Todd-AO ® (Тодд АО)

Кадр на 70 мм кинопленке с шестиканальной магнитной фонограммой из кинофильма «Okalahoma!» (Оклахома!) (1955)
Кадр на 70 мм кинопленке с 6-канальной магнитной фонограммой из кинофильма «Okalahoma!» (Оклахома!) (1955)

Фрагменты из широкоформатных фильмов по системе «Todd AO»

Новый этап в создании широкоформатного кинематографа в начале 50-х годов отрыл известный бродвейский продюсер Майк Тодд (Mike Todd). После грандиозного успеха система «Cinerama®» (одним из создателей которой он был), как истинный предприниматель и человек, умеющий не только тратить, но считать деньги, Майк начал искать способ упростить и удешевить процесс производства и демонстрации фильмов для сверхбольших экранов «Cinerama».
Майк Тодд понимал, что по эффекту восприятия альтернативой «Синерамы» может быть только такая система, в которой будет достигнут такой же эффект присутствия как в «Синераме», но посредством однообъективной съемки на одну кинопленку. Ему было понятно, что 35 мм кинопленка при увеличении на огромный экран ничего хорошего, кроме высокой зернистости и плохой резкости дать не сможет. Только увеличив ширину пленки и соответственно площадь кадра, можно будет достигнуть хороших результатов при проекции. В целях экономии средств на разработку аппаратуры решено было взять за основу формат 65 мм. Выбор такой ширины пленки объяснялся наличием на складах киностудий 65 мм кинокамер, разработанных в 1930 году Ралфом Г. Фером (Ralph G. Fear) для системы «Fearless SuperFilm®» и 65 мм кинокамер производства компании «Mitchell». В 1952 году Майк Тодд выделил огромную сумм в 100 тысяч долларов на разработку «Американской оптической корпорацией» (American Optical Co.) специального объектива для съемки на 65 мм кинопленке панорамного изображения с углом 120 по горизонтали.
В 1950 году компания «Eastman Kodak Company» начала массовое производство 35 мм цветных многослойных кинопленок: негативной «Eastman Color Negative Film 5247» и позитивной «Eastman Color Print Film 5381» для нового цветного негативно-позитивного процесса. В 1952 году компания «Kodak» получила премию Оскар за разработку этих пленок.
В начале 50-х годов компанией «Kodak» уже был разработан и выпускался весь необходимый комплект кинопленок для съемки и тиражирования цветных фильмов. По заказу Майка Тодда «Eastman Kodak Company» освоила перфорирование и выпуск кинопленки в новом формате: негативной шириной 65 мм и позитивной – 70 мм.
Таким образом, к началу 1953 года в распоряжении Майка Тодда были кинокамеры, объективы и кинопленка – все, что необходимо для реализации новой системы кинематографа, получившей в последствии название «Todd AO®». После проведения ряда экспериментальных съемок, давших положительные результаты, было решено приступить к созданию полнометражного игрового фильма.

Размеры 65 мм кинопленки системы «Todd AO®»
Размеры 65 мм кинопленки системы «Todd AO®»

Широкоформатная система «Todd AO®» стала первой в ряду современных систем с использованием широкой 65-мм кинопленки и заложила основные параметры для всех последующих широкоформатных систем, использующих 65-мм и 70-мм кинопленку.

Фрагменты из фильма “The Miracle of Todd-AO” (Чудо Тодд АО” (1956)
Все современные широкоформатные системы используют для съемки 65-мм или 70 мм негативную кинопленку со стандартной позитивной перфорацией 1,98х2,8 мм, принятой в 35 мм кинематографе. Расположение рядов перфораций и расстояние между ними и на 65-мм, и на 70-мм кинопленке равно 53,44 мм. Шаг перфорации равен 4,75 мм. Единственным отличием в некоторых современных системах (см. «Dynavision», «Iwerks 870», «Iwerksphere», «IMAX») является размер кадра в негативе и позитиве и его шаг по количеству перфораций.

 

Таблица 1

Размеры кадра, соотношение сторон кадра 65 мм негатива и 70 мм позитива в широкоформатных системах с шагом кадра в 5 перфораций

Название

(Разработчик системы, год)

Размер кадра:

негатив / позитив

Соотношение сторон

негатив / позитив

«Todd AO®»

(American Optical Company, Magna Theatre Corporation, M. Todd, 1955)

52,62×23,01 / 48,56×22,09 2.29:1 / 2.21:1

(дуга экрана 120°)

«Ultra Panavision»

(Panavision, MGM, 1957)

52,62×23,01 / 48,56×22,09 2.86:1 / 2.76:1 (Коэфт анаморфирования 1.25 x)
«Широкий формат»

(НИКФИ, Голдовский Е.М., 1957)

52, 6х23 / 48,6х22,1

 

2.28:1 / 2.21:1
«70 мм»

(American Optical Company, 1958)

52,47×23,01 / 48,56x22,09 2.28:1 / 2.21:1
«Super Panavision 70»

(Panavision, Inc., 1959)

52,62×23,01 / 48,56×22,09 2.29:1 / 2.21:1
«Varioscope»

(Jan Jacobsen, 1959)

52,47×23,01 / 48,56×22,09 2.28:1 / 2.21:1
«Dimension 150»

(American Optical Company, 1966)

52,47×23,01 / 48,56×22,09 (оптически изогнутый) 2.28 / 2.21

(дуга экрана 15)

«Showscan»

(Douglas Trumbull, 1978)

52,47×23,01 / 48,56×22,09 2.28:1 / 2.21:1
«Omnivision Cinema 180»

(Omni Films, 1979)

52,47×23,01 / 48,56×22,09 2.28:1 / 180°
«Super Dimension 70»

(Robert Weisgerber, 2002)

52,47×23,01 / 48,56×22,09 2.28:1 / 2.21:1

 

Как видно из таблицы, все следующие за «Todd AO®» системы широкоформатного кино на 65/70 мм кинопленке с шагом в 5 перфораций имеют практически одинаковый размер кадра и отношение ширины к высоте.

Фрагменты из фильма “The Miracle of Todd-AO” (Чудо Тодд АО” (1956)

Во всех этих системах фильмокопии печатается с 65-мм негатива (кроме системы «Широкий формат», где негатив снимается на 70-мм кинопленке) контактным способом на кинопленке шириной 70-мм. После проявления на позитивную копию наносится магнитный слой, на который записываются шесть дорожек стереофонического звукового сопровождения. Пять из этих дорожек обеспечивают стереофоническое звучание громкоговорителей за экраном (левый, левый центральный, центральный, правый центральный и правый), а шестая — для канала звуковых эффектов, громкоговорители которого расположены в зрительном зале на противоположной стороне от экрана.

Размеры 70 мм кинопленкис магнитными дорожками системы «Todd AO®»
Размеры 70 мм кинопленки с магнитными дорожками системы «Todd AO®»

Звуковую стереофоническую 6-канальную систему «Todd AO» и аппаратуру для магнитной записи звука разработала компания «Westrex Corporation» в содружестве с компанией «AMPEX». («Westrex Corporation» была создана компанией «Western Electric»).
С широкоформатного негатива можно напечатать не только 70 мм фильмокопии, но также оптической печатью с выкопировкой широкоэкранные анаморфированные и обычные 35 мм фильмокопий.

Кадр на 70 мм кинопленке с шестиканальной магнитной фонограммой из кинофильма «Okalahoma!» (Оклахома!) (1955)
Кадр на 70 мм кинопленке с 6-канальной магнитной фонограммой из фильма «Oklahoma!» (Оклахома!) (1955)

Первый фильм по системе «Todd AO®» снимался с частотой 30 кадров в секунду. Поэтому универсальные кинопроекторы для демонстрации широкоформатных фильмов на 70 мм пленке имели две скорости продукции 30 и 24 кадра в секунду, что обеспечивало возможность демонстрации широкоэкранных и обычных фильмов на 35 мм кинопленке. Кроме широкоформатного варианта по системе «Todd AO®», был снят и широкоэкранный вариант по системе “Cinemascope”. Два варианта одного фильма, снятые в различных системах в некоторых эпизодах значительно отличались друг от друга не только по крупности планов и монтажу, но и по продолжительности, так же как и при съемке широкоэкранного фильма в двух форматах.

кинопроектор Сравнение двух форматов фильма OKLAHOMA! (1955) Todd AO 2.21:1  и Cinemascope 2.55:1

После выпуска на экран первого широкоформатного кинофильма стало ясно, что основное количество прокатных копий с 65 мм негатива будут не 70 мм, а 35 мм с анаморфированным кадром и естественно будут демонстрироваться с частотой проекции 24 кадра в секунду. Печать 35 мм позитива для проекции с частотой 24 кадра в секунду с 65 мм негатива, снятого при частоте 30 кадров в секунду, осуществляется путем выборочной печати с пропуском каждого пятого кадра негатива. Такая печать усложняла процесс копирования и ухудшила качество 35 мм фильмокопии из-за потери части фаз снятого в негативе движения, что особенно ярко проявлялось при большой скорости последнего.

Для устранения указанных трудностей второй кинофильм по системе «Todd AO®» снимался одновременно двумя 65 мм камерами с частотой 30 и 24 кадров в секунду. Следующие широкоформатные фильмы по системе «Todd AO®» снимались только с частотой 24 кадра в секунду. С такой же частотой осуществлялась съемка и проекция кинофильмов в широкоформатных системах: «Широкий формат», «MGM Camera 65® / Ultra Panavision 70® (МГМ камера 65/Ульта Панавижн 70)», «70 мм», «Super Panavision 70® (Супер-Панавижн-70)», «Varioscope» и «Dimension 150®».

Оформление фасада кинотеатра «Риволи» в период демонстрации фильма «Оклахома!»
Оформление фасада кинотеатра «Риволи» в период демонстрации фильма «Оклахома!»

Премьера первого широкоформатного игрового фильма «Oklahoma!» (Оклахома!), снятого по системе «Todd AO®» прошла 10 октября 1955 года в нью-йоркском кинотеатре «Риволи» (Rivoli Theatre).
Для показа широкоформатных фильмов по системе «Todd AO®» старый экран, смонтированный в кинотеатре «Риволи» для демонстрации первого широкоэкранного фильма «The Robe» (Плащаница) по системе «Cinemascope®» в 1953 году, был замене на новый, установленный по дуге в 120° шириной 20,13 м. и высотой 8,2 м. Хорда дуги равнялась 15,25 м. Расстояние от центра дуги до центра хорды был равно 4,27 м. За экраном были установлены пять групп динамиков для обеспечения стереофонического звуковоспроизведения. Шестая группа динамиков, для воспроизведения эффектного звука, была смонтирована в зале. Для удобства зрителей в зале установили более широкие кресла, из-за этого его вместительность уменьшилась с 2000 до 1 650 мест.
Трехмесячная реконструкция дала новую жизнь старому кинотеатру, который на долгие годы стал главным кинозалом широкоформатной системы«Todd AO®». Надо сказать, дорогим кинозалом: билеты на дневной сеанс стоили от 1,5 до 2,75 долларов, а на вечерний – от 1,75 до 3,5 долларов (в 1955 году билет в дорогие первоэкранные кинотеатры США стоил не более 75 центов).
Кстати, в «Риволи» вместе с началом демонстрации широкоформатных фильмов на входе в кинотеатр появилась табличка: «No Popcorn» (Никакой жареной кукурузы). Это был 1955 год!
Первый широкоформатный фильм с огромным успехом демонстрировался в кинотеатре «Риволи» 51 неделю, затем началась его демонстрация в других кинотеатрах США.
За короткое время для демонстрации фильмов по системе «Todd AO» было оборудовано около 100 кинотеатров в крупных городах США. К концу 50-х годов широкоформатные фильмы начали демонстрироваться в кинотеатрах Европы и Азии.
Европейская премьера широкоформатного варианта фильма «Oklahoma!» (Оклахома!) прошла 26 декабря 1959 года в лондонском кинотеатре «Метрополь» (Metropole Theatre).

Кадр на 35 мм кинопленке широкоэкранного варианта с оптической фонограммой из кинофильма «Okalahoma!» (Оклахома!) (1955)
Кадр на 35 мм кинопленке широкоэкранного варианта с оптической фонограммой из фильма «Oklahoma!» (Оклахома!) (1955)

Есть легенда о том, что фильм «Оклахома!» попал на экраны СССР после того, как Н.С.Хрущев, увидев в начале фильма початки кукурузы размером выше всадника на лошади, распорядился купить картину для советских зрителей. Правда ли это или нет, сказать трудно, но 26 декабря 1960 года цветной широкоэкранный вариант фильма «Оклахома!» был выпущен в советский прокат.
В 1955 году фильм был отмечен двумя «Оскарами». За время проката «Оклахома!» заработала 7 миллионов долларов.

Элизабет Тейлор и Майк Тодд во время вручения премии «Оскар» 27 марта 1957 года.

oscar-160Второй широкоформатный фильм «Around the World in 80 Days» (Вокруг света за 80 дней) демонстрировался в кинотеатре «Риволи» 113 недель с 17 октября 1956 года по 5 октября 1958 года. Помимо 23 миллионов долларов, заработанных им в прокате, фильм принес в 1956 году своим создателям 5 премий «Оскар» в номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая адаптация литературного произведения», «Лучший монтаж», «Лучшая операторская работа», «Лучший композитор». (Из 18 полнометражных игровых фильмов, снятых по системе «Todd AO» в XX веке, десять фильмов завоевали 25 «Оскаров».

«Around the World in 80 Days» был выпущен в прокат сразу нескольких вариантах. 70 мм копии демонстрировались в первоэкранных кинотеатрах США, оборудованных соответствующей проекционной аппаратурой и системой стереофонического звука. Для кинотеатров, демонстрирующих широкоэкранные фильмы по системе «Cinemascope», были напечатаны 35 мм копии как с магнитной стереофонической 4-х канальной фонограммой, так и с монофонической фотографической фонограммой. Также были напечатаны 35 мм копии в обычном формате. Такое разнообразие вариантов прокатных копий позволило одновременно демонстрировать фильм практически во всех типах кинотеатров. Например, на Каннском фестивале (Cannes Film Festival) 2 мая 1957 года «Around the World in 80 Days» (Вокруг света за 80 дней) был показан с 35-мм анаморфированной копии с магнитной фонограммой по системе «Cinemascope». Демонстрация цветного широкоэкранного варианта в СССР началась 27 декабря 1976 года в московском кинотеатре «Художественный».

Выпуск в советский прокат широкоформатного варианта фильма в некоторых городах СССР:

  • Восточно-Сибирская правда № 269, 17.11.1976. стр. 4. Иркутск. В иркутских широкоформатных кинотеатрах «Баргузин» и «Гигант» с 17 ноября 1976 года.
  • Советская Сибирь, №247, 17.10.1976, стр. 4. Новосибирск. В новосибирских  широкоформатных кинотеатрах «Аврора» и  «имени Маяковского» с 18 октября 1976 года.
  • Алтайская правда, №264, 05.11.1976, стр.4. Барнаул. В барнаульском широкоформатном кинотеатре «Мир»с 5 ноября 1976 года.
  • Алтайская правда, №281, 26.11.1976, стр.4. Барнаул. В барнаульском широкоформатном кинотеатре «Юность» с 26 ноября 1976 года.
  • Красный север, №298, 20.12.1976, стр.4. Вологда. В вологодском  широкоформатном кинотеатре «имени Ленинского комсомола» с 20 декабря 1976 года.

После съемки и проката двух первых широкоформатных фильмов, создателям системы «Todd AO» стало ясно, что для облегчения процесса производства и экономии средств, фильм должен сниматься в одном формате со стандартной частотой 24 кадра в секунду, что упрощает процесс перевода широкоформатного варианта в широкоэкранный и обычный. В 1958 году при оборудовании кинозалов широкоформатной проекционной аппаратурой оказались от установки дугообразных экранов. Что также удешевило и ускорило процесс внедрения нового вида кинопоказа и как результат дало не малую прибыль.

Третий широкоформатный фильм по системе «Todd AO» мюзикл «South Pacific» (Юг Тихого океана) был запущен в производство в 1957 году и снимался на 65 мм негатив в одном варианте с частотой 24 кадра в секунду. Премьера широкоформатного версии фильма прошла в нью-йоркском кинотеатре «Критерио» (Criterion) 19 марта 1958 года, где он непрерывно демонстрировался в течении 29 недель до 6 октября 1958 года. Еще 25 недель с 7 октября 1958 года по 31 марта 1959 года «South Pacific» не сходил с экрана кинотеатра «Риволи» (Rivoli Theatre).

ПОБЕДИТЕЛИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ в «TODD AO»

 

 Фрагменты из широкоформатных фильмов по системе «Todd AO»

Таблица 2

Все широкоформатные фильмы, снятые по системе «Todd AO»

НАЗВАНИЕ ПРЕМЬЕРА

Дата, кинотеатр, город, страна

Премия «Oscar» / Номинирован

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ

«Oklahoma!» (Оклахома!) 10.10.1955, «Rivoli», Нью-Йорк, США 2 / 4
«Around the World in 80 Days» (Вокруг света за 80 дней) 17.10.1956, «Rivoli», Нью-Йорк, США 5 / 8
«South Pacific» (Юг Тихого океана) 19.03.1958, «Criterion», Нью-Йорк, США 1 / 3
«Porgy and Bess» (Порги и Бесс) 24.06.1959, «Warner», Нью-Йорк, США 1 / 4
«Scent of Mystery» (Аромат тайны) 06.01.1960, «Cinestage», Чикаго, США – / –
«Can-Can» (Кан-Кан) 09.03.1960, «Rivoli», Нью-Йорк, США – / 2
«The Alamo» (Аламо) 24.10.1960, «Woodlawn», Сан-Антонио, США 1 / 7
«Cleopatra» (Клеопатра) 12.06.1963, «Rivoli», Нью-Йорк, США 4 / 9
«The Sound of Music» (Звуки музыки) 02.03.1965, «Rivoli», Нью-Йорк, США 5 / 10
«Those Magnificent Men in Their Flying Machines, or How I Flew from London to Paris in 25 hours 11 minutes»

(Эти великолепные мужчины на их летательных аппаратах или как я долетел из Лондона до Парижа за 25 часов 11 минут). 

03.06.1965, «Astoria», Лондон, Великобритания. 

 (В советском прокате – «Воздушные приключения»)

– / 1
«The Agony and the Ecstasy» (Агония и экстаз) 07.10.1965, «State», Нью-Йорк, США – / 5
«Doctor Dolittle» (Доктор Дулиттл) 12.12.1967, «Odeon MA», Лондон, Великобритания 2 / 9
«Star!» (Звезда!) 18.07.1968, «Dominion», Лондон, Великобритания – / 7
“Hello, Dolly!” (Хелло, Долли!) 16.12.1969, «Rivoli», Нью-Йорк, США 3 / 7
«Krakatoa, East of Java» (Кракатоа, к востоку от Явы») 11.01.1969, Tokyo, Япония – / 1
«Airport» (Аэропорт) 05.03.1970, «Radio City», Нью-Йорк, США 1 / 10
«The Last Valley» (Последняя долина) 28.01.1971, «Rivoli», Нью-Йорк, США – / –
«Baraka» (документальный) 30.08.1992, «World film festival». Монреаль, Канада – / –

КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ

«The Miracle of Todd-AO» (Чудеса Тодд АО) 25.05.1956, «Rivoli», Нью-Йорк, США  
«The March of Todd-AO» (Марш Тодд АО) 24.12.1958, «Rivoli», Нью-Йорк, США  
«The Tale of Old Whiff» (Рассказ старого болтуна) 06.01.1960, «Cinestage», Чикаго, США  
«Man in the 5th Dimension» (Человек в пятом измерении) 22.04.1964, «World Fair», Нью-Йорк, США  
«The Artist Who Did Not Want To Paint» (Художник, который не хотел рисовать) 07.10.1965, «State», Нью-Йорк, США  

 

Кадр из кинофильма «Airport» (Аэропорт) (1970)
Кадр из кинофильма «Airport» (Аэропорт) (1970)

 

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий