Советском Союзе работы по созданию отечественной системы круговой кинопанорамы (Circlorama) были проведены под руководством и непосредственном участии доктора технических наук, профессора Е. М. Голдовского.
Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве был построен в рекордно короткий срок – всего за 3 месяца.
В отличие от “Циркорамы” в отечественной системе использовались 22 экрана, установленных в два яруса. Верхний ярус из 11 экранов размером 4,9х4,2 метра при высоте 3,5 метра каждый, устанавливался под углом, образуя конус. А нижние 11 экранов образовывали цилиндр с окружностью 54м и диаметром 17 метров. Каждый экран нижнего яруса был 3,6 метра высотой и 4,9 метра шириной. Для съемки и проекции применялась 35-мм пленка, что значительно улучшало качество изображения по резкости и яркости. Фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке в стереофоническом режиме на 9 каналов: 7 каналов обеспечивали звук по окружности зала, 8 канал – звук на потолке, а 9 канал – эффектный звук на полу.
Фрагмент из фильма “Первопроходцы российской киноиндустрии” (2015) Режиссер С. Тютин
Для съемки кругорамного фильма был создан специальный агрегат из 11 кинокамер “Конвас-автомат” с фокусными расстояниями объективов 35-мм. Камеры монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43′. Съемка велась с частотой 25 кадров в секунду на 35-мм пленке с размером кадра 22х16 мм.
Расчеты, проведенные разработчиками советской системы круговой кинопанорамы, под руководством Е. М. Голдовского показали, что для получения высококачественного изображения необходимо всего 9 киноаппаратов и – соответственно 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но в целях обмена фильмами с американской “Циркорамой” путем печати копий на 35-мм пленке с 16-мм оригинала и, наоборот, в СССР была принята 11 экранная система.
Надо заметить, что за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. А в 1961 году американская “Циркорама” была заменена 9-экранной 35-мм системой кругорамного кино, получившей название “Циркле-Вижн 360” (Circle-Vision 360).
Открытие первого кинотеатра “Круговая кинопанорама” на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленума ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм “Дорога весны”.
Режиссер этого фильма Василий Катанян так вспоминает о его съемках: «12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы “Дорога весны”. Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: “Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…” Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…
Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую».
То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино – участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям.
Из воспоминай Василия Катаняна в его книге “Лоскутное одеяло”: “5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем “Круговую кинопанораму” на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)”.
Приказ догнать, обогнать и перегнать Америку в деле кругорамного кино был выполнен на все сто процентов. И даже больше, на все 200! Ведь не только увеличили число экранов и подняли качество проекции по резкости и яркости. Но и “укололи” самого Диснея, которому и в голову не пришло сделать мультфильм в его кругораме. А нашим – пришло. Первый советский кругорамный фильм начинается с анимационного пролога, который рассказывает о том, как человек постепенно овладевал скоростью и высотой. В начале фильма действие развертывается только на нижнем цилиндрическом экране. Зритель видит, как в давние времена люди покрывали расстояния пешком, потом они сели на лошадь и понеслись на тройках и вот, наконец, укладывают рельсы, по которым проходит первый поезд. Этот поезд претерпевает на экране многократную модернизацию и представляется, наконец, современным экспрессом.
Дальнейшим развитием средств передвижения является автомобиль и реактивный самолет. Затем рассказывается, как советские люди овладели небом. На верхнем (конусном) экране появляются устремляющиеся ввысь первый, второй и третий спутники, их в космических высотах должен обогнать межпланетный поезд будущего. После этого демонстрация фильма переходит на нижний цилиндрический экран. Перед зрителями проходят кадры, показывающие пейзажи нашей родины, ее людей, города, новую технику и т. д.
Виды Москвы. Виды Ленинграда (съемка с вертолета). Морские пейзажи. Виды Баку, Сухуми, Тбилиси, Ашхабада.
Вот первомайская демонстрация в Москве, скачки туркменских всадников, нефтепромыслы в Азербайджане, московские улицы. Первомайская демонстрация снималась с автомашины «ЗИЛ-110», которая продвигалась с колоннами демонстрантов, Кавказские горы — с самолета на высоте до 7 тыс. м. Ленинград и его окрестности — с вертолета.
В конце фильма снова появляются рисованные кадры: на нижнем цилиндрическом экране взлетают в небо фейерверки, из цветов складываются слова, из слов — лозунги, призывающие к миру.
Сегодня трудно сказать точно, но это вполне вероятно, что такой успех и техническо-художественный прорыв советской Кругорамы сыграл злую шутку с ее крестным отцом – Никитой Сергеевичем Хрущевым. Осенью 1959 года во время его визита в США ему показали всё и приглашали все. Но только ни Уолт Дисней. Н.С.Хрущев не попал на студия великого мастера мировой анимации и не увидел его сказочный анимационный город чудес.
К сожалению все попытки найти копию этого фильма вот уже 20 лет остаются безуспешными. У киноведа Георгия Бородина сохранились только несколько негативных срезок и два сценария анимации к фильму, литературный и режиссерский. Все эти материалы Георгий любезно предоставил мне для публикации.
“Слава смелым” Литературный сценарий мультипликационного аттракциона двухярусной циркорамы
Режиссерский сценарий мультфильма для круговой панорамы
35 мм негативы Agfacolor из анимационного пролога к кругорамному фильму «Дорога весны»(1959)
Кадры анимационного пролога к кругорамному фильму “Дорога весны” (1959)
26 апреля 1960 года был выпущен второй кругорамный фильм «На Венском фестивале» о Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов.
Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ пользовался огромной популярностью у зрителей. Фильмы начинали демонстрироваться с 9 часов утра, а последний сеанс начинался в 9 часов вечера. Не смотря на то, что ежедневно давалось более 18 киносеансов, число желающих посмотреть новый вид кино не уменьшалось. При расчетной вместимости зала в 300 человек, число зрителей на некоторых сеанса достигало пятисот человек. Очередь в кассу занимали с ночи. Зрителями первых лет круговой кинопанорамы были и простые посетители ВДНХ, и именитые партийные, и государственные деятели, и их зарубежные коллеги. Никита Сергеевич Хрущев частенько заезжал на киносеансы с высокими гостями Советского Союза. Надо заметить, что идея создания советской кругорамы принадлежит Н.С.Хрущеву, который дал указание создать свое киночудо, да такое, чтобы лучше и больше чем «Циркорама» у Диснея в США. Никита Сергеевич лично курировал работы по строительству кинотеатра, неоднократно приезжал на стройку. Внимание первого лица государства к кинотеатру и его частые визиты на киносеансы требовали высокого качества кинопоказа. Сотрудники кинотеатра неоднократно заказывали допечатку копий фильма в случае обрыва пленки или расхождении в цветопередаче. Качество цвета на позитивах, суммарная однородностью цветопередачи на всех 22-х постах жестко контролировалась.
Посещение круговой кинопанорамы было включено в программу для иностранных туристов, приезжавших в Москву. В многочисленных книгах отзывов слова восторга после просмотра кругорамных фильмов подписаны многими известными в мире людьми…
Мне удалось посмотреть в начале 60-х годов только один фильм на 22-х экранах. Это был фильм “На воде и под водой”. Особенно сильное впечатление производили кадры подводной съемки, когда зрители как бы погружались под воду. Но это фильм был интересен не только использованием 22-х экранов для создания единого изображение, но и попыткой художественного использования полиэкранной формы кинематографа на технической основе круговой кинопанорамы.
Для съемок в кругорамном фильме впервые был приглашен профессиональный актер – Народный артист СССР М.И.Жаров, который во вступительной части фильма рассказывал, переходя с экрана на экран, историю развития отечественного кинематографа от немого до панорамного. Затем начиналась настоящая кругорамная феерия на всех 22-х экранах. Зрители практически не замечали черных разделительных полос. Возникал полный эффект присутствия и как бы участия зрителей в происходящем на экранах.
Фрагмент монтажного листа на фильм «На воде и под водой»
К сожалению не один из трех первых кругорамных фильмов не сохранился. В течение долгого времени я пытался выяснить судьбу копий или исходных материалов этих фильмов. В архиве ЦСДФ удалось обнаружить трудно читаемые копии монтажных листов фильмов «На воде и под водой» и на «Венском фестивале». Интересно, что на ЦСДФ и на «Союзмультфильме» вообще нет никаких официальный данных о производстве фильма «Дорога весны» и он не включен в фильмографии этих киностудий и соответственно самих создателей. Мне сказали, что это видимо был «сторонний заказ», а такие картины в то время не учитывались. Только в совсем недавно выпущенной «Энциклопедии отечественной мультипликации» в фильмографиях И.П.Иванова-Вано и Д.Н.Бабиченко сообщается о их причастности к созданию первой советской кругорамы. Госфильмофонд России и РГАКФД не принимали на хранение ни копий, ни исходных материалов первенцев советской кругорамы. Правда в РГАКФД в хорошем состоянии хранится цветной фильм об открытии ВДНХ летом 1959 года. Один из сюжетов этого фильма посвящен новому советскому киночуду и в него включен фрагмент демонстрации фильма «Дорога весны» на 11 экранах – эпизод Первомайской демонстрации на Красной площади в Москве.
Фрагмент из фильма “Город чудес” (1959)
В РГАКФД сданы на хранение исходные материалы 9-ти кругорамных фильмов, снятых по второй системе советской кругорамы.
Ее разработка началась уже в первый год работы советской круговой кинопанорамы. Кинооператор Б.В.Тимофеев на Центральной студии документальных фильмов провел экспериментальную съемку кругорамного фильма с вертикальным анаморфированием кадра, используя отечественные анаморфотные насадки завода “Ленкинап” и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Этот эксперимент оказался удачным.
2 мая 1965 года прошли последние показы советских кругорамных фильмов по 22-экранной системе. На следующий день кинотеатр был закрыт и началась его модернизация. Верхний ярус экранов демонтировали и оставили только нижний, увеличив высоту каждого экрана в два раза (7,2х4,9 метров).
Для съемок стали использовать 11 кинокамер с анаморфотной оптикой, сужавшей изображение по вертикали с коэффициентом 0,5, а не по горизонтали, как в широкоэкранной системе. При проекции изображение растягивалось так же по вертикали. В отличие от зарубежных систем кругорамы, где съемка и демонстрация фильма производится на стандартный кадр с соотношением ширины к высоте 1,37:1, в системе с вертикальным анаморфированием соотношение ширины к высоте изображения на экране составляет 1:1.63. Такая пропорция изображения на экране, не удобная и не привычная в обычном кинематографе, в круговой кинопанораме увеличивает вертикальный обзор изображения, усиливает эффект присутствия. В тоже время использование 11 кинокамер и кинопроекторов вместо 22 позволяет в два раз экономить пленку и несколько упростить процесс съемки и демонстрации фильмов. А отсутствие черной разделительный полосы между нижним и верхним ярусами экранов создает зрителям больше удобства для просмотра.
4 апреля 1966 года новая советская система круговой кинопанорамы была введена в эксплуатацию.
Газета «Московская кинонеделя» в апрельском номере 1966 года сообщала: «На выставке достижений народного хозяйства после значительной реконструкции вновь открылся кругорамный кинотеатр. На одиннадцати вертикальных его экранах будет демонстрироваться новая, четвертая программа круговой кинопанорамы, состоящая из двух фильмов Центральной студии документальных фильмов: «Здравствуй, столица!» и «Возьмите нас с собой, туристы…».
Фильмы впервые сняты новым оригинальным способом анаморфирования кадра по вертикали, изобретенным советскими специалистами Е. М. Голдовским и Б. Тимофеевым. На просмотре кругорамных кинокартин, снятых по этому способу, зритель ощущает значительный эффект присутствия. В этом вы убедитесь, когда посмотрите эти два цветных стереофонических фильма».
Эффект присутствия сохранился и в 11-экранной системе. Помню как во время просмотра кругорамного фильма “Летом в Чехословакии” зрителей, и меня в том числе, начинало укачивать “при выходе из одной пражской пивной”. Создатели фильма, снимая это эпизод, несколько раз покачали камеру, и у зрителей возникало полное ощущение, что земля уходит из-под ног.
Отечественная система круговой кинопанорамы и в первом и во втором варианте получила признание во все мире. Открывшийся летом 1960 года в Праге кругорамный кинотеатр и по размерам и по оборудованию был такой же, как на ВДНХ в Москве.
9 мая 1963 года в Лондонском «Piccadilly Circus» открылся «The Circlorama Theatre» – третий кинотеатр круговой кинопанорамы. В круглом зале диаметром 18 метров и высотой 15 метров были установлены 11 экранов общей длинной 57 метров. Проекция советского кругорамного фильма «Дорога весны», получившего английское название «Russian Roundabout» (Русский окольный путь), производилась с 35 мм копии и сопровождалась 9-канальным стереофоническим звуком. Фильм демонстрировался на 20 сеансах ежедневно в течении. Через год, летом 1964 года, в этом же зале началась демонстрация английского кругорамного фильма «Circlorama Adventure» (Приключение Циклорамы). Фильм был снят и демонстрировался на 16 мм кинопленке с одноканальной монофонической фонограммой.
15 июня 1964 года в Токио, рядом с олимпийским стадионом, демонстрацией фильма “На воде и под водой” открыт четвертый кинотеатр по советской системе “Круговая кинопанорама”. Токийский кинотеатр проработал около пятнадцати лет, демонстрируя японцам советские кругорамные фильмы.
Кинотеатр «Круговая кинопанорама» на ВВЦ (бывшая ВДНХ) работает и по сей день. Это единственный в мире кинотеатр кругорамного кинематографа, проработавший постоянно более пятидесяти пяти лет.
В конце 80-х годов двадцатого века во Франции и Японии были разработаны и эксплуатировались собственные системы кругорамного кинематографа, являвшиеся аналогом системы «Circle Vision 360°».
Японская система кругорамы получила название «Cirkino Vision».
В 1994 году в Нормандии премьерой фильма «The Price of Freedom» (Цена свободы) был открыт кругорамный кинотеатр «Arromanches», оборудованный для демонстрации фильмов по французской 9-пленочной системе «Circorama 360».
==============================================
“Огонек”. 1959, №33. “КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА”
==============================================
ДАЛЕЕ. АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360) |
КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
- ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА
- ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
- СИНЕОРАМА (CINEORAMA)
- ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)
- ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)
- КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)
- АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ и РОССИЙСКИХ КРУГОРАМНЫХ ФИЛЬМОВ
- Панорамная фотография
ПЕРВЫЕ В АНИМАЦИИ |
- Кадры анимационного пролога к кругорамному фильму «Дорога весны» (1959)
- «Слава смелым» Литературный сценарий мультипликационного аттракциона двухярусной циркорамы
- Режиссерский сценарий мультфильма для круговой панорамы