КИНОСТУДИЯ «СТЕРЕОКИНО»

Киностудия организована в сентябре 1944 года по Постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР№1464 от 21.10.1944  и Приказа Комитета по делам кинематографии при СНК СССР № 471 от 27.10.1947.

Художественным руководителем студии был назначен Александр Николаевич Андриевский.

В 1949 году студия была закрыта. Творческие работники студии перешли в штат Московской киностудии имени М. Горького, а всё техническое оборудование было передано в НИКФИ.

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века . Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века .
Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века.

Студия размещалась в самом центре Москвы в Евангелически-лютеранском соборе св. апостолов Петра и Павла в доме  7/10 по Старосадскому переулку. В ноябре 1936 года Кафедральный собор был закрыт. В 1939 году здание переоборудовали  и в мае того же года здесь открылся кинотеатр «Арктика», который в начале 40-х так же был закрыт. С 1944 года здесь размещалась студия «Стереокино». После ее закрытия в 1949 году  в здании разместили студию «Диафильм».  

Фрагменты из фильма «Робинзон Крузо» (1947)

ФИЛЬМОГРАФИЯ СТУДИИ: Continue reading

Первые в истории мирового кинематографа. 1978 год.

Начало цифровой записи звука и изображения. Выпущены первые  Видеодиски (Laser VideoDisc). Первый лазердиск поступил в продажу 15 декабря 1978 года в Атланте. Каждый диск имел стандартный диаметр 30 см на каждой из сторон которого умещалось до 60 минут аналоговых видео и аудиозаписей.

Сравнение размеров LazerDisc (слева) и CD.
Сравнение размеров LazerDisc (слева) и CD.

===============================================

ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА

=============================================== Continue reading

«Суд сумасшедших» (1961)

Кинотеатр "Россия". На экране "Суд сумасшедших" (1962)
Кинотеатр «Россия». На экране «Суд сумасшедших» (1962)

СССР, Мосфильм, 1961, цв. (Свема), 119 мин., 13 ч., 3341 м., ш/ф (широкий формат) 70 мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).

Широкоформатный вариант выпущен в прокат 26 апреля 1962 года.

Широкоэкранный вариант выпущен в прокат 2 декабря 1963 года.

Фильм также демонстрировался по трехпленочной системе «Кинопанорама» в ряде панорамных кинотеатрах СССР.

Режиссер-постановщик широкоформатного фильма «Суд сумасшедших» Григорий Львович Рошаль вспоминал, как приехав на премьеру своего фильма в днепропетровском кинотеатре «Панорама», был крайне удивлен увидев его на панорамном экране с присущими системе кинопанорама вертикальными швами на стыке кадров.

Оригинальный 70-мм широкоформатный позитив (сверху) и трехпленочный 35-мм вариант по советской системе "Кинопанорама" широкоформатного фильма "Суд сумасшедших"
Оригинальный 70-мм широкоформатный позитив (сверху) и трехпленочный 35-мм вариант по советской системе «Кинопанорама» широкоформатного фильма «Суд сумасшедших»

В этом фильме было применено  много технических новинок, в том числе полиэкран.

Автор сценария и режиссёр Григорий Рошаль.  Операторы: Леонид Косматов, Борис Арецкий. Художник: Иосиф Шпинель. Композитор: Моисей Вайнберг. Звукорежиссёр: Лев Трахтенберг.

В ролях: 

Василий Ливанов (Иоганнес Вернер), Ирина Скобцева (Сузи Хаггер), Виктор Хохряков (Зигфрид Грубер), Владимир Белокуров (Фред Хаггер), Владимир Емельянов (Абрагам Хаггер), Андрей Кончаловский (Майкл Хаггер), Александр Смирнов (директор психиатрической больницы), Лидия Сухаревская (Юлиана Грей), Михаил Козаков (Мишель), Георгий Черноволенко (директор концерна), Владимир Балашов (сенатор), Юрий Яковлев (журналист Ричард Старк), Ольга Красина (Клэр), Майя Булгакова (Грета Норман), Гарри Дунц (Курт), Ариадна Шенгелая (Регина Майер), Роман Хомятов (Генри Браун), Роберт Росс (Джонни), Нонна Тен (Мисуки), Павел Павленко (Сибелиус Фтор), Николай Бурляев (сын Сузи Сэм Хаггер), Павел Шпрингфельд (санитар Билл), Вячеслав Гостинский (Боб), Николай Гладков (санитар), Эрвин Кнаусмюллер (эпизод), Ираклий Андроников (от автора).

Кадр из фильма «Суд сумасшедших» (1962). Скан 4К с оригинального 70-мм негатива.

Кадр из фильма «Суд сумасшедших» (1962). Скан 4К с оригинального 70-мм негатива.

Научно-фантастический фильм, политический памфлет.

Аннотация.

Германия, тридцатые годы двадцатого века. Молодой учёный профессор Иоганнес Вернер открыл лучи животворящей силы. Учёный отказывается отдать своё изобретение для использования в военных целях и, разбив аппаратуру, бежит в США, где долгое время скрывается под фамилией Мартини. Однажды, получив приглашение в военно-промышленный концерн для ознакомления с новым европейским изобретением, Вернер встречает своего бывшего ученика Губера. Предатель и фашист Губер по украденным схемам восстановил прибор профессора и демонстрирует его как своё изобретение. Вернер отклоняет предложение о совместном сотрудничестве и на заседании в зале научных ассоциаций, открыв своё настоящее имя, решительно выступает с разоблачениями преступных замыслов реваншистов.

"Московская кинонеделя" 02 декабря 1963. Анонс выпуска в прокатширокоэкранного варианта фильма "Суд сумасшедших".
«Московская кинонеделя» 02 декабря 1963. Анонс выпуска в прокат широкоэкранного варианта фильма «Суд сумасшедших».

=================================

70-мм позитив Agfa широкоформатного фильма «Суд сумасшедших» (1961)

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

=================================

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2001. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

«Dial M for Murder» (Об убийстве звоните «М») (1954)

Стереопара из фильма "Dial M for Murder" (Об убийстве звоните "М") (1954)
Стереопара из фильма «Dial M for Murder» (Об убийстве звоните «М») (1954)

DIAL M FOR MURDER

(Об убийстве звоните «М»)

США, Warner Bros. Pictures, 1954, цв. (Warnercolor), 105 мин., стереоскопический (Warner Vision (Dual-Strip 3-D), негатив: 2х35 мм, 1.66: 1;  позитив: StereoVision 3-D — 35 мм 1.66:1, WarnerVision (dual-strip 3-D) — 2х35 мм 1.85:1,  моно (RCA Sound System). Триллер, фильм-ужасов.

Выпущен на экран 29 мая 1954 года.

Повторный выпуск стереоскопического варианта в феврале 1980 года в Сан-Франциско (San Francisco, California).

Продюсер и режиссер Альфред ХИЧКОК (Alfred Hitchcock). Сценарий Фредерик Нотт (Frederick Knott). Оператор Роберт Буркс (Robert Burks). Композитор и дирижер Дмитрий Темкин (Dimitri Tiomkin). Монтаж Ради Фехр (Rudi Fehr). Художник-постановщик Эдвард Каррер (Edward Carrere). Художник-декоратор Джордж Джэймс Хопкинс (George James Hopkins ). Гример Гордон Бо (Gordon Bau). Костюмы Мосс Мабрай (Moss Mabry). 2-й режиссер  Мэль Деллар (Mel Dellar). Звукорежиссер Оливер С. Гарретсон (Oliver S. Garretson).

В ролях:

Continue reading

ГОРБАТСКИЙ Вадим Исаакович

ГОРБАТСКИЙ Вадим Исаакович

(09.03.1941 — 01.12.2007)

Советский российский оператор, режиссер.

Заслуженный деятель искусств РФ (2003)

Избранная фильмография операторских работ:

Борис Лавренев (1971), Кинооператор Анатолий Головня (1976), Композитор Анатолий Новиков (1977), Главный педсовет страны (1978), Возвращение (1979), Солдаты народа, солдаты мира (1980), Манеж (1980), …И верили в себя (1981), История деревянного человечка (1982), Вспоминая Чуковского (1982), Фильм необычной судьбы (1984), Политрук Клочков (1985), «Михаил Сомов». Хроника спасательной экспедиции (1986), Воспоминания о «Звездном балете» (1991), И увидел я (1993), Энгельсина, дочь наркома (1995), Все мы родом из войны (1995), XX век: русские тайны (1996-1997), Плен дракона (1997), Перекати-поэт (1998), Галина Уланова… Прощание (1998), А.Ф.Скляр. Песня (2000), Михаил Анчаров. Четыре времени года (2001), Скрытая камера (2004), Человек в мире (2005), Назовите меня Пикассо (2006).

 

———————————————————————————————————————————————————-

В.Горбатский «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я. Справочник-каталог»

КИНОСТУДИИ

КИНОСТУДИИ МИРА

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

«Курортная жизнь»

«СОЛНЕЧНЫЙ КРАЙ» (1948) 

СССР, Стереокино, 1948, ч/б (Kodak), 22 мин., 3 ч., 603м., стереоскопический (Стерео-35/10х10, горизонтальная стереопара 10,3х10 мм), 35 мм, 1:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).

Киноочерк. Госфильмофонд № С 945. Р/у 987/48 от 08.12.1948. Выпущен на экран 25 декабря 1948 года в московском кинотеатре «Стереокино».

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2012 году. Восстановленный вариант — 00:21:53.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Этим фильмом начиналась программа экспериментальных стереофильмов 1948 года.

Художественный руководитель программы А.Н. Андриевский.

Директор программы программы Б. Крановский.

Сценарий М.Русаков. Режиссер М.И. Володарский*. Оператор М.М.Щеглов*. Композитор А.Я.Лепин. Текст песен О. Высотская. Звукооператор К. Горжон. Дикторские текст В. Шкловский. Читает А. Консовский. Режиссер-монтажер Л. Фелонов. Оператор комбинированных съемок А. Петухов. Второй оператор Л. Княжинский. Ассистент режиссера Т.Куницкая. Ассистент-оператора Б. Гокке. Помошник режиссера Л. Голичева. Директор картины А. Уманский.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Фильм рассказывает об отдыхе на курортах Крыма и Сочи в первые послевоенные годы. Continue reading

«Летом в Чехословакии» (1968)

ЛЕТОМ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ЦСДФ, 1968, цв.(ORWOcolor), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 3 июня 1968 года. РГАКФД. Уч. № 32101

Аннотация: Фильм-путешествие по Праге и красивейшим уголкам Чехословакии.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«Возьмите нас с собой, туристы!» (1966)

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 4 апреля 1966 года. РГАКФД. Уч. № 32106

Авторы сценария И. Бессарабов., 3. Гердт, А. Левитан.

Режиссер-постановщик И. Бессарабов.. Оператор А. Левитан.

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)
ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)

Аннотация: Фильм-путешествие. Зрители фильма становятся участниками путешествия по красивейшим уголкам нашей Родины.

На экране — высокие ледники и снежные пики Домбая. жемчужины Кавказа, яркие высокогорные альпийские луга Джайляо в Киргизии, лесистые холмы Закарпатья, бурные, порожистые реки Саян. На этом фоне звучит знакомая всем песня:

«Турист шагает налегке.

С ним дождь и снег накоротке.

И даже ветер просится в друзья…»

Это кадры из цветной круговой кинопанора­мы «Возьмите нас с собой, туристы…», в которой поэтично, с любовью показаны красота нашей необъятной Родины и населяющие ее люди. Много тысяч километров прошли с киноап­паратом по трудным, а порой опасным дорогам операторы картины во главе с А. Левитаном, чтобы запечатлеть на пленку самые отдаленные уголки природы и памятники старины

Вот перед нами знаменитые Красноярские столбы. Авторы фильма знакомят нас со скало­лазами, представителями интересного вида спорта, пропуском о который служат риск, отвага. мужество…

А вот рыбаки тянут невод с прославленным байкальским омулем. Домбай. центр горнолыж­ного спорта. Не менее увлекательное, захваты­вающее зрелище — мотогонки в Виру, не­большом эстонском городе

Тонко, с большим вкусом снята  эта картина — операторы стремились, как можно бережнее донести обаяние и красоту Прибалтики и Кавказа, Байкала и Братска, Валдая и Кольского полуострова.

Особое место в фильме отведено городам — па­мятникам архитектурной старины. Через кото­рые пролегли излюбленные трассы туристских маршрутов. Таким образом, зрители познако­мятся с Самаркандом, древней Бухарой, Таш­кентом, Суздалем, Новгородом, Таллинном.

..Мелькают кадры. Каждый из них мог бы стать законченным художественным произведением. Смотришь на них и проникаешься гордостью и восторгом, и хочется сказать всем-всем: «Прекрасна наша земля! Так любуйтесь ею, путешествуйте, смотрите, пока вы сильны и молоды душой!»

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«Здравствуй, столица!» (1966)

ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 4 апреля 1966 года.

Авторы сценария: С. Рунге, И. Бессарабов и А. Семин. Автор текста 3. Гердт.

Режиссер А. Семин. Оператор И. Бессарабов. Комнозитор А. Флярковский.

Аннотация: Представьте себе лето.   Ранний  утренний  час, вы на открытой   машине  выезжаете  из  туннеля   на   площадь Маяковского.

Далее перед вами новый район Москвы. Строительная площадка. Подъемный -кран поднимает необычный груз — съемочную кругорамную камеру. Вы не только видите, но и ощущаете, что камера снимает. Правда, сейчас изображе­ние поплыло и у вас начинает кружиться голова, но диктор просит чуточку потерпеть. И вы с чувством затаенного лю­бопытства ждете, пока камера успокоится, чтобы рассмот­реть панораму строительства.

Центр столицы — памятник К. Марксу. Большой театр, тихий Арбатский переулок — и вас захватывает стреми­тельный выезд па Ленинский проспект.

Благодаря подвижности кругорамной камеры, вы успеваете по пути в Парк культуры и отдыха имени М. Горько­го увидеть игру детей в современном благоустроенном дво­рике, зайти во Дворец пионеров, побывать на футбольном матче в Лужниках.

А вот вы в центре одиннадцатиглазой всевидящей камеры поднимаетесь в кабине колеса обозрения над парком имени М. Горького. Страшновато? Сейчас опуститесь на землю. Благополучно опуститесь…

Теперь вы можете передохнуть в аллеях парка. Только не рассчитывайте на слишком продолжительный отдых.

Еще мгновение — и на экранах уже ансамбль «Березка», его сменяет танцевальная группа хора имени Пятницкого. Вы видите выступление этих прославленных коллективов впервые с необычной точки. Вы в центре танцующих.

Немного потанцевали — и снова в путь. Подмосковье.  Березовая роща. Пение птиц.

А вот перед вами легендарное Бородино. На месте Бородинского сражения вы останавливаетесь на несколько се­кунд, чтобы рассмотреть памятники славы, мужества рус­ского оружия, и возвращаетесь в Москву.

Проезжаете по Каменному мосту вдоль Кремля, захо­дите в Кремль, затем подходите к Дворцу съездов, гуляете в Тайницком саду и через Спасские ворота Кремля выез­жаете на Красную площадь.

Итак, за двадцать минут вы совершите это чудесное, почти реальное путешествие по нашей прекрасной Москве в Кругорамном кинотеатре на ВДНХ.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«На воде и под водой» (1961)

Афиша круговой кинопанорамы НА ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ (1961)
Афиша круговой кинопанорамы НА ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ (1961)

НА ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

ЦСДФ, 1961, цв. (Agfacolor), кругорама (Круговая кинопанорама), 22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 28 августа 1961 года.

Сценарий: А.Сёмин, И.Бессарабов и В.Склют. Режиссеры-операторы: А.Сёмин и И. Бессарабов. Текст песен Р.Рождественский. Композитор М.Флярковский.

Фильм комментирует народный артист СССР М.И.Жаров.

Аннотация: На экране  М.И.Жаров. Он рассказывает об основный этапах развития советского кинематографа. Кадры из немых фильмов. Фрагмент из звукового фильма «Путевка в жизнь« с участием М.И.Жарова. Кадры из цветного фильма «Смелые люди«. Улица Москвы.  Проходят спортсмены.

Проезд по тоннелю площади Маяковского. Проезд по Нескучному саду. Проезд по Москве-реке. Проезд по Университетской набережной. Речной вокзал в Химках. По каналу имени Москвы проплывают «Метеор», «Ракета», яхты, скутера. Спортсмены на водных лыжах. Купальщики в Серебряном бору. Бассейн «Москва». Водное поло. Фигурное плавание под водой. (на 22 экранах)

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.