«Уплотнение» (1918)

кино плакат фильм
Афиша к кинофильму «Уплотнение» (1918)

УПЛОТНЕНИЕ
СССР, Петроградский кинокомитет, Агитфильм, 1918, ч/б, 60 мин. (4 ч., 1560 м), 35 мм, 1.33:1, немой.
Выпущен на экран 7 ноября 1918 года.

Первый советский игровой фильм. Первый игровой фильм к/с «Ленфильм«.
Авт. сцен. А. Луначарский, А. Пантелеев; реж. А. Пантелеев, Д. Пашковский, А. Долинов; опер. В. Лемке.
В ролях: И. Лерский (Пульников, слесарь), Д. Лещенко (Хрустин, профессор).

О ломке старых общественных отношений под влиянием советской действительности.Прошел год после свершения Великой Октябрьской социалистической революции. В Петроградском университете на кафедре химии читает лекции старый, заслуженный профессор. Как и многие передовые русские интеллигенты, он с первых же дней революции стал на сторону народа. Но далеко не все окружающие профессора разделяют его взгляды. На иных позициях стоит его ученик, который утверждает, что наука должна находиться вне политики, а на деле ведет агитацию против большевиков. Старший сын профессора, в прошлом юнкер, — враг революции. Младший, гимназист, стоит на перепутье. В порядке уплотнения в одну из комнат квартиры профессора переселяют из сырого подвала рабочего и его дочь. Члены семьи профессора по-разному относятся к новым соседям. Но вскоре недоброжелательное отношение к семье рабочего со стороны жены профессора и его сына-гимназиста проходит. Квартиру профессора начинают посещать рабочие завода. Вскоре она уже не может вместить всех желающих послушать профессора, и он начинает читать популярные лекции в рабочем клубе. Младший сын профессора влюбляется в дочь рабочего, и они соединяют свои судьбы.
Картина была снята Петроградским кинокомитетом (первая постановка) в течение нескольких дней в служебных комнатах комитета.
Первая сценарная работа А. В. Луначарского.
Фильм сохранился неполностью.

Библиография: “Вестник народного просвещения”, Петроград, 1918, № 6—8.

 

Интересно, что фильм “Уплотнение” был снят режиссерами А. Пантелеевым, Д. Пашковским и А. Долиновым в служебных комнатах Петроградского кинокомитета и всего за несколько дней. А. В. Луначарский написал сценарий “Уплотнение” и появился в первых кадрах фильма как нарком просвещения. В картине снялся также председатель Петроградского кинокомитета Д. Ле-щенко в главной роли профессора химии Хрустина.
А. В. Луначарский поставил героя фильма—старого профессора Хрустина — перед необходимостью выбора. Переселившийся из подвала в квартиру Хрустина слесарь Пульников (И. Лерский) и его дочь наталкиваются на откровенную враждебность старшего сына профессора — юнкера, между тем как младший сын, гимназист, влюбляется в дочь рабочего. Пульников и его товарищи приглашают профессора читать популярные лекции в рабочем клубе. Ученик профессора, настроенный антибольшевистски, напрасно пытается перетянуть Хрустина в свой лагерь.
Нетрудно уловить в сценарии А. В. Луначарского некоторые идейные и даже сюжетные мотивы, близкие фильму “Депутат Балтики” — крупнейшему произведению советского киноискусства 30-х годов.
Но, естественно, агитка “Уплотнение” оставалась детищем своего времени. Союз науки и рабочих иллюстрировался на экране кадрами, где рабочий в кожаной куртке и седобородый профессор пожимают друг другу руки, вместе читают книгу, идут рядом в шеренгах демонстрантов. Любовь гимназиста и дочери рабочего рисовалась в идиллических сценках, а эпизод ареста старшего сына, —«/ юнкера, был подан как акт торжествующего возмездия: человек в красноармейской шинели, потрясая револьвером, обращался с экрана в зал, приглашая зрителей разделить его справедливый гнев.
Мелодраматизм в значительной мере окрашивал действие агитфильма. Но это было свойственно не одному “Уплотнению”.
В начале 1919 года по инициативе А. М. Горького отдел театров и зрелищ Наркомпроса объявил конкурс на мелодраму с условием: “Так как мелодрама строится на психологическом примитивизме — на упрощении чувств и взаимоотношений действующих лиц,— желательно, чтобы авторы определенно и ясно подчеркивали свои симпатии или антипатии к тому или иному герою” . Особенности мелодрамы позволяли “определенно и ясно” выявить расстановку социальных сил на сцене и на экране.

__________________________________
История советского кино, т.1, стр. 70-71

 

___________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.