СИНЕОРАМА (CINEORAMA)

Панорама Всемирной выставки в Париже 1900 года/
Панорама Всемирной выставки в Париже 1900 года/

Всемирная выставка 1900 года, открывшаяся  в Париже 15 апреля 1900 года,  стала рекордной по числу посещений среди всех международных выставок ХХ века – за семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек (выставка закрылась 12 ноября 1900 года). 76 тысяч участников из 35 стран мира, включая Российскую Империю, продемонстрировали свои достижения накануне нового века в 18 тематических отделах выставки. Среди множества павильонов, расположившихся на площади 1,12 км². «Павильон иллюзий» занимал особое место – здесь демонстрировались новейшие изобретения XIX века электричество, автомобиль, телефон и радиотелеграф, X-лучи Рентгена и кинематограф.
Кинематограф на Всемирной выставке 1900 года продемонстрировал перспективы своего дальнейшего технического совершенствования и идеи, получившие дальнейшее развитие в веке двадцатом. В Париже впервые были показаны  и съемка на широкоформатной пленке, и ручная колоризация изображения, и первые опыты по синхронизации звука с изображением, и кругорамный кинематограф.

Афиша представления Cineorama на парижской выставке 1900 года
Афиша представления Cineorama на парижской выставке 1900 года

Изобретатель панорамного фотоаппарата Мёссер в 1882 году первым высказал идею проекции фотографических изображений на цилиндрический замкнутый экран. Эта идея была реализована в «Циклораме» (Electric Ciclorama) Чарльза Чейза (Charles A.Chase), где неподвижные фотографии проецировались на 18 метровый цилиндрический экран.
Уже в первые годы существования кинематографа возникла идея показа движущихся изображений на замкнутый экран.

ГРИМУЭН-САНСОН Рауль (Raoul Grimoin-Sanson)
ГРИМУЭН-САНСОН Рауль (Raoul Grimoin-Sanson)

Первая круговая кинопанорама «Синеорама» или «Синекосморама» (Cineorama/Cinécosmorama) была запатентована 25 ноября 1897 года Раулем Гримуэном-Сансоном (Raoul Grimoin-Sanson). «Павильон Синеорамы» (Cineorama) был открыт на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Гримуэн-Сансон построил под Эйфелевой башней зал окружностью 100 метров, стены которого, служили сплошным экраном. Площадка в центре зала для размещения зрителей была декорирована под гондолу воздушного шара с якорем, лестницей, канатами, мешками с балластом и другими атрибутами. Для создания у зрителей полной иллюзии нахождения в гондоле воздушном шаре потолок был задрапирован специальной тканью.
Десять проекционных аппаратов располагалась в киноаппаратной под гондолой. Каждый аппарат проецировал изображение в пределах угла в 36°. Для синхронной работы все кинопроекторы были механически связаны друг с другом.

Внутренний вид павильона «Синеорамы» во время демонстрации фильма.
Внутренний вид павильона «Синеорамы» во время демонстрации фильма.

Для съемки и проекции круговой кинопанорамы использовались десять 75мм пленок с размером кадра 57х64 мм каждая. Съемка производилась специально разработанной киносъемочной аппаратурой. Первый и единственный фильм состоял из натурных съемок в Англии, Барселоне, Брюсселе, Ницце, Сахаре и Северной Африке. Некоторые фрагменты были раскрашены художниками, чтобы обеспечить цветное киноизображение. Качество проекции первой круговой кинопанорамы из-за не высоких светотехнические возможностей оптики и проекционной аппаратуры было низким даже при использовании дуговых ламп.
Зрители с большим трудом могли различать детали изображения. Использование мощных ламп 10-ти кинопроекторов приводило к перегреву воздуха в киноаппаратной до 60°, что привело к несчастному случаю с киномехаником, и полиция закрыла кинопанораму после третьего сеанса.

Съемочная камера (слева) и киноаппаратная «Синеорамы» (справа).
Съемочная камера (слева) и киноаппаратная «Синеорамы» (справа).

 

 

 

 

 

ДАЛЕЕ. ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA) 

 

КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий