Впоследствии Джордж А.Смит
«Мы имели случай видеть результаты, полученные мистером Смитом в цветной кинематографии, и хотя здесь еще много чего можно пожелать, все же надо признать достигнутое очень удачным. Мы сравнивали цвета проецируемых картин с действительными цветами и считаем, что передача цвета очень точная, особенно передача красных тонов. При съемке и проецировании употреблялись только два фильтра — оранжево-красный и сине-зеленый, обычно же употребляемый третий фильтр, сине-фиолетовый, здесь опущен. Конечно, цвета не вполне чистые – имеют легкий желтоватый оттенок, но при проецировании на экран вместе с яркими цветами этот дефект почти незаметен. Достигнутый успех столь значителен, что мы готовы ручаться, что процесс очень скоро станет коммерчески эксплуатироваться».
По системе «Кинемаколор» съемка производилась на черно-белую пленку через вращающиеся перед объективом на специальной турели перемежающиеся красный и зеленый светофильтры с частотой 32 кадра в секунду. Таким образом получалось 16 пар цветоделенных черно-белых изображений.
Проекция велась с удвоенной скоростью, так же через красный и зеленый светофильтры.
Применение двух цветов частично уменьшало ВРЕМЕННОЙ ПАРАЛЛАКС и ЦВЕТНУЮ КАЙМУ, хотя и ограничивало количество передаваемых цветов и приводило к искаженной цветопередаче некоторых их них. Но сам изобретатель 9 декабря 1908 года на лекции в Королевском обществе искусств заявил, что два цвета могут дать тот же эффект, что и три. В подтверждение этого были продемонстрированы двухцветные съемки лодочных гонок и сцены уборки урожая.
На увеличенных фрагментах цветоделенных кадров хорошо виды отличия одного и того же изображения, снятого через красный и зеленый фильтр. Красный камзол воспроизводится почти белым на «красном» кадре и серым на «зеленом» кадре. Черные камзолы на обоих цветоделенных кадра воспроизводятся почти одинаковым темно-серым цветом. При проекции на экран таких кадров через соответствующие светофильтры разница в плотности одноименных частей кадра выступает фильтром к количеству пропускаемых на экран лучей зеленого и красного света, которые и образуют на экране результате аддитивного синтеза цветное изображение. Одинаковая плотность черных камзолов на обоих кадрах задерживает красные и зеленые лучи в одинаковых количествах, которые, смешавшись, создают на экране цвет близкий к черному. А почти прозрачное изображение красного камзола на «красном» позитиве свободно пропускает свет красного светофильтра на экран, в то время как через зеленый фильтр проецируется через серое изображение этого камзола, то есть срезается значительная часть зеленого цвета. В такой пропорций проекция красного и зеленого света воспроизводится на экране как почти чистый красный цвет.
26 февраля 1909 года началась коммерческая эксплуатация системы «Кинемаколор» в лондонском «Palace Theatre of Varieties».
ПРОГРАММА ПЕРВОГО КИНОСЕАНСА СОСТОЯЛА ИЗ 21 ЦВЕТНОГО ФИЛЬМА:
«Включение в программу театра «Варьете» смит-урбановской цветной кинематографии обозначает новую эру в применении фотографии. Просмотры в помещении Компании Урбана и недавно в Королевском обществе искусств показали значительный успех примененного метода, и похвалы специалистов были повторены с еще большим энтузиазмом прессой и широкой публикой, смотревшей фильмы в прекрасном театре в Кембридж-Циркус. На этих демонстрациях широкая публика ознакомилась с последним триумфом кинематографии».
Через два года, 17 апреля 1911 года «Британский фотографический журнал» напишет: «Программа сеансов «Кинемаколор» очень обширна. Она началась в последний понедельник с закрытого просмотра, на котором присутствовали Альберт Смит и др. Эта про¬грамма включала деревенские и сельскохозяйственные сцены, текущие события, студийные съемки, игровые киносцены и съемки растущих цветов. Сеанс закончился эффектной сценой, взятой из одной немецкой пьесы, исполнявшейся 8 или 9 лет тому назад в «Аполло-Театре» в Берлине. Инициаторов из «Кинемаколора» можно поздравить с организацией интересных сеансов, соединяющих образование и развлечение. Эти сеансы — единственные в своем роде и уже способны занять свое особое место в ряду театров Лондона».
Несмотря на все недостатки, успех первой системы цветного кинематографа был бесспорным, о чем свидетельствует тот факт, что система была запатентована десятком стран на всех континентах и успешно эксплуатировалась почти десять лет.
Первый патент на «Кинемаколор» вне Великобритании был получен в США в июне 1907 года. Первая публичная демонстрация в США состоялась 11 декабря 1909 года в Мэдисон Сквер Гарден (Madison Square Gardens) в Нью-Йорке (New York).
Второй патент был получен во Франции 22 августа 1907 года. А 8 июля 1908 года на специальной выставкой в Париже для членов Института гражданских инженеров прошла его первая демонстрация.
Первая демонстрация программы фильмов «Кинемаколор» для немецких зрителей прошла в Берлинском Саду (Berlinischen Garten) июне 1909 года.
В России с августа 1910 года проходили регулярные демонстрации цветных фильмов по системе «Кинемаколор». 16 августа 1910 года в журнале «Сине – фоно» было опубликовано следующее сообщение:
«Санкт-Петербург. В одном из вновь выстроенных зданий «Скетингринка» демонстрировались фильмы, «изготовленные в натуральных цветах по способу Урбана. Фильмы произвели на зрителей очень выгодное впечатление».
В связи с началом эксплуатации системы, в России начиная с 27 октября 1910 года в Санкт-Петербурге начал издаваться Еженедельный журнал синематографии и общественной жизни «Кинемаколор» под редакцией В. А. Забелина.
Российские зрители и пресса с восторгом отзывались о новой системе цветного кинематографа. В подтверждение этому приведем фрагмент статьи из журнала «Кинема» за 1915 год:
«Вопрос о цветной кинематографии можно считать решенным.
В театре Акц. Общества А. Ханжонковъ и КО» демонстрируется теперь серия снимков, сделанных в натуральных цветах. Это не раскраска более или менее совершенная, которую мы видели и раньше, а нечто совсем необыкновенное.
Кинематограф сделал громадный шаг вперед; это не черная природа, а живая, переливающаяся всеми оттенками, залитая подлинным ослепительным солнцем.
На экране появляется рекламная надпись, обещающая картины, снятые в красках, и в зрительном зале слышится недовольный ропот.
Ничего нет хуже этих кинематографических раскрашенных картин, в которых небо и вода бывают обозначены одинаковой голубой анилиновой полоской, и фигуры покрыты бесформенными цветными пятнами. Уж лучше пускай обычные черные снимки.
Красные мундиры. Смотр английских войск. Настоящая цветная движущаяся фотография.
У нее нет ровно ничего общего с картинами, раскрашенными от руки.
На экране, в левом нижнем углу, виден раскрытый ярко-изумрудный зонтик. Окутанная лиловатой дымкой опушка далекого леса.
И между этими двумя пятнами движется красочная феерия: кирасиры в пернатых касках, шотландцы въ кирпично-красных куртках, зеленовато-серые хоботы орудий.
И это переливается всеми цветами радуги. Мы уже не перед экраном, а за окном; мимо нас проходит пестрая и ослепительная жизнь.
Настоящая вакханалия красок начинается с появлением индусских раджей, восседающих, как идолы, в парчовых палатках на спинах огромных, разукрашенных золотом и драгоценными камнями, слонов.
Но еще лучше сухопутных выходят в цветной кинематографии морские виды. Маневры английского флота: море играет и светится, и переливается тысячью оттенков. Промчалась торпедная лодка с красно-белым флагом, выпустила мину, и она летит, ныряя в волнах, и огонь трепещет в какой-то выемке на ее спине.
Мостик флагманского судна; покрытое золотым шитьем мундиры. Это отдельные, не связанные никаким единством, никакой кинематографической интригой, моменты, и все-таки внимание зрителей не ослабевает ни на минуту.
Все эти цвета, меняющиеся и переходящее один в другой, точно в калейдоскопе, очаровывают гораздо сильнее, чем самая запутанная самая раздражительная кинематографическая драма»
Первая демонстрация цветных фильмов по системе «Кинемаколор» в Канаде прошла 24 февраля 1913 года в Кинемаколор Театр Ванкувера (Vancouver’s Kinemacolor Theatre).
11 июня 1913 года в Ватикане состоялся просмотр программы фильмов «Кинемаколор» папой Римским Пием X (Pius X).
В августе 1913 года Император Японии Иосихито просмотрел трехчасовую программу «Кинемаколор» и с 1 октября 1913 года началась коммерческая демонстрация этой программы в «Кирин-Кан» в Асакусе в Токио (Kirin-kan in Asakusa, Tokyo). С 1913 по 1917 годы японские кинематографисты сняли несколько десятков цветных фильмов. Последний японский фильм «Saiyûki Zokuhen» по системе «Кинемаколор» был выпущен в японский прокат в июле 1917 года.
Цветные фильмы и программы по системе «Кинемаколор» в 10-е годы двадцатого века с успехом демонстрировались так же в Бельгии, Бразилии, Голландии, Италии Люксембурге и Швейцарии.
Компанией «Natural Colour Kinematograph Co.» Чарльза Урбана было снято несколько сотен цветных фильмов как игровых, так и документальных о чем свидетельствует «Каталог фильмов Кинемаколор. Живые сцены в их натуральных цветах. 1912-1913» («The catalogue of Kinemacolor film subjects. Animated scenes in their actual colors. 1912-1913).
Выделим некоторые их них:
В ноябре 1910 года на экран был выпущен первый в мире цветной игровой короткометражный фильм «BY ORDER OF NAPOLEON» (По приказу Наполеона).
В ноябре 1910 года был выпущен первый в мире цветной научно-популярный фильм «THE BIRTH OF A FLOWER» (Рождение цветка) пионера научного кинематографа Ф. Перси Смита (F. Percy Smith, 1880-24.03.1945), который был снят методом цейтраферной съемки и демонстрировал зрителям фантастическую цветную картину рождения цветка. Этот фильм и два других фильма Перси Смита «The Strength and Agility of Insects» (Сила и проворство насекомых) и «From Bud To Blossom» (От зародыша до цветка), снятые в 1910 году стали первыми в мире научно-популярными цветными фильмами.
Надо заметить, что при цейтраферной съемке растений временной параллакс практически равен нулю и цветная кайма не образуется. А так как для съемки выбирались растения красного, желтого, зеленого и близких к ним оттенков, то не возникало искажений при передаче цветов, что создавала полную иллюзию натурального цвета.
«Royal Funerals» (Королевские похороны) (1910) – репортаж о похоронах английского короля Эдварда VII (Edward VII) 20 мая 1910 года стал первым выпуском кинохроники в цвете.
С большим успехом в октябре 1912 года в Скала Театре (Scala Theatre) в Лондоне демонстрировался двухчасовой цветной документальный фильм «The Making Of The Panama Canal» (Строительство панамского канала).
В 1913 году в течение нескольких месяцев на экран выходили номера первого цветного киножурнала (cinemagazine) «Fashion Gazette» (Бюллетень моды).
Издаваемый Чарльзом Урбаном журнал «Биоскоп» (Bioscope) в декабре 1913 года анонсировал демонстрацию в Париже новых цветных фильмов «Natural Color Kinematograph Company»:
Экранизвции – Мориса Маетерлинка (Maurice Maeterlinck) «Mary Magdalene» (Мэри Магдалин), Франциска Ходгсон Бернетта (Frances Hodgson Burnett) «Little Lord Fauntleroy» (Маленький лорд Фонтлерой), Баронессы Элен Джинголд (Helen Gingold) «Abelard and Heloise» (Абелард и Элоиза) и Лоренса Кауэна (Laurence Cowen) «The World, the Flesh and the Devil» (Мир, Плоть и Дьявол); научно-популярные фильмы – «Round the World in Two Hours» (Вокруг мира за два часа) и «Armies and Navies of the World» (Армии и флоты мира).
9 апреля 1914 года в Лондоне в Скала Театре (Scala Theatre) состоялась премьера первого в мире цветного полнометражного игрового фильма «THE WORLD, THE FLESH, AND THE DEVIL» (Мир, плоть, и дьявол)*.
«Кинемаколор» был первой коммерчески успешной системой цветного кино. Многие фильмы, снятые в этой системе, до сих пор представляют не только интерес с точки зрения развития кинотехники, но и как уникальный материал в цвете многих исторических событий начала прошлого века. К сожалению, многие фильмы утеряны, но некоторые из них в виде фрагментов или целиком хранятся в следующих киноархивах мира: Бельгия – Cinematheque Royale de Bet-gique, Brussels, Belgium; Великобритания – Imperial War Museum Film & Video Archive, London, UK National Film and Television/ Archive (part of the British Film institute), London, UK; Германия – Stiftung Deutsche Kinemathek, Berlin, Germany; Италия – Cineteca del Comune di Bologna, Bologna, Italy; Нидерланды – Nederlands Filmmuseum, Am-sterdam, Netherlands; Россия – Российский государственный архив кинофотодокументов, Россия, г. Красногорск; США – George Eastman House, Roches-ter, USA / Library of Congress, Washing¬ton, D.C., USA / National Archives and Records Administration, Washington, D.C., USA / The American Film Institute, Los Angeles, USA; Франция – Les Archives du Film du Centre National de la Cinematographic, Bois d’Arcy, France.
-
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «The Durbar At Delhi» (Торжественный прием в Дели) (1912)
-
«THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели) (1911)
-
ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬМЫ по системе KINEMACOLOR производства английской компании Natural Colour Kinematograph Co.
-
ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬМЫ по системе KINEMACOLOR производства американской компании Kinemacolor Company of America
-
ПРИМЕРЫ ЦВЕТОДЕЛЕННОГО ПОЗИТИВА KINEMACOLOR
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
ДВУХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
-
- КИНЕМАКОЛОР – ПИОНЕР ЦВЕТНОГО КИНО
- BIOCOLOUR (Биоколор)
- PRIZMA (I) (Призма I)
- NATURALCOLOR / DOUGLASS COLOR (Натуралколор / Дуглас Колор)
- CINECHROME (Синехром)
- CINECOLOR (Синеколор) (Великобритания)
- BUSCH COLOR (Буш Колор)
- RAYCOL (Райкол)
- CINEOPTICHROME (Синеоптихром)
- VITACOLOR (Витаколор)
- СПЕКТРОКОЛОР
- MORGANA (Моргана)
- COSMOCOLOR I (Космоколор I)
- JILMORCOLOR (Джилморколор)
- MAGNACHROME (Магнахром)