АНОЩЕНКО Николай Дмитриевич
(25.10.1894 – 14.12.1974) — советский пионер авиации, воздухоплавания, кинематографа, изобретатель, режиссёр, оператор и педагог.
В 1916 году окончил Высшую военную воздухоплавательную школу.
В 1909-1924 годах работал в авиации.
С 1913 года одновременно работал в кино: был заведующим отделом журнала “Кино, театр и жизнь”, консультантом отдела научных съемок Кинокомитета Наркомпроса.
В 1924 году поступил в ГИК-ГТК, операторское отделение которго закончил в 1927 году.
В 1925-26 годах – командировка в Германии для изучения современной техники в кино.
В 1924-1956 годах был преподавателем ГИКа (впоследствии – ВГИКа) по курсу: “Основы кинотехники”, “Общая кинотехника”, “Технология производства фильмов”.
С 1940 года – профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа.
Николай Дмитриевич Анощенко 7 мая 1930 года получил патент на двухцветный аддитивный способ «Спектроколор», который был аналогом системы «Кинемаколор». Интересно, что премьера первого советского цветного документального фильма «ПРАЗДНИК ТРУДА», снятого по этой системе, состоялась 1 августа 1931 года на открытии в Москве нового кинотеатра «Восток-кино», который в середине 1940-х годов прошлого века был переоборудован в постоянно действующий московский кинотеатр “Стереокино” для демонстрации стереоскопических фильмов по безочковому методу на линзо-растровом экране.
Используя систему «Спектроколор», Н.Д. Анощенко разработал процесс съемки и демонстрации стереоскопических фильмов, основанный на аддитивном способе цветных анаглифов, и снял короткометражный стереофильм. Этот способ нашел применение в аттракционе «Чудеса теней», который демонстрировался в московском кинотеатре «Колосс» в 1930-е годы прошлого века.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
“Аэростат и работа с ним” (1918) – сценарист, режиссер
“Обучение молодых орлят” (1918) – сценарист
“Самолёт” (1918) – сценарист, режиссер
“Красный воздушный флот” (1920) – сценарист
“Люди-птицы” (1923) – сценарист, режиссер
“К новым победам” (1926) – сценарист, режиссер, оператор
“Неудачник” (1926) – оператор
“Злой дух” (1927) – оператор
“Галоша №18” (1927) – сценарист, режиссер, оператор
“Хас-пуш” (1927) – оператор
“Пять минут” (1928) – оператор
“Зелим-хан” (1929) – оператор
“Страна четырёх рек” (1929) – оператор
“Кзыл Башкирдустан. Совхоз “Красная Башкирия”. (1930) – сценарист, режиссер, оператор. РГАКФД Уч. 1463. (2 ч. 837 м.)
“На границе Азии” (1930) – сценарист, режиссер, оператор. РГАКФД Уч. 4225. (7 ч. 1483 м.)
“Татарстан” (1930) – оператор. РГАКФД Уч. 1459. (12 ч. 2883,3 м.)
“Башкирка (Коневодство Башкирии)” (1930) – режиссер, оператор. РГАКФД Уч. 1490. (1 ч. 256 м.)
“Праздник труда” (1931) – сценарист, режиссер
======================================================
Н. Д. Анощенко. Обтюратор со спектральными светофильтрами. Авторское свидетельство № 24698 (31 декабря 1931)
======================================================
____________________________________________________________________________
ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО АЛФАВИТУ
ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ СТЕРЕОФИЛЬМОВ ПО СИСТЕМЕ СЪЕМКИ
ВОССТАНОВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
СИСТЕМЫ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО КИНЕМАТОГРАФА СССР (таблица)