ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. «Известия». Михаила Долгополов «Фильм о силе русского народа» (11.12.1956)

«ФИЛЬМ О СИЛЕ РУССКОГО НАРОДА»

 Михаила Долгополов 
«В былинном эпосе запечатлены страстная любовь русского народа к своей родине, его отвага и мужество в борьбе с иноземными захватчиками. Русские былины полны поэтического очарования, в них ярко отражена благородная душа народа — талантливого и неутомимого труженика, храброго воина.
«Нельзя не признать,— писал о былинах В.Г. Белинский,— необыкновенной исполинской силы заключающейся в них жизни… Русская народная поэзия кипит богатырями… эта отвага, это удальство и молодечество… являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой, исполинской силе, что перед ними неволь¬но преклоняешься».
Особенно много былин и сказаний посвящено любимому русскому богатырю Илье Муромцу. Воспевая могучего крестьянского сына Илью Ивановича, народ наделяет его самыми возвышенными и благородными чертами. Илья Муромец отважен и неподкупен, мудр и в то же время прост.
Большая воспитательная сила заложена в русских былинах. Необозримый простор для творческой фантазии открывают они художнику, который сумеет их правильно прочесть. Об этом думаешь, когда смотришь цветной широкоэкранный фильм «Илья Муромец».
Талантливый мастер советского кинорежиссер Александр Птушко и большой знаток былин и сказов писатель Михаил Кочнов в творческом содружестве создали увлекательное киноповествование о богатырской силе русского народа.
Новые художественные возможности широкоэкранного кинематографа позволили ярко передать «богатырское кипение» во всем его размахе и красоте.
В этом монументальном фильме его авторам удилось воплотить многогранный эпический образ народного богатыря.

Изобретательно, с художественной выдумкой повествуется о героических приключениях Ильи Муромца, отправившегося из родного села Карачарова в Киев, ко двору князя Владимира. Используя изобразительные средства широкоэкранного фильма, режиссер А. Птушко вместе с художниками К. Куманьковым и Е. Свидетелевым показывают бой Ильи Муромца с Соловьем-Разбойником, врагом земли русской. Он стоит на путях, связывающих север древней Руси с Киевом. Злобный, кипящий лютой ненавистью ко всему русскому, Соловей-Разбойник уничтожает каждого, кто осмелится ехать прямой дорогой. Храбро вступает богатырь в схватку с поганым чудищем.
Полна народного юмора сцена го свистом плененного богатырем Соловья-Разбойника перед княжескими палатами. Хорошо сделан «курган» из живых тел тугарских воинов, на вершину которого взбирается на своем коне царь Калин. С размахом, впечатляюще поставлены сцепы боев русской рати с несметными полчищами тугар. Здесь им помощь художникам и режиссеру пришла техника советского кино с его комбинированными съемками и дорисовками, обеспечивающая исключительно эффектное зрелище. Трюки и этом монументальном фильме не являются самоцелью. Они подчинены задаче раскрыть дух и героику былин об Илье Муромце, показать величие жизненных сил, таящихся в русском народе.
Артист Борис Андреев убедительно рисует образ Ильи Муромца. С пленяющей задушевностью артист передает типические национальные черты характера былинного героя. Храбрость и ум, честность и искренность, величавость и миролюбие, отзывчивость и природная русская сметка — все это сочетается у Ильи Муромца с редкой душевной чистотой. Даже большая обида, нанесенная Илье князем Владимиром, по навету придворных изменников, не поколебала решимости богатыря защищать Русь от нашествия тугар. Создание образа Ильи Муромца — большой успех талантливого артиста Б. Андреева. Вместе с Ильей Муромцем действуют его побратимы Алеша Попович (артист С. Столяров) и Добрыня Никитич (артист Г. Демин). Эти образы в фильме несколько обеднены. Авторы не дали им развернутой художественной характеристики.
Очень интересен в фильме Сокольничек, сын Ильи Муромца, в исполнении артиста А. Шворина. Воспитанный вдали от родины, в плену у кровожадного царя Кали¬на, молодой Сокольничек бьется в поединке со своим родным отцом. Илья побеждает его, уже заносит меч над головой Сокольничка, но, увидев на его пальце свой перстень, узнает в юном силаче родного сына. С напряжением смотрится эта сцена, драматически сильно сыгранная артистами.
Естественно и просто играет роль Василисы, жены Ильи Муромца, артистка Н. Мышкова.
Образу князя Владимира в исполнении артиста А. Абрикосова не хватает глубины и убедительности. Он получился маловыразительным, расплывчатым. А жаль. Ведь князя Владимира со школьной скамьи рисуешь себе совсем иным — мудрым, сильным и властным. Этих характерных черт артисту раскрыть не удалось.
С. Мартинсон хорошо играет роль боярина — предателя, наветчика и наушника Мишатычку, показывая всю низость его натуры. Очень колоритен артист Шукур Бурханов в роли жестокого и алчного царя Калина. Хороши в фильме и другие участники актерского ансамбля—М. Пуговкин (Разумей), Н. Медведева (Апраксин), В. Соловьев (Касьчн) и С. Джаманов (Сартак).
Операторы Ф. Проворов и Ю. Кун мастерски запечатлели пейзажи родной земли — дремучие леса, уходящие вдаль до самого горизонта, широкие реки и привольные луга. Русская природа передана ими ярко и поэтично. И музыка фильма, написанная композитором И. Морозовым, такая же широкая, привольная, как и картины родной страны.
Немаловажным достоинством нового фильма является его стереофоничность. В какой бы части кадра ни находились действующие лица фильма, звук исходит прямо от них. Это техническое новшество открывает большие перспективы.
Широкоэкранный цветной художественный фильм «Илья Муромец» создан коллективом студни «Мосфильм». Это большая удача советской кинематографии».

_________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино