В декабре 1939 года под руководством Семёна Павловича Иванова режиссер Александр Николаевич Андриевский и оператор Дмитрий Васильевич Суренский сняли к 20-летию советской кинематографии экспериментальный стереоскопический ролик, в начале 1940 года провели экспериментальные съёмки на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В марте 1940 года на киностудии «Союздетфильм» был установлен светопоглощающий стереоэкран из стекла размером 110×70 см и осуществлена первая экспериментальная стереоскопическая проекция для зрителей.
«В небольшом зале происходит первая демонстрация кусков стереоскопического фильма. Вдруг неожиданно вы с досадой замечаете, что не убран свешивающийся с потолка зрительного зала патрон, который загораживает часть экрана. Но каково же ваше удивление, когда рука девушки с сачком для ловли бабочек тянется с экрана в центр зала и, подхватив патрон, подтягивает его к себе, затем ввинчивает электрическую лампочку и отпускает патрон, которой, раскачиваясь, приближается к самому зрителю.
Вот другой момент. Над вами протянут провод, конец которого теряется в темноте, где-то над головой. Вылетающие с экрана голуби садятся на провод и раскачиваются на нем. У зрителя создается полная иллюзия, что это живые голуби, находящиеся в самом зрительном зале.
Наконец, когда девушка на экране выплескивает содержимое стакана в зрительный зал, у вас невольно появляется желание несколько отодвинуться в сторону, чтобы не быть облитым.
Кадры из экспериментальных стереофильмов по первой системе С.П.Иванова (1939-1940) |
Впечатление от просмотра уже первых кусков стереоскопического фильма поражающее». Эти впечатления Бориса Тимофеевича Иванова о первом стереопросмотре опубликовал журнал «Техника молодежи» летом 1940 года.
А кинорежиссер Михаил Ильич Ромм в «Книге впечатлений» киностудии «Союздетфильм» оставил следующую запись: «Это начало совершенно новой эры кинематографии. Ясно, что уже через несколько лет стереокино станет для нас тем же, чем стало звуковое».
На одной из лекций киновед Н.В.Крючечников рассказал такую историю-легенду: «…через несколько дней после первой демонстрации слух о чудо-кино дошел до Сталина. “Лучший друг советских кинематографистов” после просмотра в личном кинозале в Кремле, где в спешном порядке был установлен первый растровый экран С.П. Иванова, высказал полное удовлетворение и повелел показать изобретение широким народным массам. Желание вождя – Закон». Легенда это или быль, кто знает?! Но безочковому стереокино в СССР был дан зеленый свет, а изобретатель этой системы С.П. Иванов получил Сталинскую премию.
НАЗАД | ДАЛЕЕ. Стерео-35/11х18. Кинотеатр “Москва” |
===============================
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++