Первая система стереокино С.П. Иванова в 1935 году открыла эпоху безочкового стереоскопического кинематографа.
За три века до этого, в 1692 году, французский живописец Г.А. Буа-Клэр (G.A. Bois-Clair) начал использовать растровую решетку для получения пространственного эффекта. Художник рисовал два различных изображения на плоской поверхности, перед которой устанавливалась специальная решётка из вертикальных пластин, расположенных перпендикулярно к её поверхности и закреплённых под прямым углом. Глядя с левой стороны, зритель видит одно изображение, с правой ― другое, глядя прямо, зритель видит оба изображения в объёме. Работы Буа-Клэра экспонируются в замке Розенборг в Копенгагене. А в Брюссельском музее изобразительных искусств выставлены аналогичные картины, но с тремя различными изображениями (вспомните японские открытки с подмигивающими девушками).
Идея использовать растровую сетку для раздельного видения левым и правым глазом была повторно выдвинута в 1896 году французом Августом Бертье (Auguste Berthier) и Францем Паулем Лизегангом (Franz Paul Liesegang). Американский ученый Фредерик Эжен Айвс (Frederic Eugene Ives) в развитие идеи Бертье-Лизенганга в 1904 году обосновал и представил Французской академии наук метод «Параллакс-стереограммы», положив начало принципу растровой стереоскопии. Суть этого принципа состоит в проекции изображения на экран через растр, состоящий из чередующихся вертикальных параллельных непрозрачных полос и щелей между ними. Изображение, спроецированное через такой растр, частично поглотится непрозрачными элементами ра¬стра, а частично, пройдя между ними, отразится на экране. При соответствующем расчете элементов растра в зале образуется множество точек, из которых один глаз зрителя будет полностью видеть на экране все полоски изо¬бражения, в то время как другой глаз ничего не будет видеть. При проекции через такой растр на экран с двух, установленных на определенном расчётном расстоянии друг от друга, проекторов левого и правого кадра стереопары каждый глаз зрителя в определенной позиции будет видеть только для него предназначенное изображение. В результате слияния этих двух изображений в мозгу зрителя возникнет стереоскопический эффект.
В 1906 году французский математик Эжен Пьер Эстанав (Eugène Pierre Estanave) реализовал это принцип на практике, создав автостереоскопическую фотопластинку, то есть, выражаясь современным языком, разработал и практически реализовал способ съемки и наблюдения стереоскопического изображения на фотопленке с использованием параллельного растра.
С.П. Иванов демонстрирует работу двухзеркальной насадки.
А.Бертье, Ф.Лизеганг, Ф.Айвс, М.Эстанав своими работами внесли неоценимый вклад в дело создания безочковой стереоскопии. Однако использование параллельного растра для демонстрации стереоскопических изображений массовой аудитории практически невозможно, так как фокальная плоскость всегда будет расположена параллельно плоскости экрана и только на ней формируются фокальные зоны, из которых зритель может наблюдать стереоскопическое изображение. На практике это означает, что зрители должны располагаться только в одном ряду и вертикально друг над другом ярусами.
Семен Павлович Иванов решил задачу демонстрации стереоскопического изображения массовой аудитории, предложив использовать не параллельный, а перспективный растр. Проще говоря, рассчитал и создал растровый экран с множеством фокальных зон в плоскости, близкой к горизонтальной.
«Если бы даже изобретателю не удалось на практике добиться стереоскопического эффекта, все равно его работа вошла бы в науку. Чисто математическое решение проблемы примечательно по своей красоте, ясности, стройности, остроумию…», – такую оценку работе С.П. Иванова дал академик Пётр Леонидович Капица, ознакомившийся с его изобретением и расчетами.
Семен Павлович Иванов 29 апреля 1935 года подал заявку на светопоглащающий растровый экран, а 23 февраля 1936 года – на светосильный растровый экран. 1 марта 1937 года С.П.Иванов подал заявку на стереонасадки к кинокамере и кинопроектору и в июне этого же года совместно с кинооператором Николаем Константиновичем Филипповым изготовил первый светопоглощающий стереоэкран на стекле размером 110×70 см.
НАЗАД | ВПЕРЕД. Стерео-35/11Х18. (продолжение) |
===============================
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
- ЦВЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++