Уолт Дисней (Walt Disney) через полвека после неудачи Гримуэна-Сансона создал круговую панораму – «Циркорама» (Circarama) на основе самых современных технологий своего времени.
Для съемки и проекции использовалась обратимой 16-мм цветной кинопленке “Кодахром”. Съемка производилась одиннадцатью синхронно работающими 16-мм кинокамерами «Кодак», смонтированными на круговой опоре, охватывающими горизонт в 360°. Фокусное расстояние объектива каждой камеры 15 мм, угол 32,7° (32,7°:11 =360°).
Для демонстрации кругорамного фильма, в парке “Диснейланд” (Disneyland) в Калифорнии было построено специальное здание с 38 метровым цилиндрическим экраном диаметром 12 м, состоявшим 11 экранов высотой 2,4 и шириной 3,2 метра. Каждый экран отделен от другого черной вертикальной полосой в 15 см для того, чтобы устранить видимость стыков между соседними изображениями и сделать менее заметными параллаксные ошибки у краев кадров. Экраны установлены на высоте 2,4 м от пола и зрители, находившиеся в зале стоя, без помех могли рассматривать изображение.
Монофоническая фонограмма воспроизводилась с отдельной 17,5 мм магнитной пленки синхронно с одиннадцатью кинопленками в проекционных аппаратах.
Премьера первого кругорамного фильма У. Диснея «A Tour of the West» (Путешествие по Западу) состоялась в день открытия парка «Диснейланд» (Disneyland) 17 июля 1955 года.
Кругорамные фильмы Диснея носили видовой характер. Кадры пейзажей и памятников архитектуры, съемки с движения создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе в американском павильоне работал второй кинотеатр по системе – «Циркорама» (Circarama) с экраном диаметром 13,6 м и длиной окружности 42,6 м. Каждый из одиннадцати экранов был высотой 2,7 м и шириной 3,6 м.
Третий кинотеатр с размерами идентичными кинотеатру в «Диснейленде» работал в июле и августе 1959 года на Американской выставке в Москве, где демонстрировался «Путешествие по Западу», дополненный съемками в городе Вашингтоне. Во время просмотра этого фильма зрители как бы совершали путешествие по Америке, которое начиналось от статуи Свободы в гавани Нью-Йорка. Камера переносила зрителей в район Великих озер, показывала величественную панораму Гранд Каньона и прерий Среднего Запада. Промчавшись по одной из широчайших автострад с востока на запад, мы оказывались в ночном Лос-Анжелосе. Фильм заканчивался показом исторических достопримечательностей современной жизни США.
Успех циркорамы был несомненным. Однако, применяемая для съемки и проекции 16-мм пленка с маленькой площадью кадра, плохо передавала детали изображения. А узкопленочные кинопроекторы переносного типа фирмы «Кодак» не могли обеспечить необходимую яркость изображения на экранах, что снижало качество демонстрируемого фильма. Для улучшения качества проекции и обеспечения высокой яркости изображения с 16-мм оригинала начали печатать 35-мм копии и демонстрировать их 35-мм кинопроекторами, обеспечивающими большой световой поток. В дальнейшем и съемку фильмов стали производить на 35-мм кинопленку, что существенно сказалось на улучшении качества изображения.
В 1960 году в Турине (Италия) и 1964 году в Лозанне (Швейцария), в 1967 году на международной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале (Канада) и на «ЭКСПО-70» в 1970 году в Австралии открылись кинотеатры «Circarama», где фильм демонстрировался на 9-ти экранах с 35-мм пленки. Самый большой экран был в туринской «Circarama» – его окружность составляла 94 метра.
В 1961 году 16-мм одиннадцати экранная система «Циркорама» (Circarama) в «Диснейленде» была закрыта.
===========================================
ДАЛЕЕ. ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360) |
КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
- ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА
- ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
- СИНЕОРАМА (CINEORAMA)
- ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)
- ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)
- КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)
- АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ и РОССИЙСКИХ КРУГОРАМНЫХ ФИЛЬМОВ