ПТУШКО Александр Лукич

кинематографисты портрет ptushko Птушко А.Л.

ПТУШКО  Александр Лукич  (19.04.1900 – 06.03.1973).

front2Режиссер, сценарист, оператор.
Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии (1946),

Лауреат Венецианского кинофестиваля (1935) в номинации “СССР» за 1934 год.

Лауреат Каннского кинофестиваля (1946) в номинации «Цвет» за 1946 год (Премия жюри за лучшее цветовое решение в фильме «Каменный цветок»).

Приз  Венецианского кинофестиваля (1953) «Серебряный лев» за фильм «Садко»).

Почётный диплом Международного кинофестиваля в Югославии (1956)  режиссёру  фильм «Золотой ключик». 

Почётный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге за фильм «Илья Муромец»

Приз режиссёру фильма «Сказка о потерянном времени» Международного кинофестиваля фильмов для детей и юношества в Готвальдове (1965). 

Приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1968) за фильм «Сказка о царе Салтане». 

Специальная премия жюри Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно (1976) за фильм «Руслан и Людмила».

С 1927 года работал на киностудии «Мосфильм» как художник-мультипликатор и режиссёр мультфильмов и конструктор кукол для мультипликации. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, который позже стал героем также и рисованных мультфильмов.

В 1932 году Птушко снял первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта».

С 1936 года руководил художественно-производственным объединением объёмной мультипликации на «Мосфильме».

Во время Великой Отечественной войны работал на ЦОКС в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах.

В 1944—1946 годах — директор киностудии «Союзмультфильм».

С 1960 по 1963 год — художественный руководитель Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».

С 1932 года преподавал во ВГИКе. В 1932—1949 годах — и. о. профессора ВГИКа, заведующий кафедрой художественного факультета.

Делегация советских киноработников на первом международном кинофестивале в Каннах 1946 года (слева направо): С. Герасимов, А. Птушко, М. Ладынина, С. Юткевич, М. Калатозов, Г.Водяницкая, Ф. Эрмлер и Б. Чирков.
Делегация советских киноработников на первом международном кинофестивале в Каннах 1946 года (слева направо): С. Герасимов, А. Птушко, М. Ладынина, С. Юткевич, М. Калатозов, Г.Водяницкая, Ф. Эрмлер и Б. Чирков.

ПОСТАВИЛ КАК РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК:

  • первый советский объёмный звуковой мультфильм «Властелин быта»  (Выпущен на экран 23 ноября 1932 года);
  • первый в мировой кинематографии полнометражный фильм «Новый Гулливер», созданный средствами объемной мультипликации, в котором мультипликационные персонажи сосуществуют с живыми актерами. Около 1500 кукол. (Выпущен на экран 25 августа 1935 года);
  • советский цветной кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» , созданный по методу трехцветной гидротипии. (Выпущен на экран 3 ноября 1937 года);
  • первый советский короткометражный стереофильм для демонстрации по поляризационному способу “Выходной день в Москве” (1940);
  • первый советский цветной игровой фильм на многослойной цветной пленке (Agfacolor) «Каменный цветок» (Выпущен на экран 28 апреля 1946 года);
  • первый советский цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм «Илья Муромец» (Выпуск на экран 16 ноября 1956 года).

Фильмография режиссерских работ:

Случай на стадионе (1928), Шифрованный документ (1928), Сто приключений (1929), «Властелин быта» (1932), Новый Гулливер (1935), Сказка о рыбаке и рыбке (1937), Лиса и волк (1937), Завещание (Завещание пса-скотинки) (1937), Золотой ключик (1939), Веселые музыканты (1937), Выходной день В Москве (1940), Каменный цветок (1946), “Смелые паруса” (1948)***, Три встречи (1948), Садко (1952), Илья Муромец (1956), Сампо (1958), Алые паруса (1961), Сказка о потерянном времени (1964), Сказка о царе Салтане (1966), Руслан и Людмила 1 и 2 серии (1972).

Режиссер комбинированных съемок в фильмах:

В тайгу за метеоритом (1928), Родина зовет (1936), Дети капитана Гранта (1936), Руслан и Людмила (консультант по комбинированным съемкам 1938), Секретарь райкома (1942), Славный малый (1942, выпуск – 1959), Парень из нашего города (1942), Батыры степей (1942)Во имя Родины (1943), Зоя (1944), Небо Москвы (1944), Адмирал Нахимов (1946), Вий (1967).
Автор и соавтор сценариев собственных фильмов.

Режиссер комбинированных съемок Александр Птушко на съемочной площадке Фильм В тайгу за метеоритом (1928) В цеху комбинированных съемок на Мосфильме. Слева режиссер Н.Вишняк. Справа режиссер комбинированных съемок А.Птушко (с вытянутой вперед рукой). За камерой на треноге – оператор Н.Струков (лица не видно). На втором плане художник Иван Никитченко у макета (тайга и река) для комбинированных съемок. “Государственный центральный музей кино”

.

КАДР ЦВЕТ agfacolor stone_flower

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА “КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК” (1946)

КИНОПЛЕНКИ 70мм позитив с кадрами из фильма "Сказка о царе Салтане" (1966)
КИНОПЛЕНКИ 70мм позитив с кадрами из фильма “Сказка о царе Салтане” (1966)

5-mm-color-pozitiv-orwo-3-foot
КИНОПЛЕНКА 35 мм -“Блуждающая маска” из фильма “Руслан и Людмила” (1972)

Фрагмент из фильма “Развитие кинопроизводства в России” (Фрагмент “Канны 1946”).  Режиссер Н.Майоров (2006)

© Николай Майоров, 2013. Пример для сравнения монтажа 1-го и 2-го цветного негатива фильма «Каменный цветок». (Исходный формат ролика 2К)

Анимационный фильм “Властелин быта» (1932)

Библиография:

______________________________________

*** – “Смелые паруса” (1948). Фильм был снят на три четверти, когда готовый материал просмотрели на худсовете. Впечатление было удручающее из-за того, что метод комбинированных съемок, примененный Птушко, выглядел неубедительно. То, что подходило для фильма-сказки, совершенно не впечатляло и выглядело фальшивым в производственной эпопее. А кроме того, не был Птушко силен в съемках драматических фильмов, образы героев получались поверхностными и психологически недостоверными.

Надо было спасать картину, и так все запланированные деньги на нее были почти израсходованы. Для переделки сценария привлекли еще двух очень опытных сценаристов – Наума Блеймана и Сергея Ермолинского. Часть материала, особенно видового, отснятого Птушко, оставили в картине, а все остальное пересняли.

Съемки о колхозной жизни, а это почти половина картины, поручили переснять Всеволоду Пудовкину. Начальные сцены в поезде снимал Лео Арнштам. А Михаил Ромм снимал эпизоды с инженером Корневым. Общее руководство съемками было поручено Сергею Юткевичу. Он также снял, как режиссер, некоторые сцены, координировал съемки, занимался монтажом и сводил картину в окончательный вариант. Картина стала называться “Три встречи”.        Источник: https://dzen.ru/a/X32ISvhiVxCS7j5v

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий