ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Комсомольская правда. «Каменный цветок». (11.05.1946)

Komsomolskaya-pravda-11_05_1946

11 мая. Газета «Комсомольская правда» публикует рецензию Н. Калитина на фильм «Каменный цветок».
«Несколько лет назад появилась у нас книга, доставившая одинаково большую радость и знатоку литературы и вовсе не искушенному в литературных тонкостях читателю, — книга, которую встретишь сейчас и в школьной библиотеке, и в кабинете ученого, и в квартире рабочего. Это «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, книга, достоинства которой столь многообразны, что, кажется, трудно представить себе человека, которого могла бы оставить она равнодушным. Любителя легкого, увлекательного чтения рассказы Бажова захватят остротой ситуации, сюжетной занимательностью; целитель русского языка помногу раз будет перечитывать их, каждый раз открывая все новые и новые языковые сокровища; читатель, любящий поразмыслить над прочитанным, найдет здесь богатую пищу для раздумий и обобщений,— и каждого захватят чудесные бажовские сказы своей неподдельной поэтичностью, свежестью чувств и мыслей, пленительностью образов героев, их мудрым и чистым отношением к жизни.
Нельзя не признать, поэтому очень удачной мысль экранизировать некоторые сказы «Малахитовой шкатулки», осуществленную постановщиками фильма «Каменный цветок». В основу фильма легла история одного из героев книги, молодого мастера Данилы, рассказанная Бажовым в сказах «Каменный цветок» и «Горный мастер». Использовав отдельные характеристики и образы других сказов (в частности,- сказа «Медной горы хозяйка»), авторы фильма создали цельное произведение с крепкой сюжетной канвой, сохранив при этом и сказочную поэтичность первоисточника, и сочный народный язык персонажей книги.
По богатству и глубине мысли, многообразию поэтических мотивов, разработанности характеров фильм, несомненно, уступает литературному материалу, положенному в его основу. Но, думается, особенно винить за это авторов не следует, ибо попытка точно следовать литературному оригиналу могла бы привести к распылению мате¬риала, а как раз этой опасности им удалось избежать. Те основные темы, которые определяют внешнее и внутреннее движение фильма, разработаны тщательно, правдиво и художественно убедительно.
Взыскательность художника, упорство творца, тот истинный артистизм в отношении к труду, который отличает вдохновенное творчество от ремесленничества,— такова первая из этих тем. Она раскрывается в образе Данилы — мастера, добивающегося того совершенства в работе, той высшей красоты своих творений, которых еще никто не достиг до него. Молодой артист В. Дружников хорошо передает эту главную черту героя, эту одержимость художника, соединенную с глубоко поэтическим отношением к творчеству и к миру. Кадры, в которых мы видим Данилу наедине с его созданном — чудесным цветком из малахита, когда жадно вглядывается он в очертания зеленых лепестков, упрямо разгадывая секрет еще не до конца раскрытой его руками красоты,— принадлежат к числу лучших в фильме. И в этом благородном стремлении достигнуть совершенства, проникнуть в тайны природы и искусства — об’яснение всего поведения Данилы и его судьбы. Это человек, для которого смысл жизни и ее высшее счастье, заключены в труде. Мы понимаем, почему может он неделями не выходить из своей мастерской, не покидая ее даже для того, чтобы увидеться с любимой девушкой (она — он знает—простит ему это!); почему, как завороженный, идет он на зов могущественной Хозяйки Медной горы, которая обещает показать ему каменный цветок невиданной красоты. И не как удачу счастливца, а как награду за упорство, за настойчивость, за верность своей цели воспринимает зритель счастливую развязку фильма, несколько отличную от развязки бажовского рассказа, но логически и художественно вполне оправданную.
Вторая тема — что тема поэтической и чистой любви, любви-нежности и любви-дружбы, любви, согретой той глубокой верой в друга, которая помогает пережить и маленькое огорчение и большое горе. Быть может, местами излишне сентиментальны кадры, в которых раскрывается эта тема; хотелось бы видеть больше глубины, содержательности в характере подруги Данилы—Кати (К. Деревщикова); но все это можно простить за ту прозрачность н чистоту, которыми проникнуты в фильме отношения героев. Исполнительнице роли Кати особенно удались сцены, в которых раскрывается поэтическая сторона ее любви; хороши проводит она эпизод встречи с Хозяйкой Медной горы, в котором ярко вы-ступают смелость и решительность этой на вид тихой робкой девушки, преображающейся, когда дело идет о борьба за своего избранника. за свою любовь. Жаль только, что слишком, бегло разработана в фильме линия Кати — малахитчицы, овладевшей за время отсутствия Данилы его трудной профессией. В сказе Бажова Катя выдерживает серьезную борьбу со своими родственниками. Считая Данилу погибшим, они требуют, чтобы Катя выходила замуж, а она, уверенная в том, что ее возлюбленный вернется, уходит от них и в мастер¬ской Данилы учится тому делу, которому посвятил он свою жизнь.
Необычайная история молодого мастера Данилы, попадающего в сказочные владения Хозяйки Медной горы, где скрыты не¬исчислимые богатства, позволила авторам фильма широко использовать, искусство цветного кино и методы комбинированной с’емки. На экране раздвигаются горы и разверзаются расселины скал, выступают из земли волшебные цветы, греющаяся на солнце зеленая ящерица превращается в женщину, платье которой сверкает малахитовой чешуей. Богатством красок и оттенков (местами даже несколько утомляющим) отличаются кадры, в которых показаны недра Медной горы с их переливающимися всеми цветами глыбами драгоценных пород, свисающими со сводов сталактитами, пенистыми водопадами, окаменевшими цветами. Очень хороша по цвету сцена стремительной русской пляски, особенно ее заключительные кадры, когда крупным планом проносятся на экране развевающиеся платья синих, оранжевых, красных, зеленоватых и других оттенков, подобранных с большим вкусом. Радует глаз свежесть белых и зеленых тонов в картине весеннего леса, хороши мягкие осенние краски в том же лесу.
Из исполнителей наряду с Дружниковым и Деревщиковой следует прежде всего отметить М. Трояновского (Прокопьич). Артист создал живой образ старого горного мастера, ревниво берегущего секреты своего мастерства от посто¬роннего взгляда, но охотно открывающего их том, кто так же, как и он сам. умеет любить свое трудное дело, чувство¬вать «узор камня», добиваться высокого совершенства. Колоритный образ господского приказчика Северьяна создал М. Ян¬шин. Убедителен старый сказитель, мудрый, неторопливый дед Слышно в исполнении А. Кельберера. В образе Хозяйки Медной горы (Т. Макарова), особенно в первых ее появлениях, есть та сказочная загадочность я притягательность, которыми овеян этот образ в «Малахитовой шкатулке».
Фильм «Каменный цветок»— несомненная удача нашей кинематографии. В нем счастливо сочетаются глубина и поэтичность содержания с большим техническим мастерством»

 


%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.