ПТУШКО Александр Лукич (19.04.1900 – 06.03.1973).
Режиссер, сценарист, оператор.
Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии (1946),
Лауреат Венецианского кинофестиваля (1935) в номинации “СССР» за 1934 год.
Лауреат Каннского кинофестиваля (1946) в номинации «Цвет» за 1946 год (Премия жюри за лучшее цветовое решение в фильме «Каменный цветок»).
Приз Венецианского кинофестиваля (1953) «Серебряный лев» за фильм «Садко»).
Почётный диплом Международного кинофестиваля в Югославии (1956) режиссёру фильм «Золотой ключик».
Почётный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге за фильм «Илья Муромец».
Приз режиссёру фильма «Сказка о потерянном времени» Международного кинофестиваля фильмов для детей и юношества в Готвальдове (1965).
Приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1968) за фильм «Сказка о царе Салтане».
Специальная премия жюри Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно (1976) за фильм «Руслан и Людмила».
С 1927 года работал на киностудии «Мосфильм» как художник-мультипликатор и режиссёр мультфильмов и конструктор кукол для мультипликации. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, который позже стал героем также и рисованных мультфильмов.
В 1932 году Птушко снял первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта».
С 1936 года руководил художественно-производственным объединением объёмной мультипликации на «Мосфильме».
Во время Великой Отечественной войны работал на ЦОКС в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах.
В 1944—1946 годах — директор киностудии «Союзмультфильм».
С 1960 по 1963 год — художественный руководитель Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».
С 1932 года преподавал во ВГИКе. В 1932—1949 годах — и. о. профессора ВГИКа, заведующий кафедрой художественного факультета.

ПОСТАВИЛ КАК РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК:
- первый советский объёмный звуковой мультфильм «Властелин быта» (Выпущен на экран 23 ноября 1932 года);
- первый в мировой кинематографии полнометражный фильм «Новый Гулливер», созданный средствами объемной мультипликации, в котором мультипликационные персонажи сосуществуют с живыми актерами. Около 1500 кукол. (Выпущен на экран 25 августа 1935 года);
- советский цветной кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» , созданный по методу трехцветной гидротипии. (Выпущен на экран 3 ноября 1937 года);
- первый советский короткометражный стереофильм для демонстрации по поляризационному способу “Выходной день в Москве” (1940);
- первый советский цветной игровой фильм на многослойной цветной пленке (Agfacolor) «Каменный цветок» (Выпущен на экран 28 апреля 1946 года);
- первый советский цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм «Илья Муромец» (Выпуск на экран 16 ноября 1956 года).
Фильмография режиссерских работ:
Случай на стадионе (1928), Шифрованный документ (1928), Сто приключений (1929), «Властелин быта» (1932), Новый Гулливер (1935), Сказка о рыбаке и рыбке (1937), Лиса и волк (1937), Завещание (Завещание пса-скотинки) (1937), Золотой ключик (1939), Веселые музыканты (1937), Выходной день В Москве (1940), Каменный цветок (1946), “Смелые паруса” (1948)***, Три встречи (1948), Садко (1952), Илья Муромец (1956), Сампо (1958), Алые паруса (1961), Сказка о потерянном времени (1964), Сказка о царе Салтане (1966), Руслан и Людмила 1 и 2 серии (1972).
Режиссер комбинированных съемок в фильмах:
В тайгу за метеоритом (1928), Родина зовет (1936), Дети капитана Гранта (1936), Руслан и Людмила (консультант по комбинированным съемкам 1938), Секретарь райкома (1942), Славный малый (1942, выпуск – 1959), Парень из нашего города (1942), Батыры степей (1942), Во имя Родины (1943), Зоя (1944), Небо Москвы (1944), Адмирал Нахимов (1946), Вий (1967).
Автор и соавтор сценариев собственных фильмов.

.
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА “КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК” (1946)
|
|
Анимационный фильм “Властелин быта» (1932)
Библиография:
|
______________________________________
*** – “Смелые паруса” (1948). “Фильм был снят на три четверти, когда готовый материал просмотрели на худсовете. Впечатление было удручающее из-за того, что метод комбинированных съемок, примененный Птушко, выглядел неубедительно. То, что подходило для фильма-сказки, совершенно не впечатляло и выглядело фальшивым в производственной эпопее. А кроме того, не был Птушко силен в съемках драматических фильмов, образы героев получались поверхностными и психологически недостоверными.
Надо было спасать картину, и так все запланированные деньги на нее были почти израсходованы. Для переделки сценария привлекли еще двух очень опытных сценаристов – Наума Блеймана и Сергея Ермолинского. Часть материала, особенно видового, отснятого Птушко, оставили в картине, а все остальное пересняли.
Съемки о колхозной жизни, а это почти половина картины, поручили переснять Всеволоду Пудовкину. Начальные сцены в поезде снимал Лео Арнштам. А Михаил Ромм снимал эпизоды с инженером Корневым. Общее руководство съемками было поручено Сергею Юткевичу. Он также снял, как режиссер, некоторые сцены, координировал съемки, занимался монтажом и сводил картину в окончательный вариант. Картина стала называться “Три встречи”. Источник: https://dzen.ru/a/X32ISvhiVxCS7j5v
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- АНИМАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КИНОСТУДИИ “МОСФИЛЬМ”
- Советские широкоэкранные фильмы, снятые в двух форматах.
- ЛИДЕРЫ КИНОПРОКАТА CCCР
- ПТУШКО А.Л. “Чудеса кино” М. 1949