Основу будущего советского киногиганта киностудии “Мосфильм” положили национализированные и объединенные в 1923 году киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова на Житной улице и Иосифа Николаевича Ермольева в Брянском переулке.
Приятие получило в свое распоряжение съемочные павильоны и оборудование двух крупнейших кинофирм царской России и получило название «Московская фабрика «Совкино», объединив в один хозяйственно-производственный организм Первую и Третью кинофабрики «Союзкино». В ноябре 1923 года режиссер Борис Александрович Михин приступил к съемкам своего нового фильма «На крыльях ввысь», которому выпала честь стать первым фильмом новой кинофабрики, а дата его выпуска на экран – 30 января 1924 года, стала днем рождения будущего киноконцерна “Мосфильм”.
Скоро стало ясно, что увеличение производства фильмов требует расширения киностудии, создания единого комплекса для всех этапов кинопроцесса, сосредоточенных в одном месте. Нужен был киногород.
Закладка нового, современного киногорода с огромной помпой состоялась 20 ноября 1927 года на Воробьевых горах близ деревни и станции окружной железной дороги Потылиха.
9 февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики, которая уже во время строительства в 1930 году была переименована из «Совкино» в «Союзкино». В 1932 году киностудия получила название “Московская фабрика «Росфильм». Через год она стала Московской фабрикой «Союзфильм». В 1934 – переименована к Московский кинокомбинат. И наконец в 1935 году обрела свое всемирно известное название “Мосфильм”. Эмблема киностудии «Мосфильм» – скульптура В.И.Мухиной “Рабочий и колхозница” на фоне Спасской башни, впервые появилась на экране в кинокомедии «Весна», выпущенном на экран 2 июля 1947 года.
С первых дней и на протяжении всех лет работы киностудия “Мосфильм” постоянно укрепляла свою техническую базу не только за счет приобретения новинок кинотехники, но и активно участвую в их разработке и создании. По сути “Мосфильм” всегда был не только фильмопроизводящей компанией, но и одним из научно-исследовательские центров как в технической и творческой областях кинопроизводства, так и в организационной. Технические разработки сотрудников студии, как самостоятельные, так и сделанные в содружестве с учеными НИКФИ и других научно-исследовательских институтов в большинстве случаев становились крупными изобретениями и после проведения экспериментальных работ на кинопроизводстве находили широкое применение на киностудиях не только СССР, но и многих стран мира.
Все 90 летняя история “Мосфильма” – история пионера отечественного кино, экспериментатора и первопроходца.
Об этом свидетельствуют не только фильмы студии, но сами стены. Спроектированная в эпоху немого кино, строящаяся в эпоху перехода к звуку, киностудия смогла в кратчайшие сроки приступить к выпуску звуковых картин на собственной производственной базе и уже в сентябре 1931 года, черед два месяца после громкой премьеры “Путевки в жизнь” выпустила свой первый звуковой полнометражный игровой фильм «Рядом с нами» режиссера Николая Осиповича Бравко.
До сих пор не сходит с экранов первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» режиссера Г.В. Александрова и оператор В.С. Нильсена с блистательными Любовью Орловой и Леонидом Утесовым в главных ролях. Выпущенная на экран 25 декабря 1934 года, перевыпущенная повторно в 70-е годы прошлого века, отреставрированная и колоризованная в веке двадцать первом – она до сих пор смешит и радует зрителей эпохи гаджетов.
Сегодня мало кто вспомнит, что «Веселые ребята» были не только прорывом в области киносмеха, но и в области кинотехники. На съемках фильма применялись самые передовые по тем временам технологии: рир-экран, транспорант, макеты. Трудности специфики производства звукового фильма и получения качественного звука при синхронной съемке, создатели фильма изобретательно преодолели, впервые применив съемку музыкальных номеров под готовую фонограмму, записанную в студийных условиях.
В 1935 году 25 августа новый прорыв и уже мирового масштаба. На экран вышел первый в мировой кинематографии полнометражный игровой фильм «Новый Гулливер», созданный средствами объемной мультипликации, в котором мультипликационные персонажи сосуществуют с живыми актерами. Около 1500 кукол.
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР» (1935)
Творческие и технические работники “Мосфильма” первыми приступили к освоению методов цветного кино. В 1936 году под руководством Павла Михайловича Мершина был разработан и практически осуществлен процесс трехцветной съемки и последующей печати цветных копий на хромированном желатине. Через четыре года после создания У.Диснеем (W.Disney) первого полноцветного анимационного рисованного фильма «Flowers And Trees» (Цветы и деревья) (1932), снятого по трехцветной субтрактивной системе Technicolor (Процесс №4), “Мосфильм” 4 января 1937 года выпускает первый в мире цветной кукольный анимационный фильм «Лиса и Волк», созданный по трехцветному методу П.М. Мершина.
Мультипликационным объединением “Мосфильма” в 30-годы было снято только 5 полноцветных анимационных фильмов. Но каждый из них – маленький шедевр волшебников-мастеров киностудии. Особое место среди них занимает цветная кукольная анимация, поставленная великим отечественным киносказочником А.Л. Птушко в 1937 году «Сказка о рыбаке и рыбке». Об этих фильма нельзя писать, их надо смотреть. Более 70-ти лет эти шедевры были недоступны зрителям. До наших дней не дошло ни одной, даже черно-белой копии. К счастью, в Госфильмофонде России сохранились цветоделенные исходные негативы, фонограммы и монтажный лист, что позволило автору этих строк цифровыми методами восстановить оригинальный цвет всех этих фильмов. И вот уже в веке XXI восстановленные творения мастеров мосфильмовской цветной анимации 30-х годов века прошлого вновь покоряют сердца современных зрителей не только нашей страны, но и открывают глаза на “лапотный” русский кинематограф зарубежным зрителям, вызывая удивление и восторг.
В 1939 году по трехцветному методу П.М. Мершина режиссером А.И. Медведкиным и оператором Ф.Ф. Проворовым был снят и выпущен на экран полноцветный документальный фильм о физкультурном параде в Москве «Цветущая юность».
Даже в годы войны мастера “Мосфильма” продолжали освоение цвета. Режиссер И.А.Савченко в содружестве с операторами Ф.Ф. Проворовым и Г.А. Рейсгофом по трехцветному методу П.М. Мершина поставили первый советский цветной полнометражный игровой фильм «Иван Никулин – русский матрос». 1 апреля 1945 года фильм был выпущен на экран и огромным успехом долгие годы не сходил с экранов советских кинотеатров. В 1996 году Госфильмофонд совместно с НИКФИ восстановил цветную копию картины и впервые показал 29 января 1997 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы», а 23 февраля 1997 года цветной вариант фильма увидели и телезрители.
Первым среди советских киностудий “Мосфильм” приступил и к освоению цветного негативно-позитивного процесса на трофейной многослойной цветной пленке “Agfacolor B”.
С.М. Эйзенштейн еще в начале 1945 года первым использовал немецкий пленочный трофей для съемки цветной сцены второй серии фильма “Иван Грозный”.
А сразу после окончания Великой Отечественной войны на “Мосфильме” были запущены в производство два цветных фильма по новой технологии. Режиссер И.А. Савченко и оператор Е.Н. Андриканис начали снимать цветную комедию “Старинный водевиль”.
В это же время режиссер А.Л. Птушко и оператор Ф.Ф. Проворов приступили к съемкам уральского сказа «Каменный цветок». 29 апреля 1946 года началось победное шествие фильма по экранам нашей страны и мира. Сложнейшие комбинированные съемки, большие реалистичные комплексные декорации под натуру в павильоне, сказочный сюжет, прекрасная актерская игра и конечно мастерство режиссера и оператора в 1946 году покорили не только простых зрителей, но и сердца жюри Каннского международного кинофестиваля, где «Каменный цветок» опередил в конкурсе американские цветные картины и был признан Лучшим цветным фильмом фестиваля.
В канун 135 летнего юбилея Победы над Наполеоном 1 июля 1947 года вышел на экраны страны «Старинный водевиль», ставший вторым цветным игровым полнометражным фильмом “Мосфильма” по негативно-позитивной технологии цветного кино.
В середине 40-х годов на “Мосфильме” началось освоение стереоскопического кинематографа.
В 1947 году на экране единственного на то время стереоскопического кинотеатра “Стереокино” в Москве начал демонстрироваться объемный мосфильмовский первенец полнометражнная игровая картина «Машина 22-12», снятая по системе “Стерео-35/19” режиссером В.В. Немоляевым и оператором С.Я. Рубашкиным.
Первый советский фильм-балет «Ромео и Джульетта», снятый на пленку мосфильмовскими мастерами и выпущенный на экран 25 марта 1955 года, дал возможность уже не одному поколению любителей балета наслаждаться искусством великой Галины Сергеевны Улановой в роли Джульетты в балете С.С. Прокофьева.
16 ноября 1956 года режиссер А.Л. Птушко и оператор Ф.Ф. Проворов раздвинули рамки экрана, представив зрителям московского кинотеатра “Художественный” первый советский цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм стереофоническим звуком «Илья Муромец».
Но начало освоения широкого экрана в игровом кино на “Мосфильме” положил Э.А. Рязанов, который совместно с С.Н. Гуровым поставил в 1955 году небольшой фильм-ревю с игровым сюжетом “Счастливая юность”.
Знаток музыкального искусства режиссер “Мосфильма” Вера Павловна Строева не раз радовала кинозрителей музыкальными фильмами с участием прославленных советских мастеров оперы, балета и эстрады. В 1954 году она поставила цветной фильм-оперу “Борис Годунов” с участием выдающихся солистов Большого театра Александра Пирогова и Ивана Козловского. Новая широкоэкранная техника, 4-канальный стереофонический звук дали В.П.Строевой возможность максимально раскрыть на экране всю силу трагедии в экранизации оперы «Хованщина». Выпущенный на экран 14 ноября 1959 года это фильм-опера, как и “Борис Годунов” до сих пор востребованы любителями оперного искусства всего мира.
23 ноября 1961 года студия выпускает в прокат первый советский цветной широкоформатный игровой фильм с 6-канальным стереофоническим звуком «Повесть пламенных лет», поставленный Юлией Ипполитовной Солнцевой.
В 60-е годы “Мосфильм” в содружестве с НИКФИ продолжил освоение новых систем стереоскопического кинематографа. Больше года в кинотеатре “Рекорд” демонстрировался первый советский цветной широкоэкранный стереоскопический фильм со стереофоническим звуком «Вечер в Москве», выпущенный на экран 2 ноября 1963 года. Необычный формат кадра, объемное изображение и “солнечный клоун” Олег Попов в главной роли обеспечили этому обыкновенному по форме и содержанию фильму-ревю такой долгий зрительский успех. Но успех у зрителей не был воспринят как победа новой системы у ее создателей. Система оказалась не совершенной и требовала устранения и доработки и очень значительной. В то же время, развитие широкоформатного кинематографа привело разработчиков к мысли создания новой системы стереокино на базе 70 мм аппаратуры. Так появилась система “Стерео-70” и “Мосфильм” первым начал ее внедрение в кинопроизводство. Первый цветной стереоскопический игровой фильм «Нет и да», снятый по этой системе начал демонстрироваться 30 апреля 1968 года по поляризационному способу в малом зале нового московского кинотеатра “Октябрь” и выдержал зрительский интерес только на 450 сеансах. “Первый блин” оказался комом и по сюжету, и по режиссуре, да и по актерской игре. Зато второй мосфильмовский стереоскопический фильм «Таинственный монах», заменивший 1 октября 1968 года на экране “Октября” первую картину, продержался в прокате стереокинотеатров СССР целых 10 лет и собрал более 37 миллионов зрителей.
Широкоформатная система кинематографа дала жизнь не только “Стерео-70” , но и новому направлению поли-вариоскопическому кино.
19 апреля 1967 года в московском кинотеатре “Россия” состоялась премьера первого советского цветного широкоформатного вариоскопического игрового фильм «Айболит-66», поставленного на “Мосфильме” режиссером Р.А. Быковым.
Через три года на суд зрителей 22 апреля 1970 года “Мосфильм” представил первый советский широкоформатный поликадровый, вариоскопический фильм «Наш марш» режиссеров А. Шейна и А. Светлова. Это фильм дал старт новой системе, разработанной в 1969 году на киностудии «Мосфильм» соместно с НИКФИ и получивший название «Совполикадр». В последующие годы на производственной базе “Мосфильма” к знаменательным датам в истории СССР и для демонстрации на международных выставках было снято более десятка фильмов по этой системе.
9 июля 2019 года интернет издание ПрофиСинема.ру сообщило:
“НА МОСФИЛЬМЕ ЗАРАБОТАЛ НОВЫЙ СЪЕМОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН
8 июля стало известно, что новый съемочный павильон и здание хранилища сценическо-постановочных средств на территории киноконцерна Мосфильм получили разрешение на ввод в эксплуатацию. Общая площадь двух зданий 18 тысяч кв. метров.
В одноэтажном павильоне площадью 2500 кв. метров смогут работать около 200 человек. В здании оборудованы гримерные, костюмерные, реквизиторские, аппаратные, комнаты отдыха. В павильоне предусмотрена специальная система звукоизоляции, а также современные инженерные системы, включая системы кондиционирования воздуха, вентиляции, дымоудаления, центрального отопления и автоматическую систему пожаротушения.
Кроме того, было построено здание хранилища сценическо-постановочных средств площадью 15 500 кв. метров. В новом хранилище разместилась огромная коллекция киноконцерна: около 300 тысяч костюмов и предметов одежды разных исторических эпох, а также около 100 тысяч единиц разнообразного реквизита. Здание оборудовано современными системами хранения. На цокольном этаже разместился обширный парк ретроавтомобилей Мосфильма.
Рядом с павильоном находится наземная парковка и благоустроенная территория”.
21 сентября 2023 года распахнул свои двери новый киноконцертный комплекс «Мосфильма» – первых зрителей в ознакомительном режиме принял открывшийся премьерный кинотеатр «Синема Парк Мосфильм».
Официальный сайт киностудии “Мосфильм” | |
Онлайн-кинотеатр “Мосфильма” | |
Музей “Мосфильма” |
|
Услуги киноконцерна “Мосфильм”
|
ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ ПОЛИЭКРАННЫХ ВАРИОСКОПИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ
__________________________
Библиография:
- Литература и искусство, №16, 17.04.1943, стр. 1. “Производство цветных фильмов”
- Литература и искусство, № 39, 23.09.1943, стр. 4, Г. Александров “Жизнь киностудии”
- Вечерняя Москва, №230, 29.09.1943, стр. 3 “Там где создается фильм…”
- Вечерняя Москва, №78, 01.04.1944, стр. 3. Мосфильм цветная лаборатория.
- Вечерняя Москва, №65, 17.03.1945, стр. 4. Мосфильм, цветная лаборатория
- Советское искусство, № 16, 17.04.1948, стр. 3. “Русская сказка на экране”;
- Вечерняя Москва, №220, 16.09.1948, стр.3. “Передовой отряд работников цветной кинематографии”
- Огонек. 1955, №37. “НА МОСФИЛЬМЕ”, стр 22-23
- Вечерняя Москва, 02.11.1956. Фестиваль фильмов киностудии “Мосфильм”.
- Известия №103, 01.05.1935, стр. 8. “КАДР ИЗ ФИЛЬМА” (о фильмах Цирк и Карнавал цветов)
- Искусство кино №7, 1979, стр. 11-21. В.Головня “Мосфильм” в годы Великой Отечественной войны.
Киностудии СССР и России