Фрагменты из фильма «Робинзон Крузо» (1947)
РОБИНЗОН КРУЗО
СССР, Стереокино и Тбилисская киностудия, 1947, ч/б (Eastman Kodak), 81 мин., 8 ч., 2218 м., 1:15:47, стереоскопический (Стерео-35/19, горизонтальная стереопара 15,5х15мм), 35 мм, 1:1, моно (Оптическая фонограмма расположена по центру пленки).. Экранизация. Госфильмофонд № С 541. Р/у №915/47 от 28.05.1947 г.
Стереоскопический вариант фильма демонстрировался на растровый экран 3х3м системы советского инженера Б.Т. Иванова в московском кинотеатре «Стереокино»:
- 1 серия фильма – с 20 февраля 1947 года;
- 2 серия фильма – с 18 марта 1948 года;
- односерийный вариант – с 22 декабря 1948 года.
В 1947 году путем оптической печати с уменьшением с оригинального негатива был изготовлен комплект исходных материалов по системе стереоскопического кино «Стерео-35/10х10», принятой в СССР с 1948 года, с горизонтальной стереопарой 10,3х10мм в пределах площади стандартного кадра со стандартной оптической фонограммой. При переводе в формат «Стерео-35/10х10» фильм был перемонтирован в односерийный стереоскопический вариант Госфильмофонд № С 541. Р/у №915/47 от 28.05.1947 г.
Односерийный стереоскопический вариант был восстановлен и реставрирован с контратипа «Стерео-35/10х10» в 2013 году Н.Майоровым. Мировая премьера восстановленного стереоварианта прошла на фестивале стереоскопических фильмов в Мюнхене 1 июня 2013 года. Премьера восстановленного стереоскопического варианта в России прошла 25 февраля 2014 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2014».
16 сентября 1948 года на экраны Москвы вышел плоскостной вариант фильма (8 ч., 2035м).
Госфильмофонд № С 541. Р/у № 941/48 от 16.08.1948 г.
Вечерняя Москва.27.03.1956
Первый советский полнометражный игровой стереоскопический фильм.
Сценарий Федора Федоровича Кнорре, Александра Николаевича Андриевского и Сергея Александровича Ермолинского по мотивам романа Даниэля Дефо. Художественный руководитель и постановщик Александр Николаевич Андриевский. Главный оператор Дмитрий Васильевич Суренский. Оператор А.М. Астафьев. Стереограф Александр Николаевич Андриевский. Режиссеры: Е.М. Абдиркина, А.Е. Ульянцев. Художник Георгий Михайлович Турылев. Композитор Лев Александрович Шварц. Звукооператоры: Давид К. Ломидзе, Александр Западенский. Художник по костюмам Л.Т. Байкова. Художник-гример 3.С. Вахтангишвили. Директора фильма: В.С. Циргиладзе, С.И. Томский.
Действующие лица и исполнители:
П.П. Кадочников (Робинзон Крузо), Ю.П. Любимов (Пятница), народный артист Грузинской ССР А.Д. Смиранин (отец Робинзона)**, Е.Н. Саникидзе (мать Робинзона)**, В.В. Павленко (Лиззи, служанка в доме Крузо)**.
В фильме снимались животные Московского зоопарка и Сухумского обезьяньего питомника. Дрессировщица Г.Г.Богданович.
Государственный симфонический оркестр министерства кинематографии Союза ССР. Дирижер – заслуженный артист РСФСР, профессор Василий Васильевич Небольсин.
По мотивам одноименного романа Даниэля Дефо.
Жажда приключений, мечты о славе увлекают молодого англичанина Робинзона Крузо. Он покидает родительский кров и отправляется в полные опасностей и романтики морские путешествия. Во время одного из них судно, на котором находится Робинзон, терпит крушение. Из всей команды спасается он один — волна выбрасывает его на остров. Очутившись на маленьком, затерявшемся в океане необитаемом острове, Робинзон не впадает в отчаяние. За долгие годы вынужденного одиночества он неутомимым трудом превращает один из уголков острова в возделанный участок, строит добротный бревенчатый дом. Через 25 лет судьба посылает ему друга и помощника в лице туземца Пятницы, которого Робинзон спасает от людоедов. Наконец у берегов острова появляется долгожданный корабль. Робинзон Крузо возвращается вместе с Пятницей на родину.
22 марта 1951 года в кинотеатре “Стереокино” в последний раз демонстрировался стереоскопический вариант фильма “Робинзон Крузо”. В 50-е годы плоскостной вариант этого фильма иногда демонстрировался на детских киносеанса. В Госфильмофонде сохранились исходные материалы плоскостного варианта и односерийного стереоскопического варианта.
___________________________________
** – в стереоскопическом односерийном варианте отсутствуют.
Библиография:
-
Комсомольская правда, №72, 27.03.1945, стр. 4. “Студия стереоскопических фильмов в Москве” (Робинзон Крузо и Тройка)
-
«Комсомольская правда» 06.07.1945;
-
«Комсомольская правда» 30.11.1945,
- Комсомольская правда, №40, 16.02.1947, стр. 4. “Победа советского кино”;
-
Комсомольская правда, 12.03.1947, “Рождение нового в кинематографии”;
-
«Огонек», №48-49, 1945;
-
«Вечерняя Москва», 28.05.1945;
- «Заря Востока», Тбилиси, 12.01.1945;
- «Советская Сибирь», №257, 30.12.1945, стр. 1. Новые фильмы тбилисской киностудии;
-
«Советская Молдавия», Кишинев, 22.04.1947.
-
Журнал “Наука и жизнь” № 8 1947. Б.Т. Иванов “Советский растровый метод стереокино”
Стереопары из фильма «Робинзон Крузо» (1947)
Вечерняя Москва. Анонс выпуска на экран стереофильма “Робинзон Крузо” (20.02.1947)
Билет в московский кинотеатр “Стереокино” на фильм “Робинзон Крузо”
================================================================
Библиография: Дубровский А. “Известия”, М., 26.06.1949;
_______________________________________
СТЕРЕОКИНО РОССИИ
_________________________________________________
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ