СЁСТРЫ
СССР, Мосфильм, 1957, цв. (фабрика №3, Шостка), 105 мин. (11 ч., 2852 м.), 35 мм, ш/э (Широкий экран) 2.35:1, стерео (4-канальная магнитная); обычный формат 1.37:1, цв., 98 мин., моно (оптическая). ГФФ: №10038 (широкоэкранный вариант, 11 частей). №10381 (обычный вариант, 12 частей).
Прокат широкоэкранного вариант фильма со стереофоническим звуком начался в Москве 24 сентября 1957 года одновременно в четырех кинотеатрах: в Большом зале кинотеатра на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), «Родина», «Форум», «Художественный». 18 октября 1957 года картина вышла на экраны широкоэкранных кинотеатров Ленинграда «Великан», «Гигант» и «Колизей».
(Фильм снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном 2.35:1 и обычном 1.37:1).
Обычный цветной вариант фильма с монофоническим звуком 3 февраля 1958 года был выпущен на экран московских кинотеатров “Сокол”, “Луч” и “Искра”.
- Обычный вариант фильма демонстрировался в 20.10 по второй программе Центрального телевидения 01.09.1959 года.
На I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958) фильму присуждена вторая премия и персональные премии актрисе Р. Нифонтовой за исполнение роли Кати и композитору Д. Кабалевскому за музыкальное оформление.
Автор сценария Борис Чирсков. Режиссер-постановщик Григорий Рошаль. Оператор- постановщик Леонид Косматов. Художник Иосиф Шпинель. Композитор Дмитрий Кабалевский. Звукорежиссер Лев Трахтенберг. Режиссеры: Мери Анджапаридзе, М, Заржицкая, К. Полонский. Художник по костюмам К. Савицкий. Художник-гример Е Ломова. Комбинированные съемки: оператор Борис Арецкий, художник Людмила Александровская. Монтажер Ева Ладыженская. Консультант генерал-лейтенант инженерно-технической службы В. Орловский. Редактор Н. Рудаков. Оркестр Управления по производству фильмов, дирижер Дмитрий Кабалевский. Директор картины В. Циргиладзе.
В ролях:
Руфина Нифонтова (Катя), Нина Веселовская (Даша), Вадим Медведев (Телегин), Николай Гриценко (Рощин), Виктор Шарлахов (Смоковников), Владимир Муравьев (Булавин), Владлен Давыдов (Бессонов), Павел Винников (Тетькин), Сергей Яковлев (Рублев), Виктор Яковлев (Мельшин), Пётр Модников (Жуков) Констатнтин Немоляев (Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши), Владимир Махов (любовник-резонер), Геннадий Ступишин, Александр Лариков (Орешников, рабочий), 3. Чекулаева, Анатолий Дударев (футурист), Марина Фигнер (дама на приеме), 3оя Русина (дама в ресторане), Пётр Константинов (раненый в госпитале), Леонид Недович (австрийский офицер), М. Гладыш, Мария Кремнева (уличная певица).
В титрах не указаны: Зоя Василькова (Елизавета Киевна Расторгуева, футуристка), Джемма Фирсова (Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова), Аркадий Трусов (рабочий), Василий Корзун, Ефим Копелян (казачий есаул), Владимир Цоппи (адвокат), Люсьена Овчинникова (горничная Луша), Вера Бурлакова (горничная в московской квартире), Николай Кузнецов (гость), Алевтина Румянцева (девушка), Алексей Строев (пленный офицер), Михаил Семенихин (пленный офицер), Иван Гузиков (пленный офицер), Виктор Лебедев, Софья Гаррель.
Экранизация первой части трилогии А. Толстого «Хождение по мукам»— «Сестры».
Канун 1914 г. Петербург — город дымных рабочих окраин и блестящей мишуры Невского проспекта. Ожидание надвигающихся грозных событий вызывает среди буржуазии растерянность, ужас перед будущим. Тоска и отчаяние делают невыносимой жизнь одной из сестер Булавиных, Кати, жены либерального адвоката Смоковникова. Она изменяет мужу с декаденствующим поэтом Бессоновым. Ее младшая сестра Даша посещает кружок футуристов. Воображение молодой девушки тревожит облик Бессонова. Даша уезжает в Самару, к отцу. На пароходе она встречает Ивана Ильича Телегина, одного из своих случайных петербургских знакомых. Инженер Телегин, уволенный с завода за участие, хотя и невольное, в революционных выступлениях, едет на родину. Эта встреча многое меняет в жизни Даши и Ивана Ильича… Наступает империалистическая война Телегин становится офицером русской армии. В одном из боев он попадает в плен. Вместе с товарищами Телегин бежит из-под расстрела и возвращается в Петербург в дни Февральской революции. Здесь он находит Дашу, работающую в госпитале. Смоковников, к которому Катюша вернулась после разрыва, становится комиссаром Временного правительства. Пытаясь уговорить фронтовиков наступать, он гибнет от рук возмущенной солдатской массы, ожесточенной бессмысленной войной. Катя, потеряв последнюю опору в жизни, чувствуя никчемность своего существования, приходит к мысли о самоубийстве. Ее спасает Вадим Рощин, не нашедший еще правильного пути русский офицер, который с мучительной тревогой думает о судьбах родины.
Библиография:
- “Правда”. № 282, 09.10.1957, стр. 4. “Сёстры”
- «Московская кинонеделя», 22.09.1957;
- «Кинонеделя Ленинграда», 18.10.1957;
- «Московская кинонеделя», №6, 02.02.1958;
«Труд», 28. 09 1957; «Комсомольская правда», 02.10.1957; «Советская культура», 01 и 26.10. 1957; «Литературная газета>, 28.09.1957; «Московская правда», 29.09.1957; «Ленинградская правда», 31.10.1957; «Вечерний Ленинград», 21.10.1957, «Советская Киргизия», Фрунзе, 13.11.1957; «Гродненская правда», 22.11.1957; «Знамя коммунизма», Одесса, 19.11.1957; «Советская Литва», Вильнюс, 24.11.1957, «Заря Востока», Тбилиси, 28.11.1957.
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ |
- ШИРОКИЙ ЭКРАН. Съемка широкоэкранного фильма в двух форматах
- ШИРОКИЙ ЭКРАН. Советские широкоэкранные фильмы, снятые в двух форматах.
- ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
- 35-мм фильмокопия с 4-канальной магнитной стереофонической фонограммой
- СОВЕТСКАЯ ШИРОКОЭКРАННАЯ СИСТЕМА «ШИРОКИЙ ЭКРАН» (SovScope)