ХМУРОЕ УТРО
СССР, Мосфильм, 1959, цв. (фабрика №3, Шостка), 104 мин. (10 ч., 2868,9 м.), 35 мм, ш/э (Широкий экран) 2.35:1, стерео (4-канальная магнитная); обычный формат 1.37:1, цв., 98 мин., моно (оптическая). ГФФ: №10628, №10263.
Прокат цветного широкоэкранного вариант фильма со стереофоническим звуком начался в Москве 26 апреля 1959 года.
(Фильм снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном 2.35:1 и обычном 1.37:1).
Обычный цветной вариант фильма с монофоническим звуком 6 июля 1959 года был выпущен на экран московских кинотеатров: Восток, Встреча, Красная Пресня, Огонек, клуб завода “Прожектор”, ДК имени Ленина, филиал ДК завода Лихачева, клуб имени Серафимовича.
- Обычный вариант фильма демонстрировался в 19.45 по первой программе Центрального телевидения 05.09.1959 года.
Автор сценария Борис Чирсков. Режиссер-постановщик Григорий Рошаль. Оператор-постановщик Леонид Косматов. Художник Иосиф Шпинель. Композитор Дмитрий Кабалевский. Звукорежиссер Лев Трахтенберг. Режиссеры: М, Заржицкая, К. Полонский. Монтажер Т. Зинчук. Художник по костюмам О. Кручинина. Художник-гример Е. Ломова. Комбинированные съемки: оператор Борис Арецкий, художник Людмила Александровская. Консультант генерал-лейтенант Н.Осликовский. Редактор Н. Рудакова. Оркестр Управления по производству фильмов, дирижер Дмитрий Кабалевский. Директор картины В. Циргиладзе.
В ролях:
Руфина Нифонтова (Катя), Нина Веселовская (Даша), Вадим Медведев (Телегин), Николай Гриценко (Рощин), П. Винников (Ленин), Майя Булгакова (Агриппина Чебрец), Виктор Авдюшко (Иван Гора), Павел Винников (Тётькин), Леонид Пархоменко (Алексей Красильников), Пётр Модников (староста), В. Адаменко (Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига), Любовь Соколова(Анисья), Наталья Кустинская(Маруся), Нонна Мордюкова (Матрёна Красильникова), Борис Андреев(матрос Чугай), Анатолий Соловьёв (Латугин), Виталий Матвеев (Нестор Иванович Махно), Владимир Белокуров (Лёва Задов), Владимир Таскин (Чёрный, идейный анархист), Виктор Яковлев (Мельшин, пленный офицер), Олег Голубицкий (Михаил Шарыгин), Семён Свашенко(Яков), Александр Титов (Чесноков, командир бригады), Нина Меньшикова (Анисья), Николай Гладков (председатель ревкома Екатеринослава), М. Гладыш, Анатолий Соболев, Г. Ступишин (Вера Бурлакова, горничная в московской квартире), Зоя Русина, Николай Смирнов (анархист), Николай Сморчков (красный командир), Анастасия Зуева (просительница у Махно).
Московский кинотеатр “Ленинград” с рекламой фильма “Хмурое утро”
По заключительной части трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».
Огнем гражданской войны охвачена молодая Страна Советов. На подступах к Царицыну идет жестокая битва. Уже много дней сражается батарея Телегина, обороняя Царицын. В одном из наступлений Телегин получает сильное ранение. Его направляют в госпиталь. Там он встречается с Дашей. Тем временем Рощин дезертирует с фронта и отправляется на поиски Кати. Из Екатеринослава он попадает в Гуляй-Поле, прямо к батьке Махно. Махно принимает Рощина за деникинского офицера, разведчика. Естественно, Рощин не может дать никаких сведений. Тогда Махно решает взять его к себе в штаб, чтобы большевики подумали, будто батька с деникинцами снюхался.
К Махно между тем прибывают два делегата: матрос Чугай, посланный советским командованием, чтобы склонить батьку к совместным действиям против Петлюры, и анархист Леон Черный, примчавшийся из Харькова для борьбы с большевиками. Чугаю удается склонить Махно на сторону большевиков. Рощину поручают инспектировать в Екатеринославе план восстания. За время подготовки восстания Рощин много передумал. Он впервые почувствовал себя пригодным для хорошего дела. Начинается восстание Петлюровские части терпят поражение. В Екатеринославе объявляется Советская власть. Но ненадолго: свежие силы петлюровского полковника Самокина снова врываются в город. Среди махновцев — паника. Сам Махно удирает. В неравном бою гибнут Маруся, предревкома и многие другие. Рощин ранен. По выздоровлении он получает назначение в штаб курсантской бригады. Теперь он без колебаний принимает революцию, убедившись в том, что подлинная Россия будущего —- Россия большевистская, Россия коммунистическая. Только тревога о Кате еще связывала его с прошлым. А Катя, избавившись от подлеца Красильникова, стала учительницей. Она совершенно не подозревала, что Рощин жив и все еще не теряет надежды найти ее… Даша, Телегин, Латугин, Катя, Рощин, Чугай — словом, все те, кто нелегким путем пришел к признанию революции, встречаются на XVIII съезде Советов в Большом театре.
На III Всесоюзном фестивале советских фильмов в Минске (1960) фильму присуждена (вместе с фильмами «Отчий дом» и «Иванна») Вторая премия, художнику И. Шпинелю — Первая премия, композитору Д. Кабалевскому — Первая премия, актрисе Р. Нифонтовой — Первая премия за лучшее исполнение женской роли и актрисе Н. Веселовской — Поощрительный диплом.
Библиография:
«Литературная газета», 12.II 1959; «Литература и жизнь», 13.V.1959; «Советская культура», 2.Х 1958, 21.V 1959; «Советская Россия», 8.У 1959; «Московский комсомолец», 21.111 1959; «Вечерняя Москва», 8.01. 1959; «Советский флот», 29.IV 1959; «Советская Латвия», Рига, 15.V 1959; «Советская Эстония», Таллин, 22.VII 1959; «Коммунист Таджикистана», Душанбе, 16.V 1959; «Советская Молдавия», Кишинев, 26.У 1959; «Вечерний Ленинград», 24. IV 1959; «Уральский рабочий», Свердловск, 14.V 1959; «Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 24.V 1959; «Советская Сибирь», Новосибирск, 9,VII 1959; «Челябинский рабочий», 24.У 1959; «Волжская коммуна», Куйбышев, 19.V 1959 ; «Волга», Астрахань 6.12.VII 1959; «Коммуна», Воронеж, 17.V 1959; «Магнитогорский рабочий», 24.V 1959; «Советское Закарпатье», Ужгород, 14.VI 1959;«Тамбовская правда», 29.V 1959; «Тагильский рабочий», Н. Тагил, 19,VII 1959; «Удмуртская правда», Ижевск, 30.VI 1959; «Южный Урал», Оренбург, 31.V 1959; «Курская правда», 14.VI 1959; «Ленинское знамя», Липецк, 9.VI 1959; «Брянский рабочий», 12.VIII 1959; «Северная правда», Кострома, 7.VI 1959, «Омская правда», 30.V 1959; «Красное знамя», Владивосток, 14.V 1959; «Гродненская правда», 6.V1 1959; «Крымская правда», Симферополь, 17.V 1959; «Луганская правда», 17.V 1959; «Ленинское знамя», Петропавловск, 10.V1 1959; «Красное знамя», Сыктывкар, 5,VI 1959; «Коммунист», Джамбул, 10.V1 1959; «Акмолинская правда», 14.VI 1959; «Запорожская правда», 23.VI 1959; «Грозненский рабочий», 14.VI 1959; «Ленинская правда»* Петрозаводск, 5.УГ 1959; «Таганрогская правда», 22.V 1959; «Советская Татария», Казань, ЗО.У 1959; «Призыв», Владимир, 16.V 1959; «Кузбасс» Кемерово, 23.V 1959; «Вечерний Ростов», Ростов-на-Дону, 12.V 1959, «Знамя», Калуга, 13.V 1959.
«Искусство кино», 1959, № 7; «Советский экран», 1958, № 21, стр. 6-7; 1959 № 7, 17; «Киномеханик», М., 1959, № 3; «Агитатор», 1959, № 8; «Советская женщина», 1959, № 5.
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ |
- ШИРОКИЙ ЭКРАН. Съемка широкоэкранного фильма в двух форматах
- ШИРОКИЙ ЭКРАН. Советские широкоэкранные фильмы, снятые в двух форматах.
- ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
- 35-мм фильмокопия с 4-канальной магнитной стереофонической фонограммой
- СОВЕТСКАЯ ШИРОКОЭКРАННАЯ СИСТЕМА «ШИРОКИЙ ЭКРАН» (SovScope)