«Восемнадцатый год» (1958)

Кадр из фильма «Восемнадцатый год» (1958)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД

СССР, Мосфильм,  1958, цв. (фабрика №3, ДС-2), 97 мин. (10 ч., 2668 м.), 35 мм, ш/э (Широкий экран) 2.35:1, стерео (4-канальная магнитная); обычный формат 1.37:1, цв., 98 мин., моно (оптическая).

Прокат широкоэкранного вариант фильма со стереофоническим звуком начался в Москве одновременно в трех кинотеатрах: «Родина», «Форум», «Художественный» 24 апреля 1958 года.

(Фильм снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном 2.35:1 и обычном 1.37:1).

Обычный цветной вариант фильма с монофоническим звуком 11 августа 1958 года был выпущен на экран московских кинотеатров. 

  • Обычный вариант фильма демонстрировался в 19.10 по второй программе Центрального телевидения 04.09.1959 года.

Автор сценария Борис Чирсков. Режиссер-постановщик Григорий Рошаль. Оператор- постановщик Леонид Косматов. Художник Иосиф Шпинель. Композитор Дмитрий Кабалевский. Звукорежиссер Лев Трахтенберг. Режиссеры: Мери Анджапаридзе, М, Заржицкая, К. Полонский. Оператор: В. Минаев. Художник по костюмам К. Савицкий. Художник-гример Е. Ломова. Комбинированные съемки: оператор Борис Арецкий, художник Людмила Александровская. Монтажер Ева Ладыженская. Консультанты: генерал-лейтенант инженерно-технической службы В. Орловский, генерал-лейтенант Н.Осликовский. Редактор Н. Рудакова. Оркестр Управления по производству фильмов, дирижер Дмитрий Кабалевский. Директор картины В. Циргиладзе.

Афиша трилогии “Хождение по мукам” (1957-1959)

В ролях:

Руфина Нифонтова  (Катя), Нина Веселовская  (Даша), Вадим Медведев  (Телегин), Николай Гриценко  (Рощин), Майя Булгакова  (Агриппина Чебрец), , Виктор Авдюшко  (Иван Гора), Сергей Яковлев  (Рублёв Василий, рабочий), Павел Винников (Тетькин), Виктор Яковлев (Мельшин, пленный офицер), Евгений Матвеев  (Сорокин, главком), Григорий Кириллов  (Беляков, начальник штаба Сорокина ), Владимир Муравьёв (Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши), Леонид Пархоменко (Алексей Красильников), Евгений Тетерин  (немец, попутчик Кати), Михаил Козаков  (Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина), Александр Смирнов  (Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина), Владимир Сез  (фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина), Константин Немоляев (Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши), В. Адаменко  (Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига), Иван Коваль-Самборский, В. Фесенко,  П. Стрелин, Александр Калининцев, Тамара Чернова (Зинка, любовница Сорокина), Анатолий Соболев, Мария Кремнева (уличная певица), М. Гладыш (Гымза, начальник особого отдела Варнавского полка), Г. Ступишин.

В титрах не указаны: Георгий Георгиу  (пассажир), Вячеслав Гостинский  (адъютант Сорокина), Иван Жеваго, Юрий Леонидов  (офицер в штабе Корнилова в белой черкеске), Зоя Русина, Джемма Фирсова  (Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова), Александр Гумбург(генерал), Виктор Лебедев.

Московский кинотеатр "Прогресс" с рекламой фильма "Восемнадцатый год"
Московский кинотеатр “Прогресс” с рекламой фильма “Восемнадцатый год”.

"Московская кинонеделя" 13.07.1958 стр. 4
“Московская кинонеделя” 13.07.1958 стр. 4

Фильм является второй частью трехсерийного фильма, созданного по роману А. Толстого «Хождение по мукам».

 В поезде Москва—Ростов Рощин и Катя едут на юг. В Ростове они останавливаются у бывшего корниловского офицера Тетькина. Встречи с рабочими и крестьянами убедили Тетькина в том, что они-то и являются я в подлинном смысле русским народом. Что-то в словах Тетькина звучит правдой и привлекает Катю. Резко поспорив с ней и Тетькиным, Рощин покидает дом своего товарища, покидает Катю…

Так Рощин приходит к белым. Но и в стане врагов революции он не  находит покоя, не может разделить скотскую, ограниченную жизнь офицерства, превратившегося в карателей. Страшным кошмаром встают в его памяти картины расстрела невинных стариков, женщин, детей. Сомнения Рощина становятся известными в его среде; он лишается доверия офицерства. В одном из сражений Рощин получает пулю в спину от своих же «товарищей»…

Не нашел еще своего места в жизни Телегин, путается в сложных событиях. Да и отношения его с Дашей не ладятся, особенно после ее неудачных родов. Так приходит решение: на время расстаться.

После разговора с пламенным большевиком Рублевым Телегин отправляется на фронт вместе с красными бойцами. Однажды, прорываясь за подкреплением к главкому Сорокину, Телегин был ранен пулей, выпущенной из винтовки Рощина.

В штабе Сорокина царят старорежимные порядки: грозные окрики «молчать», пьянство и самодурство главкома. Начальник особого отдела посылает Телегина в Военный совет с донесением, требующим расстрела Сорокина.

Выздоровев после тяжелого ранения, Рощин безуспешно разыскивает Катю в Ростове. На ростовском вокзале Рощин неожиданно встретил Телегина, и, хотя понял Вадим Петрович, что перед ним переодетый красный командир, он не выдал Телегина.

Иначе поступил доктор Булавин — отец Кати и Даши, ставший важным лицом в самарском эсеровском правительстве. Когда перед ним предстал Телегин, умоляя сообщить хоть слово о Даше, Булавин без колебаний выдал своего зятя. Телегину удалось бежать, обмолвившись несколькими словами с Дашей. Но они для него были дороже самых пылких объяснений: Даша по-прежнему любит его, верна ему. Покинув ненавистный ей отцовский дом, Даша после долгих скитаний попадает в штаб красных. Имя Телегина помогает ей сблизиться с хорошими людьми: с солдатом Агриппиной Чебрец, Иваном Горой, командиром Мельшиным и другими. Даша остается работать в штабе. Спустя некоторое время она встречается с мужем.

Крепнет в огне революционных бурь Красная Армия. Все ощутимее ее удары по врагу. И в этом водовороте исторических свершений, в этих хождениях по мукам герои фильма постепенно находят свое настоящее место в титанической борьбе, развернувшейся на российской земле.

На Всесоюзном фестивале советских фильмов в Минске (1960) трилогии «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») присуждена Вторая премия, художнику фильма И. Шпинелю — Первая пре­мия, композитору Д. Кабалевскому — Первая премия за музыку в фильме, артистка Р. Нифонтова удостоена Первой премии за лучшее исполнение женской роли, артистке Н. Веселовской присужден Поощрительный диплом.

Библиография:

«Советская Россия», 04.01.1958;  «Московская кинонеделя», 20.04.1958«Советская куль­тура», 10.05.1958; «Комсомольская правда», 14.05.1958; «Литературная газе­та», 08.05.1958; «Московский комсомолец», 17.05.1958; «Вечерняя Москва», 26.04., 23.05.1958; «Ленинградская правда», 13.06.1958; «Вечерний Ленин­град», 18.06.1958; «Советская авиация», М., 21.05.1958, «За ленинизм», Лотошино, 28.06.1958; «Львовская правда», 27.06.1958; «Туркменская ис­кра», Ашхабад, 04.06.1958; «Горьковская правда», 24.06.1958; «Знамя юности», Минск, 11.07.1958; «Курортная газета», Ялта, 04.07.1958; «Ленинская правда», Петрозаводск, 16.07.1958; «Волжская коммуна», Куйбышев, 6.07.1958; «Советская Татария», Казань, 12.07.1958; «Советская Бело­руссия», Минск, 25.06.1958; «Брянский рабочий», 15.07.1958; «Советская Латвия», Рига, 05.06.1958; «Звезда», Пермь, 25.07.1958; «Красный Север», Вологда, 30.07.1958; «Уральский рабочий», Свердловск, 16.07.1958; «Советская Мордовия», Саранск, 26.07.1958; «Восточно-Сибирская прав­да», Иркутск, 27.07.1958; «Ленинец», Уфа, 10.07.1958; «Новгородская правда», 26.07.1958; «Коммунар», Тула, 12.07.1958; «Волга», Астрахань, 17.07.1958; «Коммуна», Воронеж, 20.07.1958; «Комсомолец», Петроза­водск, 15.07.1958; «Комсомолец Таджикистана», Душанбе, 13.07.1958; «Заря», Брест, 15.08.1958; «Молот», Ростов-на-Дону, 08.08.1958; «Грод­ненская правда», 15.08.1958; «Правда Севера», Архангельск, 17.08.1958; «Калининградская правда», 15.08.1958; «Белгородская правда», 21.08.1958; «Комсомолец Забайкалья», Чита, 27.08.1958; «Марийская правда», Йошкар-Ола, 06.08.1958; «Тамбовская правда», 22.08.1958; «Призыв», Владимир, 06.08.1958; «Полярная правда». Мурманск,03.08.1958.

«Советский экран», 1958, № 9, стр. 5-7

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий