В 1965 году во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте под руководством А.Г. Болтянского и Н.А. Овсянниковой были завершены работы по созданию системы съемки и демонстрации стереоскопических фильмов на 70-мм кинопленке, получившей название «Стерео-70». Разработчики предложили использовать для съемки типовые 70-мм кинокамеры отечественного производства, на которые устанавливался специальный оптический блок.
Каждый такой блок представлял собой двухобъективную оптическую систему с фокусным расстоянием от 28 до 300 мм, позволявшую производить съемку стереопары с базисами от 26 до 110 мм. Оба кадра стереопары с соотношением сторон 1,37:1, как в обычном кинематографе, имеют размер 25×18,6 мм, несколько превышающий размер изображения в обычном 35-мм фильме. Расстояние между ними составляет 3,04 мм, а межкадровая полоса равняется 7,05 мм, из-за несовпадения высоты кадра стереопары с высотой широкоформатного кадра.

Стереофильмы по системе «Стерео-70» демонстрируются стандартными широкоформатными кинопроекторами со специальной двухобъективной насадкой по безочковому методу на растровый экран, или по поляризационному способу на металлизированный экран. Размер проекционного окна 23х16,7 мм.
Использование в системе «Стерео-70» практически всей технологической цепочки, принятой в советской широкоформатной системе, дает возможность выпускать стереоскопические фильмы с 6-канальной магнитной фонограммой, обеспечивающей пространственное звучание и еще больше усиливающей восприятие объемного изображения.

Стереопара на 70мм кинопленке по советской системе «Стерео-70»
А) негатив; Б) позитив с магнитной фонограммой
Создатели системы предполагали, что с любого из кадров стереопары путем оптической печати можно изготовить плоский вариант стереофильма в обычном формате. Для демонстрации стереоскопического варианта в кинотеатрах, не оборудованных широкоформатной проекционной аппаратурой, была разработана система перевода стереопары с 70-мм пленки на 35-мм с анаморфированием изображения по горизонтали в пределах одного стандартного кадра высотой в четыре перфорации.

Стереопара из стереоскопического игрового фильма «Шутки в сторону» (1984)
А) 70мм копия по системе «Стерео-70»; Б) 35мм копия с анаморфированной горизонтальной стереопарой.
Премьера первого стереоскопического фильма «Нет и да», снятого на киностудии «Мосфильм» по системе «Стерео-70», прошла 30 апреля 1968 года в Малом зале московского кинотеатра «Октябрь».

Демонстрация стереоскопических фильмов в Малом зале кинотеатра «Октябрь» началась в апреле 1968 года. 29 апреля состоялась премьера стереофильма “ЧЕЛОВЕК В ЗЕЛЕНОЙ ПЕРЧАТКЕ” (1967), поставленного на киностудии имени М.Горького режиссером Николаем Владимировичем Экком, а 30 апреля режиссер Аркадий Николаевич Кольцатый представил кинозрителям стереофильм “НЕТ И ДА” (1966) поставленный им на киностудии «Мосфильм».
Кадр на 70-мм кинопленке по советской системе «Стерео-70» из стереоскопического игрового фильма «НЕТ И ДА» (1966)
Оба фильма являлись своего рода экспериментом в области освоения стереоскопического кинематографа. Первый фильм снят по системе «Стерео-35/19», разработанной еще в середине 1940-х годов и рассчитан на демонстрацию по безочковому методу на линзо-растровый экран. Второй – освоение новой системы стереоскопического кинематографа «Стерео-70» на 70мм кинопленке с демонстрацией по поляроидному методу с 6-ти канальным стереофоническим звуком.
НАЗАД | ДАЛЕЕ. МОСКОВСКИЙ КИНОТЕАТР “ОКТЯБРЬ” |
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ КИНОТЕАТРЫ СССР
КИНОТЕАТРЫ МОСКВЫ
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ