“Вольница” (1955)

ВОЛЬНИЦА

СССР, Мосфильм, 1955, цв. (ШХЗ №3), 11 ч., 2912 м, , , 35 мм, 1.37:1. моно.

Выпущен на экран 23 ноября 1956 года.  ГФФ №9609

На IX Международном кинофестивале в Карловых Варах (1956) присуждена премия Р. Нифонтовой за лучшее исполнение женской роли.

Автор сценария  Леонид Трауберг (при участии Григория Рошаля). Режиссер-постановщик Григорий Рошаль. Главный оператор Леонид Косматов. Художник Иосиф Шпинель. Композитор  Дмитрий Кабалевский. Звукооператор  С. Минервин. Режиссеры: Мери Анджапаридзе, Сергей Колосов. Ассистенты режиссера: М. Заржицкая, М. Сапожникова. 2-й оператор А. Кузнецов. Ассистент оператора  В. Богданов, Н.Минин. Ассистент художника  Ф. Ясюксвич. Художники по костюмам: Л. Наумова, О. Гроссе, Н. Бузина. Художники-гримеры: В. Яковлев, К. Яковлева. Монтажеры: Е. Овсянникова, М. Тимофеева. Комбинированные съемки:  оператор Борис Арецкий, художник Л. Александровская. Редактор И. Ростовцев. Дирижер Дмитрий Кабалевский. Танцы Галина Шаховская. Консультант   А. Соколов. Директор картины В. Циргиладзе.

В ролях:

Миша Меркулов (Федя), Руфина Нифонтова (Настя), Всеволод Платов (Григорий), Татьяна Конюхова (Анфиса), Артур Эйзен (Харитон), Вера Енютина (Прасковья), Леонид Пархоменко (Плотовой), Николай Гладков (Карп Ильич), Владимир Балашов (студент), Александр Хвыля (Пустобаев), Александр Борисов (Бляхин), Елена Адамайтис-Астангова (Василиса), Юрий Белов (приказчик), Валентина Ананьина (Люба), Валентина Березуцкая (Крапива, резалка), Майя Булгакова (Оксана, резалка), Мария Виноградова (Улита, резалка), Олеся Иванова (Наталья, резалка), Мария Кремнёва (резалки), Сергей Троицкий (Бондарь), Вова Борисов (Гаврюшка, сын плотового), Антонина Волчкова (эпизод), Иван Жеваго (Фомич), Раиса Есипова (Варвара Петровна, учительница), Иван Залесский (дед), Т. Кравченко (эпизод), Маргарита Криницына (Елена, резалка), Михаил Трояновский (управляющий рыбным промыслом).

В титрах не указаны:

Анатолий Алексеев (отец), Тамара Евгеньева-Иванова (гувернантка на пароходе), Александра Денисова (старуха на пароходе), Валентина Владимирова (резалка), Наталья Гицерот ( Марфа Игнатьевна, жена Матвея Егоровича), Евгений Моргунов (полицейский), Анастасия Кожевникова (резалка), Зоя Русина (мать Любы), Анна Павлова (резалка).

Экранизация одноименной повести Ф. Гладкова.

Конец прошлого века. Гонимый нищетой, вместе с другими односельчанами уезжает в Астрахань на рыбные промыслы крестьянин Фомич с женой Настасьей и маленьким сыном Федей. В дороге баржу, на которой едет семья Фомича, догоняет пароход купца Бляхина. Угрожая поджогом, он требует выдать бежавшую от него жену, красавицу Анфису.Но простой люд не дает ее в обиду. Мальчик Федя, свидетель этого события, начинает понимать, какие огромные силы таятся в народе. По приезде в Астрахань Фомич подряжается в извоз, а жену и сына законтрактовывает на промыслы купца Пустобаева. Наступают дни непосильного, изнурительного труда. Все чаще задумывается Федя над трудными житейскими вопросами. Однажды измученные до предела штрафами и притеснениями женщины-резалки взбунтовались и двинулись к конторе. Вместе с ними идет и Настя, еще не совсем отрешившаяся от покорности «начальству», но уже испытавшая силу товарищества. Женщины понимают, что не здесь им надо искать правду. Вскоре на промыслы приезжает сам Пустобаев с купцом Бляхиным. Люди хмуро встречают хозяина По-иному сыграно традиционное «действо» про Стеньку Разина, новое содержание вкладывается в кличь «Сарынь на кичку!» И уже не может забрать Бляхин с собой Анфису, выступающую в роли персидской царевны. Большая сила стоит за ней. Узнав из доноса подрядчицы, что среди рабочих укрывается студент-революционер, распространяющий запретные листовки, Пустобаев вызывает полицию. Бондарей Григория и Харитона, а с ними и резалку Прасковью арестовывают. Настя, еще вчера забитая и безропотная женщина, кричит вслед арестованным, что ей теперь ничего не страшно, что она уверена в победе народа.

 Библиография:

«Комсомольская правда», 13.03.1956; «Советская культура», 03.03.1956; «Литературная газета», 06.03.1956; «Московская правда», 03.03.1956; «Вечерняя Москва», 25.08.1955; «Гудок», М , 29.02.1956; «Советский флот», М , 08.03.1956; «Львовская правда», 27.04.1956; «Красное знамя», Харьков, 10.05.1956.

РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ СЪЕМОК. «Вольница» (1955)

=============================================

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНОФЕСТИВАЛИ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий