РОЖКОВ Сергей Николаевич (р. 02.10.1939)
— советский, российский научный работник, специалист в области стереоскопии и стереоскопического кинематографа, кинооператор.
Член Союза кинематографистов России, член Международного общества инженеров кино и телевидения (SMPTE), член Киноакадемии короткометражного кино «Арткино».
В 1962 г., после окончания Московского энергетического института начал работать во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Под его руководством и при его непосредственном участии были разработаны технология и технические средства, позволившие оборудовать и открыть в 1964 г. первый в нашей стране кинотеатр с автоматизированным кинопоказом (московский кинотеатр «Ленинград») и в дальнейшем внедрить систему автоматизации в киносеть страны.
Фрагменты из стереофильма «Здравствуй, Сочи!” (1977)
С 1968 г., работая в НИКФИ в должности кинооператора, он принимал активное участие в испытаниях и творческом освоении новых технических средств кинематографа. С 1980 г. работает в области стереоскопического кино, являясь руководителем тем по разработке и совершенствованию технических средств стереокиносъёмки и демонстрирования стереофильмов, имеет ряд авторских свидетельств и два патента на изобретение. Награждён нагрудным знаком «Изобретатель СССР». Принимал непосредственное участие в работах по совершенствованию существующих стереокиносъёмочных аппаратов, в разработке рекомендаций по специфике производства стереоскопических кукольных анимационных фильмов и в других работах. Участвовал в создании ряда стереофильмов в качестве автора сценария, оператора-постановщика, оператора-стереографа, консультанта по стереосъёмке.
В 1981 г. предложил формат «Стерео-35А» для изготовления 35-мм копий стереофильмов, снятых по системе «Стерео-70», на что в 1982 г. получил авторское свидетельство совместно А.Г. Болтянским, Н.А. Овсянниковой, А.Е. Слабовой, С.Г. Амельяновой, с которыми разработал технические средства проекции стереофильмов в новом формате. Это позволило расширить возможности стереокинопоказа и резко увеличить в стране количество стереокинотеатров. Первым кинозалом, в котором в январе 1986 года начали демонстрироваться стереофильмы в новом формате, стал малый зал кинотеатра «Октябрь» г. Тулы.
С 1986 г. — заведующий лабораторией стереокинематографа НИКФИ. Он активно участвует в работах по совершенствованию стереокиносъёмочной и стереокинопроекционной техники, по творческому освоению технических средств стереокинематографа, оказывает консультативную и научно-практическую помощь творческим работникам. Автор (совместно с Н.А. Овсянниковой) терминологического словаря «Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике». Москва, Парадиз, 2003 г.
В 1991 году за многолетние успешные работы в области развития и внедрения стереокинематографа Американская киноакадемия удостоила НИКФИ награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение». Определенная заслуга в этом принадлежит С.Н. Рожкову.
Джон А. Боннер (John Bonner), председатель комитета Киноакадемии по научно-техническим наградам, и представитель НИКФИ С.Н. Рожков после награждения. |
В 2007 году совместно НИКФИ и студией «NUKUFILM» (Эстония) по технологии, разработанной А.С. Мелкумовым и С.Н. Рожковым, был снят анимационный фильм «Чучело» – первый в мире стереоскопический кукольный фильм, снятый в цифровом формате и переведенный в кинопленочный формат IMAX 3D. Презентацией этого фильма в Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для Гигантского экрана — IMAX.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
ФИЛЬМЫ: Дружба (1960) – режиссёр и оператор совместно с О. Павловым и др. На баркасе через пять морей (1960) – режиссёр и оператор. Польский ноктюрн (1963) – режиссёр совместно с В. Лонским, оператор. Сентиментальный романс (1964 – восстановление фильма, снятого в 1930 г. во Франции С.М. Эйзенштейном, Г.В. Александровым и Э.К. Тиссэ, путём перевода 16-мм звуковой копии в 35-мм формат по собственной технологии) Я расскажу о ГДР (1966) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор Будапешт, осень… (1967) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор Всегда быть красивой (1967) – режиссёр совместно с Г. Бреннером, оператор Пешеход и переход (1969) – оператор Солнце в «Зените» (1971) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор Мыс Сарыч – осень 75 (1975) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор Три измерения (1978) – участие в съёмках в качестве оператора и консультанта СТЕРЕОФИЛЬМЫ:«Здравствуй, Сочи!» (1977) – автор сценария совместно с Г. Бреннером, оператор “Волшебное озеро” (1979) – оператор совместно с С. Хлебниковым “Цветок Пелопоннеса” (2000) – оператор совместно с Д. Масуренковым “На съёмках фильма «Шутки в сторону» (1984) – режиссёр и оператор “Московские этюды” (2003) – оператор совместно с А. Мелкумовым и Д. Масуренковым
СТЕРЕОГРАФ на фильмах:“Когда оживают острова” (1982)“Ученик лекаря” (1983)“Шутки в сторону” (1984)«Сувенир для прокурора» (1989)“Вокруг света” (2014, совместно с С. Хетлеровичем) при восстановлении в 2010 году стереофильмов: «Концерт» («Земля молодости») (1941) и «Здравствуй, Сочи!» (1977); “Возвращение в «А» (2011); “Conan the Barbarian 3D” (Конан-варвар 3D) (2011) |
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
РОЖКОВ С.Н., ОВСЯННИКОВА Н.А. «СТЕРЕОСКОПИЯ в кино-, фото-, видеотехнике» Терминологический словарь.
=====================================================
Фрагменты из стереофильма “Ученик лекаря” (1983)
Фрагменты из стереофильма “На съемках фильма “Шутки в сторону!”(1984)
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ КИНОТЕАТРЫ СССР
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
- Птицы в советских стереофильмах 1940-1982