«Илья Муромец» (1956)

Кадр из первого советского широкоэкранного полнометражного игрового фильма "Илья Муромец" (1956)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Афиша фильма “Илья муромец” (1956)

Мосфильм, 1956, цв. (Agfa – фабрика №3, Шостка), 94 мин. (10 ч., 2556 м.), 35 мм, ш/э (Широкий экран) 2.55:1, стерео (4-канальная магнитная), обычный 1.37:1, цв. (Agfa – фабрика №5, Переславль-Залесский), моно (оптическая). Сказка.

Первая публичная демонстрация 26 октября 1956 года в московских кинотеатрах «Художественный» и ВСХВ.

С 27 октября демонстрировался в кинотеатрах «Художественный» и «Форум».

Премьера 16 ноября 1956 года в московском кинотеатре «Художественный».
Первый советский широкоэкранный цветной полнометражный игровой фильм.
(Фильм снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном 2.35:1 и обычном 1.37:1).

Обычный цветной вариант фильма с монофоническим звуком 31 марта 1958 года был выпущен на экран московском кинотеатре “Колизей”.

  • 29 июня 1957 года в 20.40 демонстрировался в обычном формате по первой программе Центрального телевидения. 
blu-ray-disk 1 марта 2022 года во Франции выпущен Blu-Ray с реставрированным широкоэкранным вариантом фильма.

Автор сценария М.Кочнев. Режиссер-постановщик Александр Птушко. Операторы Федор Проворов, Ю. Кун. Художник Е. Куманьков. Композитор И. Морозов. Звукооператоры М. Бляхина, В. Богданкевич. Режиссер Д. Вятич-Бережных. Художник-костюмер О. Кручинина. Комбинированные съемки: операторы А. Ренков, Б. Травкин. 2-й оператор Г. Цекавый. Художник Е. Свидетелев. Монтаж М. Кузьмина. Гример И. Чичекина. Конструктор В. Смирнов. Редактор И. Ростовцев. Дирижер С. Сахаров. Директор картины Г. Кузнецов.

Кадр из фильма "Илья муромец" (1956)
Кадр из фильма “Илья муромец” (1956)

В ролях:

Б. Андреев (Илья Муромец), А. Абрикосов (Владимир), Н. Медведева (княгиня), Н. Мышкова (Василиса), А. Шворин (Сокольничек), С. Мартинсон (Мишатычка), Г. Демин (Добрыня Никитич), Сергей Столяров (Алеша Попович), М. Пуговкин (Разумей), В. Соловьев (Касьян), И. Арепина (Аленушка), В. Тягушев (Сбродович), Н. Гладков (Пленчище), Ш. Бурханов (Калин-царь), С. Джаманов (Сартак), М. Рыскулов (Неврюй), Ш. Тюменбаев (Азвяк), танец тугарянки исполняет Ан-Сон Хи.

Кадр из фильма "Илья муромец" (1956)
Кадр из фильма “Илья муромец” (1956)

Фильм, построенный на материале русского былинного эпоса, рассказывает о патриотических подвигах богатыря Ильи Муромца.
Велик и могуч богатырь Святогор. Тяжело стало матери — сырой земле носить его. Отдает Святогор свой меч каликам перехожим, просит передать его самому смелому и сильному из богатырей… Носятся по земле русской тугары, поджигают дома, топчут посевы. С ненавистью смотрит на врагов Илья Муромец. Но сделать он ничего не может: не слушаются его ноги, сиднем сидит добрый молодец. В Карачарово, родное село Ильи Муромца, приходят калики. Они дают испить богатырю “живой водицы” и дарят ему меч Святогора. Илья Муромец отправляется в Киев-град. По дороге он побеждает страшного Соловья-разбойника. В Киеве князь Владимир богато награждает крестьянского сына Илью Муромца. Много подвигов совершает богатырь. Он побеждает тугар, освобождает из плена свою возлюбленную Василису. Но приходит беда: по навету бояр князь заточает Илью Муромца в глубокие погреба. Узнав об этом, тугары снова ринулись на русскую землю. Пришлось князю Владимиру просить Илью опять встать на защиту родины. На помощь Муромцу приходят два отважных богатыря — Алеша Попович и Добрыня Никитич. После тяжелого боя русское войско одерживает победу… Илья передает священный меч Святогора своему сыну Соколь-ничку, чтобы тот продолжал свято хранить границы родной земли.

На съемках широкоэкранного фильма "Илья Муромец" (1956). Режиссер А.Птушко (с палкой в руках). У камеры (в шляпе) оператор Федор Проворов.
На съемках широкоэкранного фильма “Илья Муромец” (1956). Режиссер Александр Птушко (с палкой в руках). У камеры (в шляпе) оператор Федор Проворов.

МИРОВОЙ МИФ О ФИЛЬМЕ:

“В фильме участвовали: 106 тыс. солдат-статистов, 1100 лошадей – самое большое количество (Пэтрик Робертсон.”Новая книга рекордов Гиннесса по кино”, 1993)”.

На самом деле все эти тысячи – плод фантазии зрителей от чудес советских мастеров комбинированных съемок А. Ренкова и Б. Травкина под руководством А.Л. Птушко.

Это один из кадров массовки в фильме "Илья муромец", породивший мировой миф о стотысячной армии на съемках фильма. Как известно, у Бондарчука в съемках Бородинского сражения было занять только 10-15 тысяч солдат.
Один из кадров массовки в фильме “Илья муромец” (1956)

Этот один из кадров массовки в фильме “Илья муромец”, породивший мировой миф о стотысячной армии на съемках фильма. Как известно, у С.Ф. Бондарчука в съемках Бородинского сражения в киноэпопее “Война и мир” было занять не более 15 тысяч солдат.

Кадры из фильма "Илья муромец" (1956)
Кадры из фильма “Илья муромец” (1956)

 Места съемок

  • Часть натурных сцен снималась на берегу реки Кама близ Полазны, в деревнях Лунежки и Константиновка. В массовке снялись полазненцы, игравшие жителей родной деревни богатыря Ильи Муромца — Карачарово, которую для съемок построили на высоком берегу Камы. А роли татар исполняли башкирские студенты. Адрес: Пермский край, Добрянский район, Полазненское городское поселение, д. Лунежки
  • Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды.
  • В первую экспозицию массовку располагали на самом дальнем плане. Перед объективом устанавливали множительную зеркальную приставку с восемью-девятью зеркальными пластинами, каждая из которых создавала изображение 1000 человек, позволяя тем самым заполнить дальний план по линии горизонта. Остальную часть кадра без массовки маскировали. При второй экспозиции массовку приближали к киноаппарату, перспективно укрупняя. Для заполнения этого участка кадра изображением людей требовалось уже шесть зеркальных полос. Ранее снятый участок кадра перекрывали контрмаской. В третью экспозицию массовку приближали ешё, и для её «умножения» требовалось четыре зеркальных пластины. Массовка для четвёртой экспозиции полностью заполняла передний план, и множительной приставки не требовалось. В этом случае киноаппарат поворачивали в сторону массовки и производили съёмку этого участка кадра.
    Для создания эффекта бегущих облаков небо снимали в пятую экспозицию путём замедленной съёмки (до 1 кадр/с). Для плавного соединения изображения неба с горизонтом и создания воздушной дымки на горизонте как бы от поднятой всадниками пыли в шестую экспозицию производили цветную засветку с оттенением от горизонта к переднему плану.

    — Борис Плужников, «Искусство комбинированных киносъёмок», 1984
Рабочие моменты съемок фильма “Илья Муромец”

Зарубежные афиша фильма “Илья муромец”

__________________
Библиография:

  • “Известия”, 11.12.1956;
  • “Труд”, 09.12.1956;
  • “Комсомольская правда”, 03.03.1956;
  • “Советская культура”, 22.05 и 29.12.1956;
  • “Красная звезда”, М., 21.11.1956;
  • «Огонек”, М., 1956, № 34.
  • «Советская Сибирь», 12.07.1957, стр. 4. Кинофильм «Илья Муромец»  выпущен на экран в Новосибирске с 22 июля 1957 года в широкоэкранном варианте в кинотеатре «Металлист», в обычном варианте  в кинотеатрах «Пионер» и «Победа».

—————————————–

Выпуск на экран в других странах:

Finland – 2 мая 1958
Cambodia – 7 января 1959
East Germany – 6 февраля 1959
Japan – 10 марта 1959
Sweden – 21 сентября 1959
West Germany – 11 марта 1960
USA – 16 ноября 1960

Другие названия:
La espada y el dragón – Argentina / Spain
Der Kampf um das goldene Tor – West Germany
Det gyllene svärdet  – Sweden
Il conquistatore dei mongoli – Italy
Ilja Muromez – East Germany
Ilya Muromets International (English title)
Jättiläisten taistelu – Finland
O leon tou Kievou – Greece 
The Epic Hero and the Beast – UK
The Sword and the Dragon – USA

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий