Фрагмент из фильма “Майская ночь, или утопленница” (1952)
МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА
СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1952, цветной (Agfacolor), 62 мин., 01:01:27, 13 ч., 3250 м., 35 мм, стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 1.37:1, моно (Оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).Экранизация. Госфильмофонд № С 1579. Р/у 984/52 от 1952 г.
Выпущен на экран в СССР 5 октября 1952 года.
Пионерская правда, №92, 14.11.1952, стр. 4. “КИНОСЕАНСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ Кинотеатр “Стереокино” (пл. Свердлова. 3/6, тел. К 5-54-55). Специальные сеансы для детей. Начало в 9 ч. 35 м. утра. 16, 23. 30 ноября — новый; цветной стереоскопический художественный фильм «Майская ночь». Билеты продаются предварительно в четверг и пятницу”. |
Прокат в Восточной Германии с 19 июня 1953 года, в США с 12 июля 1953 года, в Швеции с 13 мая 1954 года.
Снимался в двух вариантах: стереоскопическом и плоскостном. Плоскостной вариант: Госфильмофонд № С 1495. Р/у 997/52 от 1952 г.
Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2014 году. Восстановленный вариант – 01:01:27.
Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 23 февраля 2015 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2015».
Первый цветной стереоскопический игровой фильм по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром».
Автор сценария К.Ф. Исаев. Постановка А.А. Роу. Оператор Д.В. Суренский* (стереоскопический вариант), Г.Г. Егиазаров (плоскостной вариант). Режиссер А. Ульянцев. Режиссер-монтажа Ксения Блинова. Композитор С.И. Потоцкий*. Звукооператор С.Г. Юрцев. Художники: П.С. Галаджев, И.А. Захарова. Художник комбинированных съемок В.С. Никитченко. Художники по костюмам: Э.Д. Рапопорт, Ф. Алексеенко. Художник-гример Н. Мардисова. Второй оператор Борис Гокке. Ассистенты режиссера: З. Данилова, К. Николаевич. Песня Левко «Спи моя красавица» и хор парубков музыка Н.А. Римского-Корсакова. Оркестр государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета Украинской СССР им. Т.Г. Шевченко. Дирижер К.А. Симеонов. Директор картины: Б. Краковский.
Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.
В ролях:
Н.А. Досенко (Левко, поёт П.С. Белинник*), Т.Г. Конюхова (Ганна) – дебют в кино, Л.В. Юдина (панночка) – дебют в кино, А.Л. Хвыля (голова), Э.В. Цесарская (свояченица), А.В. Дунайский (винокур), Г.Ф. Милляр (писарь), Г.К. Гумилевский (каленик), Г.С. Нелидов (пасечник), Г.К. Григорьева (мачеха), В.Д. Бокарев (сотник), А.И. Жуков (Карпо), Л. Жуковский (высокий парубок); А. Тимонтаев, П. Рожицкий, А. Мирошниченко, И. Пригода (дисятские).
Экранизация повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Старый пасечник Панько рассказывает девушкам одну из своих излюбленных историй… Живут в селе веселый и добрый парубок Левко Макого-ненко и красивая жизнерадостная дивчина Ганна Петриченко. Нежно любят они друг друга, но мешает их счастью отец Левка, хитрый и упрямый голова Евтух, который имеет свои виды на устройство сыновней судьбы. В один из майских вечеров застает Левко отца возле Ганниной хаты. Предводительствуемая Левко ватага парней высмеивают сельское начальство. Сколько ни бесятся голова и писарь, но не удается им поймать никого из парубков. Зато дважды попадает в их руки наряженная в вывернутый наизнанку тулуп сварливая свояченица головы. С бранью накидывается она на одураченного голову. Под утро Левко засыпает на берегу заросшего пруда. И снится парубку, что загубленная некогда мачехой-ведьмой дочка сотника выходит к нему на берег. Панночка просит Левко найти среди хоровода русалок злую мачеху. В награду она обещает ему помочь жениться на Ганне. Левко находит мачеху. Проснувшись, он видит в своей руке грамоту— подарок панночки. Это приказ голове от пана комиссара. Скрепя сердце голова должен согласиться на то, чтобы Левко и Ганна немедленно, как указано в грамоте, обвенчались…
Натурные съемки проходили в селе Шишаки Полтавской области.
Библиография:
- Вечерняя Москва, №237, 05.10.1952, стр. 4. “Сегодня в кинотеатрах”
- Вечерняя Москва, №259, 31.10.1952, стр. 4. Новый цветной стереоскопический художественный фильм “Майская ночь”
- “Пионерская правда”, №92, 14.11.1952, стр. 4;
- «Советское искусство», М., 14.01.1953;
- «Правда Украины», Киев, 25.01.1953;
- «Заря Востока», Тбилиси, 08.02.1953;
- «Ставропольская правда», 06.02.1953;
- «Горьковская правда» 01.02.1953;
- «Тагильский рабочий» 08.02.1953;
- «Красное знамя», Сочи, 30.02.1953.
_____________________________________________________________
* – Пётр Сергеевич БЕЛИННИК (укр. Петро Сергійович Білинник; 14.10.1906 — 14.10.1998) — украинский советский оперный певец (лирический тенор). Народный артист СССР (1954). С 1933 по 1936 год учился в Харьковской консерватории (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского) (класс сольного пения Р.С. Вайна). Одновременно был артистом комсомольско-молодёжной оперы. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1935 году.
С 1936 по 1940 год — солист Большого театра в Москве, в 1941—1942 — Харьковского театра оперы и балета (с 1944 — имени Н. В. Лысенко).
С 1942 года — солист Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко
____________________________________________________________
СТЕРЕОКИНО РОССИИ
_________________________________________________
СИСТЕМЫ СТЕРЕОКИНО РОССИИ
- Стерео-35 Анощенко
- Стерео-2х35 Голдовского-Левингтона
- Стерео-2х35
- Стерео-2х35 трехцветка
- Стерео-35/ 11х18
- Стерео 35/19
- Стерео 35/10х10
- Стерео-35 кадр над кадром
- Стерео-2х35А
- Стерео-70
- Стерео-35А
- Стерео-70М
- СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
========================================
- КИНОТЕАТРЫ СССР с линзо-растровым экраном:
- КИНОТЕАТРЫ СССР, где использовались поляризационные очки
- Системы стереоскопического кинематографа СССР (таблица)
- Форматы кинопленочных систем стереоскопического кинематографа в СССР
- Связь между величиной отрицательного параллакса и коэффициентом выхода участка изображения в предэкранное пространство
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
- ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ