Человек в зеленой перчатке
Фильм «Человек в зеленой перчатке», над которым я сейчас работаю, утверждает благородную, гуманистическую идею: добро, как прекраснейшее человеческое качество, сильнее зла, и поэтому оно побеждает. Носителем доброго начала в фильме является образ человека в зеленой перчатке.
Артист цирка А. АЛЁШИЧЕВ
В сценарии фильма развертывается тема мужества, силы воли и, если хотите, одержимости в достижении поставленной цели. Григорий Ковелло, первоклассный воздушный гимнаст, теряет во время войны руку. Казалось бы, что для него все пути возвращения к любимой работе навсегда закрыты. Но именно такой на первый взгляд недостижимой цели достигает Григорий Ковелло: он возвращается на манеж. С почти сказочной настойчивостью артист блестяще реализует свою поэтическую мечту: создает новый блистательный номер — эквилибр на одной руке.
Разве рассказ о феноменальной закалке воли и умелом сосредоточении всех творческих помыслов и возможностей на одном, — разве рассказ об этом не поучителен для любого молодого человека? Вот почему я с такой охотой и энтузиазмом взялся за постановку фильма «Человек в зеленой перчатке» на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Мы намерены выпустить его в предельно сжатые производственные сроки — к великому всенародному празднику пятидесятилетия рождения Советской власти.
Цирк я люблю и знаю давно. Еще в 1927 году на манеже Московского цирка я поставил пантомиму по сценарию Назыма Хикмета «Мы — Октябрю». Несколько лет назад литератор Лев Гросман познакомился с цирковым артистом Львом Осинским и положил в основу сюжета будущего фильма некоторые факты его биографии, конечно, творчески дополнив их и связав между собой. При создании режиссерской партитуры и при съемках я, естественно, иду по такому же творческому пути, расцвечивая будущий фильм своей фантазией и одновременно приближая его к жизненной и цирковой правде.
Выступает Л. ОСИНСКИЙ
Мне помогают в этой работе стерео-операторы Виталий Шолин, Владимир Чибисов, композитор Никита Богословский, звукооператор Вартан Ерамишев, основной актерский состав и, разумеется, весь съемочный коллектив. Для ответственной и важнейшей роли «человека в зеленой перчатке» приглашен артист Ленинградского театра комедии Евгений Жаров — сын Михаила Жарова, создавшего тридцать шесть лет назад яркий образ отрицательного героя, главаря бандитов Фомки Жигана в моем фильме «Путевка в жизнь»
Хочу отметить, что Евгений Жаров подошел к работе над ролью «человека в зеленой перчатке» с похвальной требовательностью и творческим энтузиазмом. Роль эта представляет особые трудности. Хотя «человек в зеленой перчатке» и проходит через весь фильм, но, как фигура полуреальная, он ни разу не входит в непосредственный контакт с действующими лицами, а лишь отражает, как бы конденсирует их мысли, чувства, душевные порывы и, как я упоминал, олицетворяет идею добра.
Воплотить на экране главный, уже реалистический образ героя фильма Григория Ковелло поручено артисту Константину Самсонову. Это будет его первая большая роль в кино. Дебютирует в фильме в роли воздушной гимнастки Лины Ковелло и молодая актриса Ингрид Андрин, в этом году окончившая Государственный институт кинематографии, а роль Лины Ковелло в детские годы выполняет четырехлетняя Элла Новикова, полюбившаяся кинозрителям по фильму «Такой большой мальчик». Роль Федора Ковелло поручена киноартисту Эдуарду Изотову, а роль Тани Ковелло — Евгении Калмыковой, воспитаннице Государственного училища циркового и эстрадного искусства.
Е. ЖАРОВ в роли «Человека в зеленой перчатке»
Из опытных исполнителей в фильме участвует артист театра имени Ермоловой Николай Брилинг. Он работает над трудным образом антигероя — эсэсовца Отто Мюллера. Роль директора цирка находится в опытных руках обаятельного, веселого актера театра и кино Леонида Довлатова. В фильме снимаются несколько мастеров цирка. Среди них — группа воздушных гимнастов под руководством Юрия Моруса, воздушная гимнастка Галина Адаскина, жонглеры Прокопьевы и молодой артист А. Алешичев.
Но самым примечательным будет, конечно, то, что в конце фильма зрители увидят и самого Льва Осинского в его уникальном, я бы сказал, поэтическом номере — эквилибр на одной руке. Это тем более интересно, что Лев Осинский — прообраз Григория Ковелло. Мне хочется отметить среди участников будущего фильма и молодую актрису, окончившую ГИТИС, Надежду Дрозд. Она исполняет роль французской разведчицы и одновременно танцовщицы и певицы Жанетт, участницы французского Сопротивления.
Нередко мне задают вопрос, на который не так-то легко ответить: к какому жанру можно будет отнести фильм «Человек в зеленой перчатке»? Дело в том, что во всех моих фильмах я применял творческий метод смешения разных жанров. Именно таким методом, на мой взгляд, и достигается жизненность, доходчивость фильма. Мне посчастливилось создать в 1931 году первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь», а затем и первые цветные фильмы «Груня Корнакова» («Соловей-Соловушко») и «Сорочинская ярмарка».
Новый фильм «Человек в зеленой перчатке» цветной стереоскопический и снимается по безочковому методу инженера С. Иванова. Новаторство фильма прежде всего в новых творческих приемах стереоскопического решения ряда эпизодов и сюжетных линий фильма. Наш опыт, надеюсь, поможет другим творческим работникам при создании будущих стереофильмов. Мы рассчитываем показать «Человека в зеленой перчатке» в дни пятидесятилетия Великого Октября в Москве, в новом стереокинотеатре «Октябрь», построенном на проспекте имени Калинина.
НИКОЛАЙ ЭКК
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.
___________________________________________________________
ЖУРНАЛЫ
ФИЛЬМОГРАФИЯ ПО СИСТЕМЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ по алфавиту
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |