«THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели)

kinemacolor-Logo

Долгие годы считался полностью утерянным самый знаменитый и грандиозный во многих отношениях цветной фильм. Речь идет о первом в мире цветном полнометражном документальном фильме «THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели) – монументальном киноотчете о поездке королевской четы Великобритании в Индию.
Чарльз Урбан направил в Индию четырех кинооператоров «Natural Colour Kinematograph Co.», которые со 2 декабря 1911 года по 8 января 1912 года сняли тысячи метров цветоделенного киноматериала по двухцветной системе «Кинемаколор» во время коронационных торжеств, которые проходили там с большим размахом с участием английского короля Георга V (King George V), коронованного Императором Индии.
Премьера полной версии фильма прошла 2 февраля 1912 года в Лондоне (London) в Скала Театре (Scala Theatre) под названием «With Our King and Queen through India» (С нашим Королем и Королевой через Индию). Демонстрация фильма продолжалась более двух часов в сопровождении оркестра, хора и отряда барабанщиков, исполнявших специально подобранную музыкальную программу в соответствии с демонстрировавшимися сюжетами.

Фрагменты из фильма «The Durbar at Delhi»

Полная версия фильма состояла из 22 сюжетов:
Сюжеты фильма «THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели) по каталогу «The catalogue of Kinemacolor film subjects. Animated scenes in their actual colors. (1912-1913)».
Royal Visit to Bombay (Королевский визит в Бомбей). Съемка 2 – 4 декабря 1911 года. No. 495 Code “Cephalops” 1,280 feet (390,4 м.)
Scenes in Delhi, the New Capital of India (Сцены в Дели, новой столице Индии). No. 496 Code “Cephalus” 1,095 feet (333,97 м.)
Arrival of the Ruling Chiefs at Kingsway Station, Delhi (Прибытие глав индийских провинций на станцию Кингсвэй в Дели). No. 497 Code “Cepheidos” 430 feet (131,15 м.)
Preparing for the Durbar – the Chiefs’ Camps (Подготовка к торжественному приему – лагеря руководства). No. 498 Code “Cephenus” 1,100 feet (335,5 м.)
The Royal Horse Artillery Firing a Salute (Салютует королевская конная артиллерия). No. 499 Code “Cepheos” 300 feet (91,5 м.)
Arrival of Their Imperial Majesties at Selimgarh Station (Прибытие Их Императорских Величеств на станцию Селимгарх). No. 500 Code “Cepheum” 270 feet (82,35 м.)
Arrival at the Reception Tent, Delhi Fort (Прибытие в Ресепшин Тент в Дели). Съемка 7 декабря 1911 года. No. 501 Code “Cephisio” 390 feet (118,95 м.)
The State Entry into Delhi (Государственный въезд в Дели). Съемка 7 декабря 1911 года.
Часть 1. No. 502a Code 11 “Cephissi A” 1,270 feet (387,35 м.). Часть 2. No. 502b Code “Cephissi B” 1,245 feet (379,72 м.). Часть 3. No. 502c Code “Cephissi C.” 1,285 feet (391,93 м.)
Примечание: номера 502a, 502b, 502c выпускались объединенным сюжетом под No. 502 Code “Cephissi” Total (3 reels) 3,800 feet (1159 м.)
The Royal Procession passing from the Ridge to the King’s Camp (Королевская процессия, проходящая от Горного хребта до Лагеря короля). Съемка в Дели 7 декабря 1911 года. No. 503 Code “Cephren” 225 feet (68,63 м.)
King Edward Memorial Ceremony (Мемориальная церемония короля Эдуарда). Съемка в Дели 7 декабря 1911 года. No. 504 Code “Cepicium” 700 feet (213,5 м.)
Presentation of Colors (Представление цветов). Съемка в Дели 11 декабря 1911 года. No. 505 Code “Cepillar” 730 feet (222,65 м.)
The Delhi Polo Tournament (Поло турнир в Дели). Съемка 7 – 11 декабря 1911 года. No. 506 Code “Cepina” 260 feet (79,3 м.)
The Coronation Durbar At Delhi (Коронационный торжественный прием в Дели). Съемка 12 декабря 1911 года. 3 части. No. No. 507 Code “Cepinho” 3,240 feet (988, м.)
The State Garden Party at Delhi Fort (Государственный прием в Национальном парке Дели). Съемка 13 декабря 1911 года. No. 509 Code “Cepitidis” 295 feet (89,97 м.)
The Royal Review of 50,000 Troops (Королевский смотр 50000 отрядов). Съемка в Дели 14 декабря 1911 года. Часть 1. No. 510a Code “Cepolidae” 915 feet (270,07 м.). Часть 2. No. 510b “Review” 2,030 feet (619,15 м.). Часть 3. No. 510 Code “Wholeview” 2,985 feet (910,42 м.)
Point to Point Races (Гонки). Съемка в Дели 13 декабря 1911 года. No. 511 Code “Cepotafio” 230 feet (70,15 м.)
State Departure of Their Imperial Majesties (Государственный отъезд Их Императорских величеств).
Съемка в Дели 16 декабря 1911 года. No. 512 Code “Ceppaia” 810 feet (265,35 м.)
The King’s Camp and the Chiefs’ Receptions (Прием глав индийских провинций в лагере короля). No 513 Code “Cepphic” 1,000 feet (305 м.)
Preparations for the Calcutta Pageant (Приготовления к калькуттскому театрализованному представлению). No. 515 Code “Cepulam” 1,035 feet (315,67)
Arrival and Reception of Their Imperial Majesties at Princep’s Ghat Calcutta (Прибытие и прием Их Императорских величеств в Горной цепи Прайнсепа Калькутта). Съемка 30 декабря 1911 года. No. 516 Code “Cepurici” 340 feet (103,7 м.)
The Pageant Procession (Театральная процессия). No. 518 Code “Cepuricum” 1,270 feet (387,35 м.)
Their Imperial Majesties’ Departure from Calcutta (Отъезд Их Имперских Величеств из Калькутты). Съемка 8 января 1912 года. No. 520 Code “Ceracecus” 325 feet (99,12 м.)
ВСЕГО: 7649,85 м. (207 мин.)
Фильм стал сенсацией, и долгое время демонстрировался в Англии и других странах мира, как целиком, так и различными частями.
В России картина демонстрировалась не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах Империи. Центральная и местная пресса печатала восторженные рецензии на этот фильм:
«Перед Вами развертывается картина прохождения индийских войск:— европейская военная форма английских солдат сменяется живописными нацио-нальными костюмами туземцев; восточные уборы, переливаясь бесчисленными цветами и еле уловимы¬ми оттенками, представляют пеструю картину, дос¬тупную обозрению лишь того европейца, который волею судьбы будет переброшен в далекую Индию.
Так было до сих пор.
А теперь рядовой русский обыватель, не только не мечтающий о посещении Индии. Но даже не решающийся оставить на несколько часов свой Богом спасаемый град, может, сидя в «Иллюзионе», обозревать движение индийских войск и восприни¬мать зрение ту красочную пестроту, о которой, как о сказочной, повествуют лишь побывавшие в Индии путешественники, да увлекательные рассказы их индийской жизни».
К большому сожалению, полностью фильм не сохранился ни в одном архиве мира. Только в Российском государственном архиве кинофотодокументов под учетным номером «12496 А, Б» и названием «Индо-Британские войска на западном фронте» сохранились цветоделенные фрагменты, описанные в каталоге «Kinemacolor» в разделе «The Royal Review of 50,000 Troops» (Королевский смотр 50000 отрядов), съемка была проведена 14 декабря 1911 года во время смотра войск в Дели.
На сегодняшний день Российский государственный архив кинофотодокументов является единственным в мире хранителем фрагментов (2 части, 447 м.) этого грандиозного кинодокумента. Этот материал интересен не только тем, что он является единственным самым большим сохранившимся фрагментом первого в мире цветного полнометражного документального фильма, но и тем, что он демонстрирует эпизоды самого грандиозного военного смотра, проведенного в начале XX века и снятого в цвете.
Автором этих строк была проведена компьютерная обработка изображения и сведение цветоделенных позитивов. Для работы по получению цветного изображения был использован 35 мм черно-белый цветоделенный контратип-оригинал, хранящийся в РГАКФД – 2 части (243,3+204,3 м.). Негативное изображение было инвертировано в позитивное и оцифровано. На первом этапе создания цветного изображение из позитивной копии были выделены все кадры, снятые через красный фильтр и соответственно – через зеленый фильтр. В результате получилось как бы два одинаковых по длине черно-белых «фильма», но отличающихся друг от друга тем, что каждый из них является носителем составляющей соответствующего цвета. Каждый из этих «фильмов» был «окрашен» соответственно в красный и зеленый цвет, затем оцифрован в программе «мультиплей», которая как бы выполнила работу кинопроектора с цветными фильтрами, объединив черно-белые цветоделенные кадры в один цветной фильм.
Таким образом, удалось получить цветное изображение, соответствующее описаниям очевидцев начала XX века со всеми его достоинствами и недостатками.
Сегодня, благодаря компьютерным технологиям, мы можем посмотреть эти кадры в цвете, так как их видели зрители в начале прошлого века.
«Кинемаколор» заложил основу развития цветного кинематографа и его коммерческий успех подтолкнул изобретателей и кинопромышленников к продолжению разработок в этой области. Двухцветные и трехцветные аддитивные процессы цветной кинематографии разрабатывались, а многие их них эксплуатировались вплоть до конца 40-х годов XX века. Ниже описываются некоторые из них.

=====================================================================

THE DURBAR AT DELHI (Торжественный прием в Дели) (1911)

ПОДРОБНАЯ АННОТАЦИЯ на английском языке к фильму

МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ  на цветной вариант «Индо-британские войска на западном фронте»

КИНЕМАКОЛОР — ПИОНЕР ЦВЕТНОГО КИНО

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. ДВУХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2008. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий