ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Правда, 10 декабря 1933 года. Л.Гинзбург. «Рваные башмаки»**

Правда, 10 декабря 1933 года. Л.Гинзбург. «Рваные башмаки»**

«Над полуразрушенным сараем — вывеска:
«Акц. О-во Путцке и сын. Принимаются рабочие только до десятилетнего возраста или не моложе 60 лет. Прочих просят не беспокоиться».
Это вывеска «солидной» капиталистической фирмы «Путцке и сын» — мусорного комбината, эксплоатирующего участок городской свалки. Его кадры рабочих — древние старики, инвалиды и малыши. Им, безответным, можно платить за много часов каторжного труда один-два пфеннига (полкопейки-копейку).
На свалке работает одно из главных действующих лиц картины — трехлетний Буби Слезак, сынишка безработного. Пока он на работе, его старший брат, десятилетний «Воробей», вынужден сидеть дома: в семье Слезак имеется только одна пара детских, да и то рванных, башмаков.
Тут можно ожидать традиционного трафарета жалостливых, сентиментальных и сюсюкающих детских фильмов а ля Джекки Куган, Бэби Пэджи и т.п. маленьких звезд буржуазной кинематографии… «Вечер был, сверкали звезды, на дворе мороз трещал…» Но ни одна богатенькая старушка так и не подарила братьям Слезак дополнительной пары башмаков, и, не смотря на это, фильм получился бодрый и жизнерадостный.
«Рваные башмаки» — волнующий рассказ о действительной жизни пролетарских ребят буржуазной Германии. Действующие лица в огромном большинстве — дети. Самому старшему из детей тринадцать лет. Ни одного профессионала-«вундеркинда». А играют прекрасно! Секрет — в правдивости и жизненности игры маленьких актеров, по-настоящему переживающих то, что им приходится играть перед кинооб’ективом. И это немудрено, ибо самая тема правдива и искренна.
«Рваные башмаки» — картина о классовой борьбе в Германии, о том, как эта борьба преломляется в детском мире, в серых стенах казенной прусской школы. Это не замкнутый мирок буржуазного ребенка. Классовая борьба врывается в жизнь пролетарских детей. Они участвуют в этой борьбе по-своему, но рядом со своими отцами и старшими братьями — на улице, в школе, на демонстрации забастовщиков.
Эта картина — одна из немногих, где удались положительные персонажи. Нет ходульных фигур. Нет лишних жестов, лишних слов. Значительно слабее обстоит с отрицательными персонажами.
Тов. Барская, постановщик и автор сценария, не пошла по легкому пути «агитки» и сделала культурный и интересный фильм. А это последнее качество, к сожалению, до сих пор далеко не часто встречается в произведениях нашей кинематографии.
Легкость, с которой смотрится картина, свидетельствует о большой работе, проделанной режиссером тов. Барской. Своеобразие «актерского состава» создавало в процессе работы трудности разнообразнейшего и часто чрезвычайно оригинального порядка.
К недостаткам картины нужно отнести недоработанность сценария. Слишком уж легко удается детям расправляться со штрейкбрехером (сцена со старым мастером). Несколько водевильно показано, что толкает этого мастера на путь штрейкбрехерства (угроза побоев со стороны жены!). выведенные в картине типы бой-скаутов далеко не отражают той серьезной опасности, которую представляет собой фашистская пропаганда среди молодежи и школьников.
Картина хорошо оформлена. Четкая, ясная фотография. Много света, солнца (кинооператор тов. Бобров). удовлетворительна и работа звукооператора тов. Деруп.
Фильм тов. Барской пробивает брешь в своеобразном бойкоте детской тематики нашей кинематографией. Это не картина о детях для детей и не «о маленьких для больших». Общественные просмотры «Рваных башмаков» показывали, что фильм одинаково захватывает и школьника и взрослого зрителя. И тем и другим он дает большую интернациональную зарядку. Разбивая предрассудок о том, что картина, создаваемая для детской аудитории, неинтересна взрослому, она показывает, какие большие возможности раскрываются перед нашими киномастерами в игнорируемой ими до сих пор детской тематике.
Где он — кинопоказ нашей советской пионерии, нашей советской школы? Неужели не «фотогенична» героическая борьба пионерских дозоров на колхозных полях? Почему нельзя показать жизнь великолепной нашей «третьей смены»?
Нужно только взяться за эти темы по-настоящему, и наш зритель — и юный и взрослый — получит много свежих и бодрых кинокартин, достойных нашей эпохи.
Кинофильм «Рваные башмаки» заслуживает того, чтобы его поскорей продвинули в кинотеатры». (Правда, 10 декабря 1933 года)

**17 декабря. Выпущен на экран первый советский детский звуковой художественный фильм — «Рваные башмаки» (Межрабпомфильм, 1933, ч/б, 88 мин. (8 ч., 2400 м), 35 мм, 1.37:1. Режиссер М. Барская. Операторы: Г. Бобров, С. Геворкян).

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.