Советское искусство. «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ». (04.03.1950)

«КУБАНСКИЕ КАЗАКИ»

Новый фильм Ивана Пырьева

В дни, когда советский народ готовится к выборам в Верховный Совет СССР, на экраны страны вышел новый фильм «Кубанские казаки», поставленный народным артистом СССР Иваном Александровичем Пырьевым – кандидатом в депутаты верховного органа власти нашего государства.

Творчество И. Пырьева глубоко патриотично, пронизано чувством советской национальной гордости.

Новый фильм И. Пырьева повествует о счастливой жизни советской колхозной деревни, о силе крепости колхозного строя, о чести, доблести и геройстве колхозных тружеников.

Почти вся первая часть этого большого цветного художественного фильма построена, как один очень сложный и точно продуманный эпизод, поэтически рассказывающий об уборке урожая. Богатейшие поля пшеницы, тяжелые, словно литые из золота, созревшие колосья, корабли полей – самоходные комбайны, проносящиеся по колхозным просторам, доверху нагруженные автомашины с торжественными транспарантами «Хлеб – государству». Труд, веселье, радость, творчество. И звучит над золотой колхозной нивой песня, хорошая песня, написанным поэтом М. Исаковским. Поют комбайнеры, девушки с граблями, женщины у снопов, колхозники-косари. В этой атмосфере дружного радостного труда знакомят нас авторы, постановщик Иван Пырьев и драматург Николай Погодин, со своими героями. Появляется Вася Тузов (А. Петров), Даша Шелест (К. Лучко), ее подруга Любочка (Е. Савинова), Антон Петрович Мудрецов (В. Володин). «И пойдут, пойдут обозы в города по большаку, не останутся колхозы перед Родиной в долгу!» – поётся в песне. Вы только посмотрите, какая идёт работа! На уборке Галина Ермолаева Пересветова (М. Ладынина), Гордей Гордеич Ворон (С. Лукьянов). Мы потом, в следующих эпизодах, детально разберемся, кто из героев в каком чине-звании, а сейчас у авторов одна задача – передать и нам, зрителям, это настроение торжества, победы, завершенного труда и сказать нам о героях главное: перед вами труженики, самоотверженные, вдохновенные советские труженики.

Быстро, стремительно сменяются кадры этого эпизода – работа идет важная, большая работа! Музыка подстать темпу работы, песня, движения людей, ход комбайнов – все сливается воедино. Льются потоки крупного золотого зерна. Кубанская пшеница…

Вот и всё. Золотое зерно уже собранного урожая рассказало зрителям о многом, о большом труде, вложенном людьми в каждый клочок колхозного поля, в каждое зерно, собранное с него. Теперь только, в самом конце фильма, мы вновь увидим работающие тракторы, пахоту земли под зябь. А весь фильм будет посвящен событиям, происходящим на осенней колхозной ярмарке. Но где же работа? Где пафос труда? – В каждом кадре фильма!

Перед нами предстаёт не какая-нибудь гулянка, а весёлая ярмарка колхозных тружеников во всём её жизненном богатстве и красоте. И сама эта весёлая ярмарка, и товары на ней, и веселье – все это плоды напряженного, самозабвенного труда.

Талант авторов весёлого, увлекательного фильма посвящен тому, чтобы создать образ колхозной ярмарки во всей ее жизненной правдивости, конкретности, передать драгоценные черты советского быта. Это удалось замечательно. Мы, зрители, воочию видим веселье тружеников, и каждая, даже самая лирическая сцена фильма действительно одухотворена пафосом труда, радостью за богатые его плоды. Таково общее настроение фильма, мир мыслей и чувствований его героев. Этот мир близок каждому советскому человеку.

Необходимо особо сказать про самое ценное, что есть в фильме – про образы прекрасных советских людей, которые последовательно раскрываются в эпизодах фильма, становятся всё богаче, всё содержательней. И председатели двух колхозов – Галина Ермолаева Пересветова, и Гордей Гордеич Ворон, и секретарь райкома Денис Степанович (А. Хвыля), и Герой Социалистического Труда Даша Шелест, и молодой кубанский казак Николай (В. Давыдов), и колхозный завхоз Антон Петрович Мудрецов, и душевный парень Андрей (Ю. Любимов) – всё это замечательные советские труженики. Они – творцы счастливой колхозной жизни, и они же, с их пленительными свойствами души, сами воспитаны, порождены счастливой советской жизнью. Трудом они возвысили жизнь народа, а труд возвысил их собственную честь, славу, доблесть, поднял до высокого звания строителей коммунизма.

И прекрасные пейзажи русской природы, и выразительные портреты героев блестяще созданы в фильме одним из талантливейших наших киноопереторов – Валентином Павловым. Перед нами богатая, счастливая жизнь советской Кубани. Какие просторы полей, какой могущество сельскохозяйственной техники, какое изобилие товаров на колхозной ярмарке! Богатство, изобилие, привольная жизнь, человеческая сердечность, искренность, дружба, любовь, благородство советского характера, счастье советской жизни, построенной большевистской партией. Истинное преддверие коммунизма!

В фильме «Кубанские казаки» мы вновь встречаемся с Иваном Пырьевым, как художником, творчество которого прямо отвечает богатому и взыскательному художественному вкусу советского народа, советского зрителя. Об этом говорит весь эстетический строй фильма «Кубанские казаки», его простая, ясная и одновременно яркая, выразительная художественная форма.

Произведения Ивана Пырьева – произведения подлинно народные, потому что жизнь и силу этим произведениям дают большевистская партийность, подлинно партийное отношение художника к жизни, к творчеству, глубокое понимание того, что именно большевистская партийность является высшим выражением народности.

Проблемы общенародного значения, вопросы, касающиеся жизни и борьбы народа, решаются в произведениях Ивана Пырьева не умозрительно, не отвлеченно от жизни, а наоборот, на основе самого глубокого изучения и самого широкого и правдивого изображения народной жизни. Отличительной чертой подлинно народных произведений Ивана Пырьева является также и то, что произведения эти близки самым широким массам, искренне любимы народом. Они народны не только по своему содержанию, но и по художественной форме, жизненное содержание находит в этих произведениях свое художественное выражение в образах, отвечающих мыслям и чувствам, душевному складу, свойствам характера передового советского человека, идущего в авангарде прогрессивного человечества.

Народность творчества Ивана Пырьева многообразно проявляется во всех элементах его произведений.

Романтическая интонация, поэтический строй реалистического по самому своему существу фильма «Кубанские казаки», полнота выражения авторского вдохновения, чувств и мыслей, не скованных заведомо обусловленной «манерой», героика, лирика, юмор, звучащие в одном и том же произведении, – все это есть проявление и богатства нашей жизни и богатства искусства социалистического реализма. Стремление автора привлечь все творческие возможности для раскрытия жизненного содержания и проявления тенденции в ее полнокровном художественном выражении – этим, в общих словах, можно охарактеризовать творческую манеру режиссера. Фильм «Кубанские казаки» развивается свободно, непринужденно и воспроизводит жизнь с наибольшей простотой, естественностью и достоверностью.

Мы говорим: народность, народная жизнь, народное произведение,– но какое отношение ко всему этому имеет проходящая через весь фильм история любви Галины Пересветовой и Гордея Ворона или история любви Даши Шелест и Николая Ковылева? Да, история любви этих хороших советских людей находится в самой непосредственной связи с жизнью, притом именно современной жизнью нашего народа, ибо только при всестороннем и гармоническом развитии человеческой личности, только в наших советских условиях раскрываются по-настоящему благородные свойства человеческой души. Перед нами люди, которым чужды пороки, низменные чувства и инстинкты людей капиталистического общества. Любовь героев фильма «Кубанские казаки» чиста, светла и возвышенна, в основе ее – глубокая человеческая искренность, истинное товарищество, коммунистическая нравственность.

Сценарий фильма «Кубанские казаки» написан Н. Погодиным с подлинным знанием жизни, искренней любовью к героям. Н. Погодин всегда был известен как мастер живой и весёлой комедийной сцены, остроумного, смешного диалога, но творческая удача, к которой он пришел в «Кубанских казаках», имеет принципиальное значение. В чем, казалось бы, «секрет» интереса, который вызывают сценарий и фильм? Нет так называемой острой комедийной интриги, нет образов, которые подвергаются сатирическому бичеванию, нет жгучих противоречий, нет…в общем нет общественных приемов, которые у блюстителей жанровой чистоты почитаются самыми верными и надежными. А фильм все же весёлый, жизнерадостный, зритель весело смеётся. Это либо смех радостного сочувствия близким и полюбившимся героям, либо смех зоркого зрителя над смешными черточками характеров, которые могли бы и не заметить, если бы драматург и режиссёр не настроили нас правдивым изображением советской жизни на самый требовательный лад.

Надо сказать и об отдельных недостатках фильма.

Рядом с простой и жизненной манерой большинства артистов неестественной кажется игра В. Володина в роли завхоза Антона Петровича Мудрецова. Талантливый комедийный артист не учел, что стиль актёрской игры в кино, в отличие, например, от опереточной сцены, требует наибольшей простоты, естественности, жизненности, а глубоко реалистическая природа нового фильма Н. Пырьева предъявляет актеру ещё более повышенные требования. Из-за сокращения эпизодов, которые были в сценарии, обеднена роль Феди Груши, которого играет талантливый артист Борис Андреев. Есть в некоторых частях фильма длинноты. Но недостатки фильма – частные, незначительные, а достоинства его велики.

В фильме «Кубанские казаки», как уже сказано, отчетливо намечены новые пути, которые могут привести к плодотворному развитию советской кинокомедии, жизнеутверждающей, воспевающей советскую жизнь, советского человека.

Иван Александрович Пырьев – талантливый мастер советского киноискусства, по праву и достоинству носящий звание народного артиста Союза Советских Социалистических Республик. Творчество И. Пырьева, его произведения любимы всем советским народом. Недаром этот выдающийся художник пять раз удостоен Сталинской премии, недаром советские люди, трудящиеся Абаканского избирательного округа, отмечая заслуги верного сына Родины, художника-патриота, вдохновенного поэта советской жизни Ивана Александровича Пырьева, выдвинули его кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Глеб Граков.

Опубликовано в газете «Советское искусство» от 4.03.1950г.

________________________________________________

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.