“Броненосец “Потемкин” (1925)

"Броненосец "Потемкин" (1925)

СССР, Первая кинофабрика «Госкино», 1925, ч/б (Agfa), 75 мин., 5 ч., 1740 м (редакция 1950 года 7 ч., 1850 м), 35 мм, 1.33:1, немой (Озвучен в 1930 году – композитор Эдмунд Майзель. Повторно озвучен в 1950 году – композитор Николай Крюков. Редакция 1976 года – композитор Дмитрий Шостакович). 

Первая демонстрация «Броненосца „Потемкин“» прошла 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года.

18 января 1926 года в кинотеатре “Художественный” проходит премьера фильма.

  • Демонстрировался в 21.00 по первой программе Московского телевизионного центра 25.06.1951 года.

Международная выставка декоративных искусств в Париж 1926 го (Золотая медаль – Сергей Эйзенштейн).
В 1926 году Американская Академия киноискусства объявляет лучший фильм года.

В 1958 году в Брюсселе в результате международного опроса критиков фильм был назван первым в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов.

Авторы сценария: Нина Агаджанова (первоначальный сценарий), Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров (окончательный сценарий), Сергей Третьяков, Николай Асеев (тексты титров). Режиссёр Сергей Эйзенштейн, сорежиссер Григорий Александров. Операторы: Эдуард Тиссэ, Владимир Попов. Композиторы: Владимир Хейфетц, Николай Крюков, Эдмунд Майзель, Дмитрий Шостакович. Художник В. Рахальс. Ассистенты режиссера: А. Антонов, М. Гоморов, А. Левшин, М. Штраух. Ассистент оператора В. Попон. Автор надписей Н. Асеев. Звукооператор. Е. Кашкевич. Директор Яков Блиох.

В главных ролях:

Александр Антонов — Вакуленчук. Владимир Барский — командир Голиков. Григорий Александров — лейтенант Гиляровский. Иван Бобров — юный матрос. Михаил Гоморов — матрос. Александр Левшин — офицер. Владимир Уральский — матрос. Андрей Файт — наборщик. Сергей Эйзенштейн — одессит. Константин Фельдман — заговорщик-меньшевик

Фильм отражает героические события, связанные с восстанием черноморских матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 г.
Надвигаются дни первой русской революции. На броненосце «Князь Потемкин Таврический» матросы Матюшенко и Вакулинчук по указанию подпольной революционной военно-морской организации разрабатывают план восстания.
Утром 14 июня 1905 г. происходит событие, которое служит поводом к открытому возмущению матросов. Они обнаруживают в мясе червей и отказываются от приготовленного к обеду борща.
Командир броненосца решает расправиться с зачинщиками бунта. По его приказанию их накрывают брезентом. Они должны быть расстреляны, Вызванный караул по команде старшего офицера Гиляровского вскидывает винтовки. Тогда Вакулинчук обращается с революционным призывом к караулу. Дрогнув, опускаются винтовки. Тщетными оказываются усилия офицеров призвать матросов к повиновению. Охваченные революционным порывом, матросы сбрасывают в море офицеров. Во время схватки от пули Гиляровского падает Вакулинчук. Его тело матросы доставляют на берег.
Длинная процессия жителей Одессы проходит мимо павшего в революционной борьбе героя. Воля восставших моряков и гнев трудящихся Одессы слились в единый революционный порыв. Наутро на борт броненосца были направлены с берега делегаты.
Непрерывной вереницей спускались в порт по ступеням лестницы трудящиеся Одессы, чтобы выразить восставшим морякам свою солидарность.
И вдруг наверху с ружьями наперевес появляются шеренги солдат. Звучит первый залп. Падают убитые. Среди них дети, женщины, старики, инвалиды. Ступени лестницы покрываются телами убитых и раненых. И тогда в ответ на зверства царских властей раздаются могучие залпы из орудий броненосца. Наступает ночь. Под ее покровом подползает к мятежному судну адмиральская эскадра. Она отрезает ему выход в мере. «Потемкин» идет навстречу эскадре. Верный спутник броненосца эсминец № 267 неотступно сопровождает его. Уже близка эскадра. Застыли у своих орудий потемкинцы в ожидании рокового боя. Но вместо того чтобы выступить против «Потемкина», матросы эскадры приветствуют его криками «ура». Без единого выстрела проходит броненосец сквозь эскадру, и в знак торжества на его клотике взвивается красное знамя революции.

Библиография:

  • «Правда», 24.01.1926;
  • «Известия», 24.01, 16.06 и 04.07.1926;
  • «Комсомольская правда», 5.01.1926;
  • «Труд», М., 01.01.1926;
    «Кино», М., 19, 26.01.,  02.02, 02 и 16.03.1926;
  • «Ленинградская газета кино», 26.01, 09.02 и 09.03.1926;
  • «Советское кино», М., 1926, № 1;
  • «Советский экран», М., 1925, № 33, 1926, № 2;
  • «АРК», М., 1926, № 2 и 3;
  • «Жизнь искусства», Л., 1926, № 4;
  • «Рабочий и театр», Л., 1926, № 4;
  • «Искусство—трудящимся», М., 1926, № 2;
  • «Литература и искусство», М., 1930, № 3-4.

 

Кинотеатр Художественный (январь, 1926)

18 января 1926 года в кинотеатре “Художественный” проходит премьера фильма Сергея Эйзенштейна “Броненосец Потемкин”.

Вечерняя Москва, 18.01.1926, стр. 5.

Вечерняя Москва, 19.01.1926, стр. 4.

Кинотеатр Метрополь (1926)

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий