2015. – ГУП РК «Киностудия „Ялта-фильм“»
Не буду оригинальным, если кажу, что практически почти все крупнейшие и известнейшие режиссер многонационального советского кинематографа, хоть один из своих фильмов снимали на базе Ялтинской киностудии или пользовались услугами ее технической базы для съемки эпизода для своей картины. В фильмографии А.А. Роу – великого советского киносказочника практически нет ни одного фильма-сказки с кадрами не снятыми в Крыму.
Великий комедиограф Л.Й. Гайдай просто не мыслил свой фильм без крымских эпизодов. Даже “Кавказскую пленницу” он снимал не на Кавказе, а горах Крыма. (смотрите журнал Мир техники кино №33, 2014)
Идеальные погодные и световые условия сделали Крым и его кинематографическое сердце Ялтинскую киностудию полигоном для испытания новых технических разработок в области киносъемок.
Именно здесь, на база Ялтинской киностудии, начиналась история становления советского цветного, широкоэкранного и стереоскопического кинематографа. В горах Крыма А.Л. Птушко снимал эпизоды первого советского цветного широкоэкранного игрового фильма “Илья Муромец” в 1955 году.
В парках побережья и на набережной Ялты в конце лета 1940 года режиссер А.Н. Андриевский и оператор Д.В. Суренский снимали основные номера для первого советского экспериментального стереоскопического фильма “Концерт”.
СТЕРЕОПАРЫ ИЗ ФИЛЬМА «КОНЦЕРТ (ЗЕМЛЯ МОЛОДОСТИ)» (1940)
Стереопары из экспериментального широкоэкранного стереофильма,
снятые в Крыму.
Бассейн на натурной площадке Ялтинской киностудии на Поликуровском холме с установками для создания волн и шторма.
Почти все стереоскопические фильмы киностудии имени Горького снимались на базе Ялтинской киностудии.
Повторю, что не будет ошибкой утверждение, что практически все великие советские режиссеры пользовались услугами студии или снимали целиком на ней свои картины на ее технической базе. А в Крыму был снят не один десяток отечественных фильмов, ставших классикой не только отечественного, но и мирового кино. Фильмов любимых всеми отечественными зрителями.
Вот не полный список отечественных фильмов, снятых в Крыму.
АКТ государственной историко-культурной экспертизы о включении выявленного объекта культурного наследия «Здание Ялтинской киносъемочной базы Акционерного общества «Ханжонков и К°»
Дополнительный материал о киностудии:“Ялтинская киностудия будет передана в федеральную собственность” |
__________________________________________________________________________