В конце 1940-х годов прошлого века появление трофейной цветной многослойной киноплёнки «Agfacolor B» позволило советским кинематографистам начать производство цветных документальных и игровых фильмов по негативно-позитивному процессу. Естественно, что возникло желание снять и цветные стереоскопические фильмы. Но использовать для съёмки по системе «Стерео 35/19» имевшийся в то время комплект цветных кинопленок, оборудование для проявки и печать со стандартным числом перфораций было невозможно. Да и сама система в процессе эксплуатации показала высокий износ фильмокопий с нестандартным шагом перфорации.
Несмотря на все указанные выше недостатки, система «Стерео 35/19» по совершенно загадочной причине вновь временно вернулась в строй действующих через двадцать лет, но уже в цвете. В начале 1960-х годов, когда в НИКФИ полным ходом шла разработка новой системы «Стерео-70» (см. ниже), рассчитанной на применение 70-мм киноплёнки, Шосткинский химический завод выпускает партию 35-мм цветной негативной и позитивной киноплёнки, специально отперфорированной для съёмки по системе «Стерео 35/19». В новом московском кинотеатре «Октябрь» в аппаратной стереокинозала вместе с новым 70-мм проекционным оборудованием устанавливается проекционная аппаратура для демонстрации на линзо-растровый экран по системе «Стерео 35/19». Достоверно известно, что с 11 по 15 февраля 1965 года в московском Дворце спорта Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках во время соревнований по фигурному катанию на коньках на первенство Европы с участием ведущих фигуристов из 14 стран велись экспериментальные съёмки цветного стереоскопического фильма по системе «Стерео 35/19». Документальное подтверждение тому перед вами. Эти цветные срезки в формате системы «Стерео 35/19» сохранились в коллекции С.Н. Рожкова – заведующего лабораторией стереоскопического кинематографа НИКФИ.
Рассказ о том как в 2016 году начались работы по восстановлению этой съемки опубликован в в статье “Парадоксы 35/19” в журнале “Мир техники кино” (МТК) №1, 2017.
Самое интересное, что открытие 29 апреля 1968 года стереопоказа в Малом зале московского кинотеатра «Октябрь» ознаменовано не премьерой стереофильма по новой системе «Стерео-70», а премьерой цветного стереофильма «Человек в зеленой перчатке», поставленного на киностудии имени М. Горького режиссером Н. Экком по системе «Стерео 35/19». Конечно, фильм Н.Экка на порядок выше заурядной кинокомедии «Нет и да», премьера которой состоялась на следующий день – 30 апреля 1968 года. Понятно, что фильм о героических борцах с фашистами был более подходящим по идеологическим соображениям для придания значимости моменту введения в строй нового кинозала в главном кинотеатре столицы с революционным именем на фронтоне. Но вот почему он снимался по старой, не оправдавшей себя системе, остается загадкой. Остается загадкой, почему и кто разрешил в стране с плановой экономикой и жесткими лимитами выпустить партию нестандартной киноплёнки, и провести не только экспериментальные съёмки, но и снять целый полнометражный игровой фильм. Фильм действительно неплохой, но сегодня увидеть его в стереоскопическом варианте из-за отсутствия специальной проекционной аппаратуры уже невозможно. К счастью, фильм был переведён в плоскостной цветной вариант по описанному выше способу.
Таким образом, в 1960-е годы было реализовано то, что по техническим причинам не удалось сделать в 1940-е. А очень хотелось снимать цветные стереоскопические фильмы.
Стереопары экспериментальной цветной стереосъемки по системе «Стерео-35/19» (1965)
(из коллекции кинооператора С.Н. Рожкова)
НАЗАД | ДАЛЕЕ. Парадоксы 35/19 |
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ КИНОТЕАТРЫ СССР
КИНОТЕАТРЫ МОСКВЫ
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ