Практически реализованной и получившей массовое распространение по миру синхронной системой звукового кино с использованием граммофонных пластинок стала система, разработанная компанией «Western Electric» (Вестерн электрик) – «Vitaphone» (Витафон).
![]() |
![]() |
Диск с фонограммой по системе «Vitaphone» | Этикетка диска с таблицей маркировки количества воспроизведений |

Для записи звука использовались специальные пластинки диаметром 40 см. Скорость вращения диска составляла 33 оборота в минуту, продолжительность звучания составляла около 10 минут, что соответствовало одной части фильма. Каждый диск мог использоваться двадцать раз, после чего заменялся на новый. Киномеханики отмечали в специальной таблице на этикетки диска число показов.
Для синхронизации звука с изображением использовалось специальное устройство, механически связывающее проигрыватель дисков с кинопроектором.

Первая демонстрация короткометражного звукового фильма с участием актеров Мэри Астор (Mary Astor) и Джона Барримора (John Barrymore), снятого по системе «Vitaphone» состоялась Нью-Йоркском «Уорнер Театре» (Warner Theatre) 2 августа 1926 года.
А 26 августа, там же, состоялась премьера звукового (с синхронной музыкой и шумами) полнометражного фильма «Don Juan» (Дон Жуан)* с Джоном Барримором (John Barrymore) в главной роли. Фильм был поставлен на киностудии «Warner Bros» режиссером Аланом Кросландом (Alan Crosland). Музыкальная фонограмма для фильма была записана Нью-Йоркским филармоническим оркестром (New York Philharmonic Orchestra) под управлением британского дирижера Джорджа Гровеса (George Groves) в Манхэттанском Доме Оперы (Manhattan Opera House). Оркестр состоял из 107 музыкантов. Интересен тот факт, что фонограмма записывалась шестью микрофонами для достижения наилучшего баланса звука инструментов оркестра.

Перед премьерой «Don Juan» была показана программ из короткометражных звуковых фильмов с участием Ефрема Цымбалиста (Efrem Zimbalist), Роя Смека (Roy Smeck), Миши Элмана (Mischa Elman), Марион Таллей (Marion Talley), Джаванни Мартинелли (Giovanni Martinella) и хор Метрополитен Опера (Metropolitan Opera Company chorus).
Польский историк кино Ежи Теплиц в своей «История киноискусства 1928-1933» пишет:
«Премьера “Дон Жуана» превратилась в триумф, причем публика восторгалась не столько самим фильмом, сколько звуковыми фрагментами. Радовалась тому, что каждое из 325 слов речи Хейса, приветствующего новое изобретение, звучало отчетливо. Восхищалась мастерством певцов и музыкантов-виртуозов. Звуковое кино сдало экзамен с отличием. У касс нью-йоркского кинотеатра Уорнеров много недель подряд висела табличка: “Все билеты проданы».
А президент Ассоциации продюсеров и прокатчиков Америки Уилл Хейс, чье выступление, снятое синхронно предваряло фильм, заявил после премьеры: «Кино стало самым могущественным средством популяризации хорошей музыки в массах. Теперь ни артисту, ни его искусству не грозит полное исчезновение».
Успех звукового «Дон Жуана» еще не был началом конца «Великого немого».


Массовый переход к производству звуковых фильмов начался после премьеры 6 октября 1927 года нового фильма компания «Warner Bros.» – «The Jazz Singer» (Певец джаза)*. Этот фильм, как и «Дон Жуан» был еще не полностью «говорящим», но в нем уже присутствовали в небольшом количестве все атрибуты настоящего звукового фильма: синхронный диалог актеров, пение, шумы и музыкальное сопровождение действия.
Потратившись на постановку «Певца джаза» кинокомпания «Warner Bros.», рискуя потерять все, сделала прорыв вперед не только из своих экономических проблем и поправила свое финансовое положение (сбор 3 миллиона долларов), но и явилась пионером в массовом развитии звукового кинематографа.
Первый 100% говорящий художественный фильм «Lights of New York» (Огни Нью-Йорка)*, выпущенный на экраны США 28 июля 1928 года, закрепили успех «Warner Bros.» и системы «Vitaphone».
Началось победное шествие звукового кинематографа по США и всему миру. Из приведенной ниже таблицы видна динамика оборудования кинотеатров звуковоспроизводящей системой «Vitaphone»:
Дата |
США |
Другие страны |
7 августа 1926 г |
1 |
0 |
31 декабря 1927 г. |
156 |
0 |
31 декабря 1928 г. |
1046 |
13 |
1 августа 1929 г. |
2235 |
263 |
2 ноября 1929 г. |
2 841 |
793 |
К концу 1929 года системой «Vitaphone» были оборудованы кинотеатры в 44 странах мира, в том числе: в Англии – 331, в Австралии – 139, в Канаде – 133, в Новой Зеландии – 29, в Аргентине – 15, во Франции – 12, в Италии – 11, в Швеции – 10, в Бразилии – 10.
В конце 20-х начале 30-х годов по системе «Vitaphone» было снято более трехсот звуковых фильмов, которые с успехом демонстрировались на экранах мира. Многие удачные фильмы, снятые в этой системе в 20-е годы, впоследствии были выпущены со звуковой фонограммой на пленке.
ПЕРВЫЙ ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ В СТРАНЕ