Использование граммофона для музыкального сопровождения фильмов, так же как и таперов нельзя рассматривать как систему звукового кинематографа. Тогда первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» (Стенька Разин),
поставленный А. Дранковым в 1908 году, можно считать и первым российским звуковым фильмом. (Фильм распространялся по российским кинотеатрам в комплекте с граммофонными пластинками, на которых была запись музыкального сопровождения к фильму, которое специально написал композитор М. М. Ипполитов-Иванов). Но эти способы псевдо-звукового кино появились намного позже первых успешных опытов с синхронным звуком по системе «Звук на диске».
Французский историк кинематографа Жорж Садуль в «Всеобщей истории кино» пишет: «…6 ноября 1889 года, когда Эдисон, вернувшись из Европы, впервые посетил комнату №5, он увидел там на экране величиной с четверть бумажного листа изображение Диксона в сюртуке, который поклонился ему, сняв шляпу, и прогнусавил: Здравствуйте, господин Эдисон. Я счастлив вас видеть. Надеюсь, что вы довольны кинетофонографом». (Good morning Mr. Edison, glad to see you back. I hope you are satisfied with the Kineto-phonograph).
Таким образом, первый звуковой фильм был снят и продемонстрирован за шесть лет до официального рождения кинематографа.
В последующие годы многие кинофирмы Европы и США вели разработки звуковых систем кинематографа «Звук на диске», некоторые, из которых были доведены до коммерческого использования.
Мы не будем говорить о качестве воспроизведения звука. Понятно, что при отсутствии микрофонов и усилителей, звуковые фильмы начала ХХ века были далеки от совершенства. Но появление в 1925 году электрической записи звука дало возможность получать относительно высококачественную фонограмму, и что не менее важно, обеспечить необходимую громкость воспроизведения при демонстрации фильма. Технический прогресс в области звукозаписи и воспроизведения дал возможность создать к 1926 году звуковую систему «Vitaphone sound-on-disc», с первой демонстрации которой и закончилась эра немого кино. «Великий немой» запел, заговорил, зашумел. На экраны были выпущены десятки фильмов, единственным достоинством которых была синхронная болтовня. И связано это было не столько с желанием насладиться звуком, сколько с техническими ограничениями самой системы звукозаписи «Звук на диске». Главным из них была невозможность монтажа фонограммы на диске и съемка больших синхронных сцен велась одним планом. Все это с приходом звука, на первом этапе его внедрения, обедняло изобразительный ряд фильма и лишало режиссер возможности применять богатый опыт монтажа из немого кино. Это относится к художественным недостаткам, созданным системой «Звук на диске», с которыми постепенно научились бороться.
Но система имела и несколько существенных технических недостатков, заложенных в ней ей же самой, преодолеть которые было не возможно вплоть до 90-х годов ХХ века. Вот два главных из них:
1. Сложная механическая система синхронизации работы проигрывателя и кинопроектора.
2. Рассинхронизация изображения и звука и практически не возможное ее восстановление в случае обрыва пленки, порчи звуковой бороздки на диске или перескакивании звуковой иглы во время демонстрации.
Эти и другие недостатки, а так же успешное развитие альтернативной и более функциональной системы звукозаписи «Звук на пленке» (sound-on-film) привели к прекращению массового использования системы «Звук на диске». Начиная с 1931 года производство звуковых фильмов осуществлялось исключительно по системе «Звук на пленке».
В 90-е годы ХХ века система «Звук на диске» возродилась на новом, высочайшем уровне. Демонстрация фильмов с шестиканальным цифровым звуком по системе DTS использует CD ROM-диски, синхронизированные с тайм-кодом на пленке, что обеспечивает полную синхронность изображения и звука не зависимо от обрыва пленки.
Таким образом, система звукового кинематографа «Звук на диске», родившаяся в конце века девятнадцатого и положившая начало эры звукового кино на примитивном уровне, возродилась в конце века двадцатого, расширив звуковой мир кинематографа.
Kinetophonograph (Кинетофонограф) |
Kinetophone (Кинетофон) |
Chronophone (Хронофон) |
Biophon (Биофон) |
Cameraphone (Камерафон) |
Cinephone (Синефон) |
Vitaphone (Витафон) |
Vivaphone (Вивафон), Electrograph (Электрограф), Phoneidograph (Фонидограф), Picturephone (Пикчарефон), Phonoscope (Фоноскоп) – системы звукового кино аналогичные системам «Cameraphone» и «Chronophone» эксплуатировались в различных странах в 10-е годы ХХ века.
_____________________________________________________________________
ПЕРВЫЙ ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ В СТРАНЕ
ЗВУКОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ
ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ по алфавиту
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |